Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:04, дипломная работа
Следует заметить, что интерес к проблеме корпоративной культуры проявлялся в практике менеджмента на Западе и ранее, как основа жизненного потенциала организации включающего в себя: то, ради чего люди стали членами одной компании; как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо. Всё это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.
В нашей стране, взгляды на формирование корпоративной культуры и в частности корпоративной культуры библиотек, пока ещё находятся на стадии развития. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами затрудняет практическое осуществление управления развитием корпоративной культуры и решения основных проблем по её изменению и совершенствованию.
Введение 3
Глава 1 Сущность корпоративной культуры. 8
1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование. 8
1.2 .Модели и типы корпоративной культуры. 22
Глава 2. Корпоративная культура библиотеки. 35
2.1. Формирование корпоративной культуры библиотеки. 36
2.2.Традиции и имидж библиотеки, как составляющая корпоративной культуры. 45
Глава 3. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.1.Программа исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.2.Результаты исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 62
Заключение. 73
Список литературы. 76
Выводы по главе:
1. Корпоративная культура в библиотеке представлена системой как формальных, так и неформальных элементов, которые соответствуют миссии, традициям, разделяемым ценностям, присущим детской библиотеке.
2. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской развивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе и, является организующим началом на внутреннем и внешнем уровне, что позволяет ей быть узнаваемой, иметь собственный специфический имидж, имя и статус.
3. В Алтайской краевой детской библиотеки им Н.К.Крупской, имидж в основном формируется посредством высокой культуры отношения персонала к пользователям и с помощью средств массовой информации, а так же благодаря партнёрству с внешним миром и организованной и планомерной работой с читателями, сформированными фирменными символами и атрибутами библиотеки.
4. На фоне небольшой разобщенности коллектива, присутствует значительный интерес к проблеме формирования и развития корпоративной культуры своей библиотеки, позитивный настрой, желание развиваться.
5. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской в основном формируется за счет имиджевых составляющих, психологического климата и в меньшей степени из сложившихся традиций и обычаев.
6. Выработанные в ходе исследования рекомендации будут являться одним из первых шагов на пути к совершенствованию корпоративной культуры и использовании ее для дальнейшего повышения эффективности деятельности Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской.
Заключение.
Интерес к корпоративной культуре, как к одному из рычагов, влияющих на эффективность функционирования библиотечной деятельности сегодня особенно актуален в нашей стране, где основные теоретические и практические направления по формированию корпоративной культуры, пока ещё находятся на стадии развития и проработки.
Современные требования к работе библиотек свидетельствуют, что организации необходима особая, внятно прописанная корпоративная культура, которая является оптимальным способом управленческого регулирования деятельности современной библиотеки, и этой культуре должно уделяться первостепенное внимание в плане разработки и внедрения.
В ходе исследования получили подтверждение рабочие гипотезы о том, что корпоративная культура, является эффективным инструментом, обеспечивающим внешнюю интеграцию библиотеки в социуме, стимулирует инициативу, обеспечивает лояльность и взаимопонимание между сотрудниками в принятии решений, методах и способах деятельности.
Работа над формированием корпоративной культуры библиотеки предполагает наличие своеобразного корпоративного руководства библиотеки, в котором выработаны и сформулированы определения миссии библиотеки, основных целей ее деятельности; даются основные направления положительного имиджа; сформулированы стандарты поведения сотрудников; отражены основные традиции.
Имидж и корпоративная культура взаимно влияют друг на друга, и вместе работают на стратегические цели организации.
Визуальные и вербальные черты имиджа библиотеки создают корпоративную индивидуальность, которая отличает данную организацию от других и устанавливает ее корпоративную узнаваемость.
Являясь условием конкурентоспособности организации на уровне образных концептуальных решений, благоприятный имидж становится важнейшей целью коммуникационной политики и корпоративной культуры библиотеки, так как определяет ее общее восприятие широким кругом общественности.
В ходе практического исследования формирования корпоративной культуры на базе Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской были проанализированы и изучены специфика и тенденции развития корпоративной культуры в данной библиотеке.
На основании целей исследования изучались все составляющие корпоративной культуры в библиотеке: представления коллектива о миссии библиотеки, о ресурсах библиотеки, посредством которых осуществляется достижение конкретных целей; представления работников о своей роли и месте в процессе достижения целей; отношение к истории, традициям; работу с персоналом.
В результате исследования нашли подтверждение наши предположения о том, что корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской формируется и развивается на базе сложившихся традиций, продуманных имиджевых составляющих, обеспечивающих как интеграцию и узнавание библиотеки в социуме, так и внутреннее взаимопонимание, и благоприятный корпоративный климат в коллективе.
Исследуемая корпоративная культура в библиотеке представлена системой как формальных, так и неформальных элементов, которые соответствуют миссии, традициям, разделяемым ценностям, присущим детской библиотеке.
Формирование и развитие корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской реализуется в соответствии с изменениями, происходящими в обществе и, является организующим началом на внутреннем и внешнем уровне, что позволяет ей быть узнаваемой, иметь собственный специфический имидж, имя и статус.
Анкетный опрос выявил небольшую разобщенность коллектива, но вместе с тем, показал, что в данном коллективе присутствует значительный интерес к проблеме формирования и развития корпоративной культуры своей библиотеки, позитивный настрой, желание развиваться.
Анализ результатов исследования показал, что корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской в основном формируется за счет имиджевых составляющих, психологического климата и в меньшей степени за счёт сложившихся традиций и обычаев.
Также по результатам исследования были разработаны некоторые рекомендации по формированию корпоративной культуры в Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской.
Изучение темы, практическое исследование и выработка конкретных рекомендаций базируется на том, что корпоративная культура является инструментом, с помощью которого можно привести организацию к успеху, процветанию и стабильности, но при неумелом или неуместном использовании возможны прямо противоположные результаты.
Поэтому корпоративную культуру необходимо изучать, следить за ее формированием, совершенствовать и регулировать ее изменения. Прежде всего, корпоративная культура должна стать органичной частью всей организации, быть адекватной современным требованиям, продиктованным экономическим и технологическим развитием, а также спецификой законодательства и менталитета, спецификой конкретной библиотеки. Корпоративная культура обязательно должна содействовать достижению поставленных целей, а, следовательно, и повышению эффективности деятельности организации.
Список литературы:
1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / И. Ансофф.- СПб: Питер, 1999. - 416 с.
2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации [Текст] / Т.Ю.Базаров. - М.:ИПК Госслужбы., 1996.- 224с.
3. Бандурин, А.В. Деятельность корпораций [Текст] / А.В.Бандурин. - М.: БУКВИЦА, 1999. - 600 с.
4. Беляцкий, Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента [Текст]: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий. Мн.: Новая знание, 2001. 320 с.
5. Блынская, О.Е. Корпоративная культура Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова / О.Е. Блынская // Науч. и техн. б-ки.— 2002.—№ в.—С.44—56.
6. Буева, И. И. Современная провинциальная культура [Текст]: идеология корпоративизма в организации творческого сотрудничества "Театр-наука" / И. И. Буева // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2009. - 3. - С. 31 - 37.
7. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] / О. С. Виханский. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2005. - 296 с.
8. Воробьева, С. Корпоративная культура – условие развития всех и каждого [Текст] / С. Воробьева //Библиотека.- 2009.- 5.- С. 46-47.
9. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] / И. Н. Герчикова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.
10. Голубева, Е. Корпоративная культура: экология внутри компании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http//www.job-today/rulissue/
11. Гэлэгер, Ричард Душа организации: как создать успешную корпоративную культуру: научно-популярная литература [Текст] / Р. Гэлэгер. - М.: Добрая книга, 2006. - 347 с.
12. Дворкина, М. Я. Об изменении библиотечного обслуживания и о библиотечной философии [Текст] / М. Я. Дворкина // Библиотековедение. - 1997. - 5/6. - С. 20 - 28.
13. Дрешер, Ю. Н. Корпоративное управление и корпоративная культура в библиотечно-информационной сфере [Текст] / Ю. Н. Дрешер, Т. А. Атланова // Научные и технические библиотеки. - 2004. - 9. - С. 14 - 25.
14. Дригайло, В.Г. Основы организации работы библиотеки вуза [Текст]: науч.-практ. пособие / В.Г. Дригайло.- М.: Либерея- Бибинформ, 2007.- 619с.
15. Дробышева, Ю. С. Корпоративная информационная культура [Текст]: учеб. метод. комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» / Ю. С. Дробышева; АлтГАКиИ. - Барнаул: изд-во АлтГАКиИ, 2010. - 26 с.
16. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.П. Егоршин.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ИНФРА - М,2006.-352с.- (Высшее образование)
17. Емельянов, Е.Н., Поварницына Е.Е. Психология бизнеса [Текст] / Е. Н. Емельянов, Е. Е. Поварницына. - М.: АРМАДА,1998.- 126 с.
18. Захаров, А. Корпоративное управление в России [Текст] / А. Захаров // Аналитический банковский журнал. - 2001. - 6. - С. 40 - 43.
19. Иванов, М.А., Шустерман, Д.М. Организация как Ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса [Текст] / М. А. Иванов, Д. М. Шустерман. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 322 с.
20. Иванова, С. Корпоративная культура. Традиции и современность [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.irinam.com/index.
21. Камерон, К., Куинн, Р. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст] / К. Камерон, Р. Куинн; пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. - СПб: Питер, 2001. - 320 с.
22. Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR [Текст]: учеб.- практ. пособие / Э. А. Капитонов, А. Э. Капитонов. - М.; Ростов н/Д: Издат. центр МарТ, 2003. - 416 с.
23. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура: теория и практика: научное издание [Текст] / Э. А. Капитонов, В. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 351 с.
24. Кнышова, Е.Н. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Кнышова.- М.: ФОРУМ ИНФЛА - М, 2005.- 302с.- (Профессиональное образование)
25. Козлов, В. В., Козлова, А.А. Корпоративная культура: «костюм успешного бизнеса» [Текст] / В. В. Козлов, А. А. Козлова // Управление персоналом. - 2004. - 11. - С.15 - 17.
26. Коряковцева, Н. А. Роль библиотеки в формировании корпоративной идентичности вуза [Текст] / Н. И. Коряковцева // Научные и технические библиотеки: научно-практический журнал для специалистов библиотечно-информационной и смежных отраслей. - 2009. - 7. - С. 5 - 11. - Библиография в конце статьи.
27. Кошелев, А. Н. Основы менеджмента [Текст] / А.Н.Кошелев, Н.Н.Иванникова.- М.: Издательство «Экзамен»,2007.- 510,[2] с.
28. Крылов, Н. Конференции, съезды, вечеринки - все это ритуалы процесса интеграции. [Текст] / Н. Крылов //Капитал Москва, 1997.- 7. - С .2-3.
29. Крылов, Н. Ни одна команда не хочет узнавать счет в конце года. [Текст] / Н. Крылов //Капитал Москва, 1997.-31.-С.8-27.
30. Кубанейшвили, А. Преобразование компании - начните с корпоративной культуры. [Текст] / А. Кубанейшвили // РЦБ. Управление персоналом. - 2001. - 1. - с. 10-18.
31. Кузнецов, Ю.В. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособие / Ю. В. Кузнецов. - М: ОЛБИС, 2003. - 185 с.
32. Ларичева Е. А. Сравнительный анализ корпоративной, инновационной культуры и культуры производства [Текст] / Е. А. Ларичева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - 5. - С. 25-32.
33. Майерс, Дэвид Социальная психология [Текст] / Дэвид Майерс.- пер.с англ. - СПб.: Питер Ком,1998. - 280 с.
34. Матвеев, А. Б. О понятии «корпоративная культура» и условиях ее развития в России [Текст] / А. Б. Матвеев // Философские науки: научный образовательный просветительский журнал. - 2007. - 12. - С. 66 - 85.
35. Мелентьева, Ю. П. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря [Текст] / Ю. П. Мелентьева // Российская библиотечная ассоциация. - М.:, 1999. - 8 с.
36. Менеджмент в организациях [Текст]: учеб. пособие / Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У., Томпсон Виктор А // М.: РАГС Экономика,1995.- 67с.
37. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / под ред. М.Л. Разу.- М.: КноРус, 2008.- 319с.: ил., табл.- (Среднее профессиональное образование)
38. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 558 с.
Информация о работе Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития