Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:25, курс лекций
Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом
Управленческое решение составляет основу процесса управления, т. е. управлять — это значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение — это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение — это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т. п.
В зависимости от различных факторов выделяют следующие виды решений:
По степени определенности:
— программированные
и незапрограммированные
По характеру и периоду осуществления:
— стратегические решения;
— тактические;
— оперативные.
По сфере, в которой принимается решение.
Решение может приниматься человеком в трех основных системах:
— техническая система;
— биологическая система;
— социальная (общественная) система.
Перечисленные виды систем
обладают различным уровнем
По форме:
— письменные решения;
— устные решения;
— решения, применяющиеся в автоматизированных системах.
По основаниям:
— интуитивные решения;
— решения, основанные на суждениях.
Например, мы делаем выбор изучать программу обучения управлению или бухгалтерскому учету, мы скорее всего примем решение на основе суждения исходя из опыта вводных курсов по каждому предмету. Суждение как основа организационного решения полезна, так как многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. В этом случае ранее принятое решение может быть использовано как шаблон при принятии аналогичного. Поскольку решение на основе суждения принимается в голове руководителя, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия;
— рациональные решения.
По признаку содержания задачи принятия решения различают:
— экономические;
— организационные;
— технические;
— технологические;
— политические.
Сфера их деятельности обусловливает специфические требования к принимаемому решению.
В зависимости от степени охвата объекта, в отношении которого принимается решение, выделяют следующие решения:
— общие, охватывающие весь объект и затрагивающие, как правило, жизненно важные стороны его деятельности;
— частные, касающиеся отдельных сторон деятельности;
— локальные.
По характерным чертам личности менеджера, принимающего управленческое решение, так как решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к разработке решения.
В связи с этим принято различать:
— уравновешенные решения;
— импульсивные решения;
— инертные решения;
— рискованные решения;
— осторожные решения.
Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обосновании и оптимизации.
Каждое управленческое
решение затрагивает
Экономическая сущность управленческого решения проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое управленческое решение имеет реальную стоимость и его реализация должна принести организации прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности всей организации.
Организационная сущность
управленческого решения
Социальная сущность
управленческого решения
Правовая сущность управленческого решения состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой кампании. Нарушение законодательства при разработке управленческого решения может повлечь за собой отмену решения, ответственность за его реализацию или за разработку.
Технологическая сущность
управленческого решения
Каждое решение должно уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального. Решение или выбор, затрагивающее всю организацию, будет иметь негативные последствия для каких-то ее частей. Поэтому следует рассматривать организацию с точки зрения системного подхода и учитывать возможные последствия управленческого решения для всех частей организации.
В организации все
решения некоторым образом
Общая теория управления должна включать принципы организации, обеспечивающие правильное принятие решений, точно так же, как включает принципы, обеспечивающие эффективные действия менеджера. Мнение Г. Саймона, лауреата Нобелевской премии, поддерживают многие исследователи и практики, называя принятие управленческого решения интегрирующим (Ф. Харрисон), центрирующим (О. Виханский, А. Наумов), связующим (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури), системообразующим (В. Цыгичко) элементом организации. Следует отметить, что системные организационные решения относятся к тому типу управленческих ресурсов, которые еще слабо освоены как практиками управления, так и методологами-консультантами. Первым трудно согласиться с тем, что самостоятельно они решают организационные задачи хуже, чем с участием посторонних, тем более что приходится пересматривать свои предпочтения и ценности, отказываться от многих привычных и в прошлом успешных алгоритмов действий. Консультантам в свою очередь приходится тратить гораздо больше усилий (по сравнению с решением других задач в рамках проектного, процессного консультирования) на диагностику-расшифровку хорошо скрываемых, а чаще слаборефлексируемых латентных механизмов организационного принятия решений и их детерминирующих структур. Так как связь консультирования по этим проблемам с результатами проектно-консалтинговой деятельности является опосредованной, неявной, то убедить менеджера пойти на инновации в системе принятия решений является довольно сложным и трудоемким процессом.
Смысл понятия «Системы принятия решений» не совпадает с содержанием близких по значению терминов — организационное решение, решение в «системах организационного управления», решения в организации.
Под организационным
решением понимается любое решение,
которое прямо или косвенно связано
с достижением организационных
Система принятия решений в организации является частью организационных решений и решений, принимаемых в организации, которая функционирует и осознается нами как определенная целостность.
Система принятия решений в организации включает в себя методологию и технологию вышерассмотренных типов решений в качестве существенных, но не единственных компонентов, так как, помимо них, в ней есть и другие элементы. Поэтому для совокупности «организационных решений» так же, как и для решений «в системах организационного управления», система принятия решений выступает в качестве носителя определенной «решающей» парадигмы, базисной модели, проявляющейся в ряде норм, требований, методиках и технологиях, в ценностных ориентациях и системе отношений между основными участниками процесса принятия решения в организации.
С позиций общего управленческого консультирования и организационного проектирования система принятия решений, для реформирования которой могут быть приглашены консультанты и проектанты, выявляется в процессе изучения вопросов классификации организационных решений по различным основаниям, путей принятия обычных решений, роли штатных специалистов и линейных руководителей в принятии организационных решений, роли коллективных органов в подготовке и принятии решений, участии в принятии решений представителей служащих, проявлении решающей и совещательной роли лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственности за разработку и реализацию решений, контроль за их выполнением, использования методик, моделей и формализованных процедур при принятии решений.
Перечень вопросов дает
возможность увидеть несколько
узловых пунктов системы
Немаловажным элементом
системы принятия решений в организации
является совокупность технических, информационно-коммуникационных
средств и методик, обеспечивающих
принятие и реализацию решения. Принятие
решения как системообразующий
К этим фазам управленческого цикла относятся:
— информационная подготовка принятия управленческого решения;
— «запуск» решения;
— организация исполнения;
— контроль за исполнением;
— оценка конечных результатов.
Разнообразие проблем приводит к тому, что управленческие циклы «пересекаются», накладываются друг на друга, а следовательно, успешность и эффективность управленческой деятельности во многом зависит от того, как менеджеру удается синхронизировать эти циклы и подключить к решению разнохарактерных (различных) проблем своих сотрудников. Анализ системы принятия решений в организации в этом случае связан с учетом того, как организуются и осуществляются эти процессы индивидуально (лицом, принимающим решения) и в производственном коллективе.
Система принятия решений в организации формируется в процессе установления миссии, общих целей и стратегии деятельности организации. Иерархия целей, ведущих к достижению общих целей, служит основанием для выбора структуры организации, т. е. группировки работ и подразделений. Распределение функций полномочий и ответственности в рамках выбранной структуры, определение порядка и содержания информационного обмена между подразделениями и работниками приводит к образованию формальной организации и связанной с ней системы принятия решений.
Основными признаками формальной организации, влияющими на систему принятия решений, являются:
— разделение труда;
— рациональное планирование;
— регламентация и документальное оформление деятельности;
— приоритет единых образцов поведения.
Эффективной признается
деятельность исключительно функциональная,
ориентированная на общую цель и
имеющая рациональный характер. За
счет этого состояния неопределеннос
В процессе функционирования организации руководителям всех уровней приходится решать множество задач для реализации поставленных целей. Например, как приобрести материалы, где найти требующихся специалистов и т. д. Эти сферы деятельности организации называются объектами управления, а менеджера, имеющего полномочия на изменение состояния объекта управления, называют субъектом управления. Обособление сферы деятельности реализуется в концептуальной модели организации, используемой для разделения управленческого труда при разработке управленческого решения.
Она включает следующие основные объекты:
— рынок;
— производство нового изделия;
— капитальные вложения;
— конкурентов;
— затраты на маркетинг;
— производственные затраты;
— персонал;
— реализацию;
— ценные бумаги;
— охрану окружающей среды;
— связи с общественностью (PR);
— прибыль;
— внешнеэкономическую деятельность;
— инновационную деятельность;
— системный аудит организаций.
Рынок.
Основной характеристикой рынка является уровень эластичности спроса, он показывает, на сколько процентов может измениться спрос на свободном рынке на определенную продукцию при изменении его цены на 1 %. Второй составляющей стратегии является жизненный цикл продукции, на основании которого можно сформировать устойчивую область сбыта нового изделия. Жизненный цикл продукции включает порог нечувствительности, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах, ликвидацию или утилизацию.
Капитальные вложения.
В зависимости от уровня технологического обеспечения, финансовых возможностей и общей стратегии развития основные средства могут быть приобретены на собственные средства, путем аренды или лизинга, в результате временного подключения и т. д. Преимущественно при ручном производстве основные средства желательно приобретать на собственные средства, так как стоимость их невелика, или за счет временного подключения замороженных ресурсов, т. е. неиспользующихся ресурсов. При преимущественно механизированном производстве основные средства целесообразно приобретать по лизингу с выкупом, а для автоматизированного производства наиболее оптимальна аренда без выкупа, так как моральный износ самого оборудования идет очень быстро.