Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:04, дипломная работа
Следует заметить, что интерес к проблеме корпоративной культуры проявлялся в практике менеджмента на Западе и ранее, как основа жизненного потенциала организации включающего в себя: то, ради чего люди стали членами одной компании; как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо. Всё это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.
В нашей стране, взгляды на формирование корпоративной культуры и в частности корпоративной культуры библиотек, пока ещё находятся на стадии развития. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами затрудняет практическое осуществление управления развитием корпоративной культуры и решения основных проблем по её изменению и совершенствованию.
Введение 3
Глава 1 Сущность корпоративной культуры. 8
1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование. 8
1.2 .Модели и типы корпоративной культуры. 22
Глава 2. Корпоративная культура библиотеки. 35
2.1. Формирование корпоративной культуры библиотеки. 36
2.2.Традиции и имидж библиотеки, как составляющая корпоративной культуры. 45
Глава 3. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.1.Программа исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.2.Результаты исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 62
Заключение. 73
Список литературы. 76
39. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. - М.:Дело, 1992. - 702 с.
40. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1998.- 36с.
41. Пальцев, М. А. Особенности построения системы корпоративного управления в вузе [Текст] / М. А. Пальцев // Университетское управление. - 2007. - 1. - С. 12 - 15.
42. Перминова, С., Тульчинский, Г. Культура фирмы [Текст] / С. Перминова, Г. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2006. - 292 с.
43. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Персикова. - М.: Логос, 2002. - 224 с.
44. Погорадзе, А.А. Культура производства: сущность и факторы развития [Текст] / А. А. Погорадзе. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение,1999.-С.12-18.
45. Радченко, Я. Организационная культура руководителя [Текст] / Я. Радченко // Проблемы теории и практики управления. - 1992. - 4. - С. 13 - 19.
46. Рахимова, Н. М. Технические библиотеки в контексте формирования единого корпоративного информационно-библиотечного пространства региона [Текст] / Н. М. Рахимова // Научные и технические библиотеки: научно-практический журнал для специалистов библиотечно-информационной и смежных отраслей. - 2009. - 7. - С. 21 - 26.
47. Рышанова, У. Трудное искусство управления: имидж и культура руководителя [Текст] / У. Рышанова // Библиотечное дело.- 2008.- 5.- С.10- 11.
48. Смирнов, Э.А. Основы теории организации [Текст] / Э. А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 373с.
49. Спивак, В.А. Корпоративная культура [Текст] / В. А. Спивак. - СПб: Питер, 2001. - 248 с.
50. Справочник библиотекаря [Текст] / под. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина.- 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Профессия, 2006.- 496с.- (Серия Библиотека)
51. Стрелкова, И. Б. Мотивация как необходимый фактор профессиональной успешности библиотечного специалиста [Текст] / И. Б. Стрелкова // Научно и технические библиотеки: научно-практический журнал для специалистов библиотечно-информационной и смежных отраслей. - 2010. - 2. - С. 63 - 74.
52. Стрелкова, И.Б. Копилка идей и мудрых советов: искусство результативного управления [Текст] / И.Б. Стрелкова // Библиотечное дело.- 2008.- 19.- С.37- 40.
53. Суслова, И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой [Текст]: учеб. пособие / И.М. Суслова, Т.Е. Дубенок.- СПб.: Профессия, 2008.- 191с.
54. Сухорукова, М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры [Текст] / М. Сухорукова // Управление персоналом. - 2000. - 11. - С. 11 - 14.
55. Томилов, В. Формирование организационной культуры экономических систем [Текст] / В. Томилов // Проблемы теории и практики управления. - 1995. - 1. - С. 27 - 29.
56. Томилов, В.В. Культура предпринимательства [Текст] / В. В. Томилов. - СПб: Питер, 2004. - 368 с.
57. Тренев, Н.Н. Стратегическое управление [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. Н. Тренев. - М.: ПРИОР, 2005. - 288 с.
58. Трушникова, Г. А., Мозес, Т. А. Программа формирования корпоративной культуры [Текст]: [из опыта научной библиотеки Алтайского государственного университета] / Г. А. Трушникова, Т. А. Мозес // Теория и практика библиотечного дела на Алтае. - 2006. - 9. - С. 76 - 88.
59. Тунгоева, З. И. Феномен корпоративной культуры в контексте эффективного управления организацией: культурологический аспект [Текст] / З. И. Тунгоева // Вопросы культурологии: научно-практический и методический журнал. - 2009. - 8. - С. 67 - 70.
60. Ульяновский, А.В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса. [Текст] / Ульяновский, А.В. - Изд. 2-е, дораб. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
61. Управление персоналом [Текст]: современная российская практика. - СПб.: Питер,2003. - 124 с.
62. Ушакова, Д. Корпоративная культура - опыт формирования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://aprait.ru/consulting/
63. Хант, Дейон. Управление людьми в компании [Текст] / Дейон Хант; пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 1999. - 144 с.
64. Храброва, И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции [Текст] / И. А. Храброва. - М.: Издательский Дом "Альпина", 2005. - 198 с.
65. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент [Текст]/ В.М.Цветаев.- М.: ТКВелби, Проспект, 2004.- 146с.
66. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью [Текст]: теория и практика: учеб. пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Дело, 2004. - 389 с.
67. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э. Шейн; пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2002. - 448 с.
68. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст]/ С.В. Шекшня. - М.: Бизнес школа, Интерсинтез, 1995.- 512с.
69. Шепель, В.М. Эффективный менеджмент [Текст]: мыслить по-русски / В.М.Шепель.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 383с.
70. Шишмаков, В. Т. Траектория развития - профессионализм, интеллект, культура [Текст]: [Дальневосточный институт международного бизнеса]/ В. Т. Шишмаков // Аккредитация в образовании. - 2007. - 16. - С. 52 - 54.
71. Янц Т. Измерение и формирование эффективной культуры труда: Фронтальный штурм или фланговый маневр [Текст] / Т. Янц. - М.: Экономика, 1991. - 181 с.
72. Ястребова, Е.М. Пособие по корпоративной культуре библиотеки [Текст] / Е. М. Ястребова. - М.: ГПНТБ России,2008.-160 с.
73. Ястребова, Е.М. Корпоративная культура библиотеки: теория, история, современные тенденции [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.М.Ястребова.- М.: Литера, 2009.- 255с.
Приложение 1.
Рисунок 1.2. Х-окно Яна Хармса как иллюстрация к классификации Г. Харрисона и Ч. Хенди где
1. - корпоративная культура, ориентированная на власть,
2. - корпоративная культура, ориентированная на роль,
3. - корпоративная культура, ориентированная на задачу,
4. - корпоративная культура, ориентированная на человека.
Пояснения.
1. Культура, ориентированная на власть изображена Я.Хармсом в виде паутины, так как в них существует только один центр власти, откуда исходят все приказы. Эти организации контролируются главными членами, занимающими самые важные посты и несущими некоторую ответственность. Результаты являются главными критериями успеха. Человек, находящийся в центре власти, должен обладать интуицией и уметь мыслить большими категориями. Эти люди предпочитают устное общение письменному. Хороший сотрудник этой организации прилежно работает, следует всем указаниям и делает только свою работу в соответствии с интересами человека у центра власти.
2. Ролевая культура была изображена Я.Хармсом в виде греческого храма. Мощь такой организации заключается в колоннах - отделах, которые координируются верхушкой греческого храма. Информация от одной колонны к другой не передается сразу же с одного уровня на другой (с уровня одной колонны на такой же уровень другой колонны). Сначала эта информация идет наверх колонны первой колонны, затем к вершине следующей колонны, и, наконец, на соответствующий уровень этой колонны. Логика и рациональность доминируют в организациях такого типа. Поддержание дел и улучшение системы имеют большее значение, чем гибкость и находчивость. Специализация заданий, описание работы, процедуры играют огромную роль. Однако если окружающая среда неспокойна, то такие организации испытывают большие трудности.
3. Культура задания была изображена Я.Хармасом в виде плана-графика. Сотрудники организаций такого типа прагматичны и готовы приспосабливаться к требованиям работы. Очень часто они называют себя профессионалами. Для них самое важное - выполнить работу. Для того чтобы улучшить качество работы, они объединяются в группы. Эта культура групп экспертов. Хороший сотрудник в таких организациях сам заставляет себя выполнять работу как можно лучше. Руководители таких организаций - неунывающие люди. Они любят давать советы, "делать указания". 4. Индивидуальная культура была изображена в виде протоплазмы. Основная проблема для руководителей организаций такого типа - это то, что члены организации не признают власть организации. Они пытаются вовлечь руководителя в свои личные дела, создать обстоятельства, в которых люди сами развиваются. В организациях с такой культурой структуры и технологические операции сведены к минимуму.
Приложение 2.
Механизмы внедрения культурных основ лидерами
№ |
Механизмы внедрения культурных основ
| |
первичные механизмы | вторичные механизмы | |
1. | на что обращают внимание, что оценивают и что контролируют лидеры | структура и устройство организации |
2. | как лидеры ведут себя в критических случаях и при организационных кризисах | организационные системы и процедуры |
3. | объективные критерии распределения дефицитных ресурсов | организационные обычаи и ритуалы |
4. | сознательное ролевое моделирование, обучение и наставничество | дизайн физического пространства, фасадов и зданий |
5. | объективные критерии определения уровня вознаграждения и статуса работника | истории, легенды и мифы об определенных лицах и событиях |
6. | объективные критерии при найме, отборе, продвижении, переводе и увольнении работников организации | официальное провозглашение организационной философии, ценностей и убеждений |
Приложение 4.
АНКЕТА
Уважаемые коллеги, просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Ваши ответы будут учтены при разработке рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры библиотеки. Данное анкетирование проводится в научных целях, главной из которых является анализ традиций и имиджа библиотеки, как одной из составляющих корпоративной культуры. Отвечая на вопросы, пожалуйста, отметьте любым знаком, выбранные Вами варианты или напишите собственный.
1. На Ваш взгляд корпоративная культура библиотеки состоит из:
- принятых в коллективе норм и правил поведения;
- правил и манер общения с читателями;
- сложившихся традиций и обычаев;
- соблюдения индивидуальных интересов членов коллектива;
- формирования групповых ценностей;
- прозрачных и чётких целей работы;
- корпоративных символов (фирменная одежда, бейджи, логотип, слоган и т.д.);
- свой вариант ответа
2. Знакомы ли Вы с историей Вашей библиотеки?
- да
- нет
- в общих чертах
- свой вариант ответа
3. Могли бы Вы назвать атрибуты вашей библиотеки (герб, слоган, гимн и др.)
4. По Вашему мнению, корпоративный климат организации формируется:
- распорядительными документами администрации, регламентирующими стиль поведения и содержание деятельности сотрудников;
- определяется руководителем и его управленческими решениями;
- определёнными и сформировавшимися функциями и перспективами развития организации (миссия);
- социально-психологическими условиями деятельности сотрудников;
- экономическими стимулами;
- разработанной системой ценностей работы с пользователями библиотеки;
- корпоративными мероприятиями;
- традициями библиотеки;
- что-то ещё ______________________________
5. Чем на Ваш взгляд библиотека, в которой Вы работаете, отличается от других библиотек системы?
6. Испытываете ли Вы чувство гордости за свою библиотеку?
- да
-нет
- что-то ещё ______________________________
7. Какие традиции существуют в вашей библиотеке?
- публичное награждение отличившихся сотрудников;
- совместные корпоративные мероприятия;
- празднование юбилеев сотрудников;
- совместные экскурсии, посещение культурных мероприятий;
- коллективный отдых;
- что-то ещё ______________________________
8. Как долго они существуют?
9. Какие традиции, ранее существовавшие в Вашей библиотеке, хотели бы Вы возродить?
10. Проводятся ли в вашем коллективе корпоративные праздники и какие?
11. По Вашему мнению, имидж библиотеки формируется благодаря
Информация о работе Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития