Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:25, курс лекций
Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом
создается при использовании сильных побудительных мотивов (компенсаций) для выполнения задания.
Авторитет резонерства
формируется за счет широкого подхода руководителя к предмету управленческого решения.
Авторитет педантизма
создается при детальной предварительной проработке менеджером всех элементов выполнения задания и выдаче их подчиненным.
Авторитет чванства
формируется путем искусственного раздувания авторитета руководителя в глазах подчиненных. Данная разновидность в определенной степени помогает эффективно воздействовать на подчиненных как самому, так и через других людей.
Авторитет подавления
организуется в результате преобладания приоритетов власти над приоритетами основного персонала кампании, клиентов и контрагентов.
В процессе принятия управленческого решения менеджер является решающим фактором успешного принятия и реализации решений, бесспорно, то, что это влияние является основополагающим, но в любой организации существует традиционная технология и схема принятия управленческого решения, видоизменяющаяся в соответствии с требованиям региональной специфики.
Риск
— это возможность опасности, неудачи и приобретений, выигрыша и предсказуемости результата. Это естественный элемент в деятельности любого человека, расширяющий его представление об окружающем мире. С риском связаны такие процессы, как прогресс и регресс. Управленческий риск является частью более широкого набора рисков.
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Наиболее желательным способом определения вероятности является объективность. Это такая вероятность, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. В настоящее время существует несколько способов получения организацией релевантной информации, позволяющей объективно рассчитать риск.
Факторы риска подлежат учету в расчетах эффективности, если при различных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны.
При оценке проектов наиболее приоритетны виды неопределенности инвестиционных рисков:
— риск, связанный с
нестабильностью
— внешнеэкономический риск;
— неопределенность политической
ситуации, риск неблагоприятных социально-
— неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;
— колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных ресурсов и так далее;
— неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;
— производственно-
— неопределенность целей,
интересов и поведения
— неполнота или неточность
информации о финансовом положении
и деловой репутации
Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются за счет созданных запасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами. Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями определенного уровня объемов производства, цен производимой продукции и других параметров проекта.
Риск в управлении определяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политики организации, а последствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств при разработке, выборе, организации, исполнении решения.
Управление рисками — это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятельности организации при принятии ошибочных по разным причинам решений.
Управление риском включает следующие стратегии:
Управленческие риски
— это набор желательных или нежелательных, вызванных управленческими решениями ситуаций, которые могут возникнуть либо при реализации решений, либо спустя некоторое время.
Управленческие риски включают в себя:
— организационные риски — связаны с решениями по выбору формы и места расположения организации при ее регистрации, построению структуры организации, распределению прав, обязанностей и ответственности среди персонала;
— экономические риски
— связаны с выбором методик
расчета и обоснования бизнес-
— технологические риски
— связаны с выбором и
— социальные риски —
связаны с выбором и
— правовые риски —
связаны с выбором и
Риски могут привести к оперативным и стратегическим приобретениям или потерям в функционировании организации. Положительное воздействие управленческих рисков воспринимается как само собой разумеющееся, а негативное вызывает негативную реакцию и желание недопущения рисков в процессе дальнейшей деятельности.
К внешним рискам относятся: природно-естественные (риск стихийных бедствий и экологические риски); общеэкономические (риск изменения экономической ситуации, риск неблагоприятной конъюнктуры рынка, риск усиления конкуренции и отраслевой риск); политические (риск национализации и экспроприации, риск трансферта, риск разрыва контракта, риск военных действий и гражданских беспорядков); финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности, риск изменения общерыночной ставки процента).
К внутренним рискам относятся: производственные (риски снижения производительности труда, потерь рабочего времени, перерасхода или отсутствия необходимых материалов); технические (риски при внедрении новых технологий, или инновационные риски, риски потерь при отрицательных результатах НИОКР, риски потерь в результате сбоев и поломки оборудования); коммерческие (риски, связанные с реализацией товара на рынке, транспортные риски; риск, связанный с приемкой товара покупателем; риск, связанный с платежеспособностью покупателя); инвестиционные (риск упущенной выгоды, процентный риск, кредитный риск, биржевые риски, селективный риск, риск банкротства).
Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные. Чистые риски означают возможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к ним относят производственные и инвестиционные риски. Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата. Динамический риск — это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах общественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск — это риск потерь вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.
Абсолютный риск —
это риск, который можно оценить
в денежных единицах (рублях, долларах
и т. д.), а относительный риск —
в долях единицы или в
Также необходимо учитывать риск инфляционный (вызванный непредвиденным ростом издержек производства вследствие инфляционного процесса), риск несбалансированной ликвидности (опасность потерь в случае неспособности банковского учреждения покрыть свои обязательства по пассивам банка требованиями по активам), риск ценовой (риск изменения цены долгового обязательства вследствие роста или падения текущего уровня процентных ставок).
Риск, которому подвергается организация, выступает в роли вероятной угрозы разорения или несения таких финансовых потерь, которые могут остановить все дело. Поскольку вероятность неудачи присутствует всегда, встает вопрос о методах снижения риска.
При анализе риска обычно используются допущения, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:
— потери от риска независимы друг от друга;
— потеря по одному направлению деятельности не обязательно увеличивает вероятность потери по другому, за исключением форсмажорных обстоятельств;
— максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.
Анализ рисков можно подразделить на таких два дополняющих друг друга вида, как качественный и количественный. Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды. Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение.
При количественном анализе риска используются различные методы, но в настоящее время наиболее распространенными являются:
— статистический метод;
— анализ целесообразности затрат;
— метод экспертных оценок;
— метод аналогий.
Риск является вероятностной категорией, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерить его как вероятность возникновения определенного уровня потерь.
В настоящее время в практике принятия управленческого решения существует несколько методов оценки риска:
— метод экспертных —
оценок основан на обобщении мнений
специалистов-экспертов о
— метод аналогий — обычно используется при анализе рисков нового проекта;
— метод целесообразности затрат — позволяет определить критический объем производства или продаж, т. е. нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.
Для снижения степени риска используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах.
Диверсификация —
это распределение
Страхование — это передача определенных рисков страховой компании.
Лимитирование предполагает установление лимита, т. е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т. д.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков.
Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта.
Понятие «риск» относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. В процессе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в различных обстоятельствах или состояниях внешней среды. Решения принимаются в различных обстоятельствах по отношению к риску. Из них можно выделить два основных: определенность и неопределенность.
Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-либо мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Принятие решений — одна из первостепенных задач менеджера, в то же время это процесс, происходящий в группах. Многие современные менеджеры привлекают к участию в принятии решений рядовых работников, но некоторые решения предполагают участие в процессе принятия подчиненных. Процесс принятия решений может осуществляться в комитетах, рабочих группах, отделах или неформальных коалициях. Вследствие отсутствия информации или ее неприемлемой цены проблемная ситуация не может быть решена в кратчайшие сроки. Поэтому наиболее целесообразным будет выбрать определенную модель принятия решения, соответствующую данной ситуации и проблематике.
1. МОДЕЛЬ ВРУМА—ДЖАГО
Виктор Врум и Артур Джаго разработали модель участия сотрудников в принятии решений. Она включает в себя три основных блока: стили руководства, набор диагностических вопросов для анализа ситуации, в которой принимается решение, и набор правил принятия решений. В модели выделяются 5 уровней участия подчиненных в принятии решений: от предельно автократического до предельного демократичного. Автократические стили руководства обозначаются как А1 и АН, консультативные — К1 и КП, групповой стиль обозначается буквой Г. В каждой конкретной ситуации менеджер должен выбрать один из них, наиболее адекватный (принять самостоятельно решение (А1), сделать свой выбор после консультаций с подчиненными (К1) или согласиться с коллективным решением (Г)).