Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:04, дипломная работа

Описание работы

Следует заметить, что интерес к проблеме корпоративной культуры проявлялся в практике менеджмента на Западе и ранее, как основа жизненного потенциала организации включающего в себя: то, ради чего люди стали членами одной компании; как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо. Всё это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.
В нашей стране, взгляды на формирование корпоративной культуры и в частности корпоративной культуры библиотек, пока ещё находятся на стадии развития. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами затрудняет практическое осуществление управления развитием корпоративной культуры и решения основных проблем по её изменению и совершенствованию.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность корпоративной культуры. 8
1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование. 8
1.2 .Модели и типы корпоративной культуры. 22
Глава 2. Корпоративная культура библиотеки. 35
2.1. Формирование корпоративной культуры библиотеки. 36
2.2.Традиции и имидж библиотеки, как составляющая корпоративной культуры. 45
Глава 3. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.1.Программа исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.2.Результаты исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 62
Заключение. 73
Список литературы. 76

Файлы: 1 файл

дипломная в 3м ворде подробнее.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

- следованию миссии библиотеки;

- организованной и планомерной работе с читателями;

- средствам массовой информации;

- проведению мероприятий;

- высокой культуре отношения персонала к пользователям;

- партнёрству с внешним миром;

- сформированным фирменным символам и атрибутам библиотеки;

- что-то ещё _______________________________________________________

12.   На Ваш взгляд, необходимо ли вести постоянную работу по формированию положительного имиджа библиотеки? Для какой цели? 

13.   На Ваш взгляд, кто конкретно должен  заниматься формированием и изменением образа библиотеки?

- руководство;

- специально созданная рабочая группа;

- весь коллектив;

- что-то ещё _______________________________________________________

14.   Пожалуйста, опишите в нескольких словах, каким Вы видите в будущем вашу библиотеку.

15.   Пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:

- образование ______________________________________________________

- пол ______________________________________________________________

- возраст __________________________________________________________

- занимаемая должность _____________________________________________

- стаж работы в библиотеке __________________________________________

 

Благодарим Вас за участие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Вопросы интервью с директором Алтайской  краевой  детской  библиотеки им. Н.К.Крупской:

 

1.  Можете ли вы описать культуру в вашей организации?

2.     Разработан ли фирменный стиль (логотип, слоган и т.д.)?

3.  Каковы традиции и ритуалы, писаные и неписаные правила существуют в вашей библиотеке?

4.  Какова миссия вашей библиотеки?

5.  Какие мероприятия проводятся в вашей библиотеке, непосредственно связанные с поддержанием её статуса?

6.     Каким образом продукт/услуги продвигаются к потребителю?

7.     Что является главной ценностью вашей организации?

8.  Какова ваша политика в области персонала?

9.  Что из истории вашей организации «живо» в настоящем?

10. Какие события отмечаются в вашей организации?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Аннотация по разработке корпоративного кодекса для библиотеки.

Корпоративный кодекс – это документ или свод документов, описывающий правила ведения дел и взаимоотношений внутри организации. Кодекс может транслировать ценности библиотеки, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

Как правило, корпоративный кодекс состоит из следующих разделов:  

I. Введение

 1. Для чего создан Кодекс

2. Что такое Кодекс

3. На каких главных ценностях библиотеки основан Кодекс

4.Нормы и приоритеты деятельности библиотеки, устанавливаемые Кодексом

5. Задачи, решаемые Кодексом

 II. История деятельности и развития библиотеки

 III. Миссия библиотеки

 1. Стратегическая миссия

2. Философская миссия

3. Миссия - слоган

 IV. Основные принципы деятельности организации

 V. Стандарты поведения.

Жесткого стандарта в отношении того, чем должен быть наполнен корпоративный кодекс, нет. Как правило, в нем сформулированы миссия и задачи, основные ценности библиотеки, зафиксированы стандарты поведения сотрудников, описаны корпоративные традиции. Цель составления корпоративного кодекса в том, чтобы каждый сотрудник понимал, каковы ценности и цели организации и, что она ожидает от каждого сотрудника.

Создание корпоративного кодекса является необходимым для библиотеки, ставящей задачу включить персонал в способы изменения своего функционирования, воспитать в работниках чувство ответственности перед библиотекой, приверженность своей организации, до минимума сократить внутрибиблиотечные конфликты, повысить имидж библиотеки во внешней среде.

Вариант  структуры корпоративного кодекса:

Введение.

Раздел должен включать:

                    обращение к сотруднику с пояснением предназначения данного документа и его содержания, а также имена и должности сотрудников, которые смогут ответить на возникшие в процессе чтения вопросы;

                    историю библиотеки (самые яркие события, проекты, описание направления деятельности);

                    организационную структуру (может быть представлена в виде схемы в приложении), краткое описание функций и задач основных подразделений;

                    миссию библиотеки, ее цели и принципы.

Процедуры библиотеки. В разделе описывают важные процедуры, действие которых распространяется на всех сотрудников:

                    прием на работу (необходимые документы, процедура);

                    адаптация;

                    оценка деятельности сотрудников (цели, правила и форма проведения оценки);

                    система обучения в библиотеке (принципы, возможности, виды обучения);

                    прекращение трудовых отношений (процедура увольнения).

Внутренний распорядок. Приводят основные правила и график роботы:

                    рабочее время;

                    выходные и праздники;

                    отпуск;

                    рабочее место;

Внешний вид. (пример: Внешний вид сотрудника является не только выражением его личного отношения к окружающим и заставляет быть более собранным на рабочем месте, но и формирует у посетителей мнение о библиотеке в целом. Поэтому личный имидж сотрудника — это часть имиджа библиотеки, и относиться к нему надо соответственно.)

Мотивационная политика библиотеки.

В разделе описывают:

                    структуру вознаграждения;

                    виды премий (перечень, доступ, условия оформления, описания программ);

                    возможности (принципы и условия повышения уровня вознаграждения).

Раздел может содержать ряд таких моментов, как:

конфиденциальность информации (пример: «Сохранение конфиденциальности»

1.                  Сотрудникам запрещается разглашать информацию, отнесенную к конфиденциальной.

2.                  Конфиденциальной информацией считается:

                                личная информация о сотруднике, размер его заработной платы и вознаграждений;

                                компьютерные коды и программы, а также информация о конфигурации оборудования, используемом программном обеспечении, данные о механизмах обработки и передачи информации;

                    финансовая информация, а также маркетинговые стратегии, разработка новых данных, незавершенные проекты и предложения, методы исследования и стратегии развития.)

                    общение внутри библиотеки (этикет);

                    корпоративные мероприятия.

Правила и инструкции.

Раздел может включать:

правила работы с офисной техникой, электронной почтой и т. д. (пример «…Вам разрешено использовать Интернет в личных целях, однако в этом случае им можно пользоваться, только если это не вредит работе, например, во время обеденного перерыва.

Установленное сетевое средство защиты не позволяет Вам получать доступ к некоторым сайтам.

Ни при каких обстоятельствах Вам не разрешается посещать нелегальные сайты либо передавать информацию запрещенную законом. Передача таких материалов и посещение таких сайтов может рассматриваться как серьезное дисциплинарное нарушение. 

Политика нашей библиотеки в отношении электронной почты основывается на следующем принципе: пользоваться электронной почтой могут все, кто работает с компьютером. Это позволяет использовать электронную почту для выполнения заданий, поручаемых Вам в рамках работы в нашей библиотеке.

Вам разрешено использовать электронную почту в личных целях, однако Вы должны придерживаться правил пользования. Невыполнение этих правил может рассматриваться как серьезное дисциплинарное нарушение и повлечь применение соответствующих дисциплинарных мер по отношению к Вам…»).

                    правила безопасности;

                    схему расположения помещений;

                    получение необходимой информации и помощь (ответственные лица).

Основные пункты возможного содержания корпоративного кодекса с учетом потребностей в основной информации работников всех уровней, можно видоизменять, добавляя или удаляя позиции в зависимости от необходимости раскрытия той или иной информации.

Корпоративный кодекс может быть оформлен в виде небольшого буклета и содержать сведения о библиотеке, ее миссии и истории, клиентах, самых ярких проектах, внутренних нормах и правилах. В них будет присутствовать как общий свод норм и правил, так и отдельные, предназначенные для конкретного подразделения  процедуры, принципы систем вознаграждения, инструкции и т. п.

Создание корпоративного кодекса – это один из способов обеспечения информационной открытости и публичности библиотеки, свидетельство приверженности высоким стандартам корпоративного поведения. Такой кодекс улучшает имидж библиотеки во внешней среде.

В дальнейшем нужно сделать так, чтобы кодекс действовал, а и постоянно им пользовались сотрудники. Выдержки из него можно оформить в виде плакатов и открыток, украсить ими стены библиотеки. Миссию библиотеки можно вывесить на всеобщее обозрение. Можно также оформить его как брошюру и вручить каждому работнику, торжественно преподнести каждому новичку. К кодексу следует обращаться при проведении общих собраний, планерок и других мероприятий.

И, конечно же, кодекс не должен стать догмой. Невозможно охватить им все без исключения ситуации, возникающие в работе и во взаимоотношениях. При создании документа кодекса следует предусмотреть возможность и механизм его изменения и дополнения, а также некий рабочий орган, своеобразный третейский суд для регулирования ситуаций, которые сложно истолковать после первого прочтения кодекса.

Корпоративный кодекс может и должен стать уникальным документом библиотеки, содержащим не только стратегическое видение руководства, нормы и ценности, правила поведения в сложных этических ситуациях, но и способы их трансляции рядовым сотрудникам. Чтобы документ действительно работал, он должен быть принят всеми сотрудниками библиотеки, стать интегрирующим документом, поводом для корпоративной гордости. Он будет служить инструментом внутрикорпоративного PR, ориентиром, фиксирующим общие ценности библиотеки.

Основные рекомендации по разработке и реализации корпоративного кодекса:

     Обеспечить качественное полиграфическое исполнение и привлекательный для сотрудников дизайн (для многих «бумажная» версия оказывается убедительнее электронной).

     Сделать его как можно короче и проще: выделить главное, отклонив необязательное, избегать демагогии, прописных истин и бюрократических оборотов.

     Сделать его остроумным, афористичным, местами - забавным: такие кодексы запоминаются, а главное - соблюдаются лучше, чем абсолютно серьезные.

     Стоит вынести проект корпоративного кодекса на всеобщее обсуждение среди сотрудников.

     Желательно привлечь руководителей подразделений и наиболее значимых линейных руководителей уже на этапе подготовки проекта - иначе потом могут быть сложности при внедрении.

     Активно использовать корпоративный кодекс на этапе адаптации новых сотрудников.

Корпоративный кодекс – это первый, но очень важный шаг на пути формирования этики трудовых отношений в библиотечных коллективах. Не стоит строить иллюзий, что сам факт его принятия создаст здоровый психологический климат и гармонизирует трудовые отношения. Однако, при соответствующей работе по внедрению кодекса, он сможет стать действенным и эффективным инструментом управления и развития библиотечных коллективов конкретных библиотек.

Список рекомендуемой литературы:

1.                  Библиотечная этика в странах мира [Текст]/ РНБ. Сост. В.Р. Фирсов, И.А. Трушина. – СПб.: Изд-во «Рос. нац. б-ка», 2002. – 156 с.;

2.                  Дворкина М.Я. Профессиональные ценности библиотекарей [Текст]/ М.Я. Дворкина // Мир библиотек сегодня. – 1996. – Вып. 4. – С. 3–7;

3.                  Езова С.А. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря принят, но обсуждение продолжается [Текст]/ С.А. Езо- ва // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 10. – С. 95–101;

4.                  Мелентьева Ю.П. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря: пять лет формирования нового профессионального сознания [Текст]/ Ю. П. Мелентьева // Современные проблемы библиотечной и информационной этики. – СПб.: Изд-во «Рос. нац. б-ка», 2006. – С. 15–25;

Информация о работе Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития