Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:25, курс лекций

Описание работы

Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом

Файлы: 1 файл

Конспекты лекций по Менеджменту.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Конкуренты.

Конкуренция является естественным процессом в условиях рыночной экономики. Так как все организации сталкиваются с конкурентами в различных сферах, то профессиональное отношение к  конкурентам приносит пользу организации, а непрофессиональное может привести к криминализации отношений.

Конкуренты бывают:

— добросовестные и недобросовестные;

— агрессивные и выжидающие.

Затраты на маркетинг.

Маркетинг — это система  организации и управления деятельностью  организации, направленная на обеспечение  максимально эффективного сбыта продукции.

Затраты на маркетинг складываются из трех основных частей:

— затраты на тщательный учет сложившегося и потенциального спроса потребителей, рыночной конъюнктуры  в основной и смежной областях, где организация планирует развернуть деятельность;

— затраты на поиск  технологического обеспечения, наилучшим  образом приспособленного к выпуску  продукции, удовлетворяющей требованиям  рынка и структуре спроса;

— затраты на рекламу.

Производственные затраты.

Производственные затраты  отражаются в себестоимости, незавершенном производстве и в капитальных вложениях.

При формировании производственных затрат выбирают одну из двух концепций:

— минимизация стоимости, т. е. ориентация на самое дешевое  сырье, комплектующие изделия и  другие составляющие производственного процесса;

— оптимизация стоимости, т. е. ориентация на высококачественные составляющие производственного процесса при максимальном снижении цены продаж. В объект включается способ приобретения этих составляющих: либо за собственные средства, либо за счет средств потребителя.

Важной составляющей производственных затрат является система  организации снабжения, которая  влияет на получение скидок, уровень  качества сырья, сроки поставки, приоритет  поставок, систему взаиморасчетов, систему представительства.

Персонал.

Этот объект характеризуется  системой функций производства и  управления, включающей в себя систему  управления персоналом. Документально  объект реализуется в виде контрактов.

Реализация.

Основным содержанием  этого объекта является набор потребительских свойств продукции в зависимости от типа рынка. Тип рынка определяет набор потребительских свойств, которые должна иметь продукция.

Охрана окружающей среды.

Охрана окружающей среды  определяется технологией, снабжением, материалами, затратами на восстановление. Затраты на охрану окружающей среды должны способствовать увеличению прибыли. Основная цель при разработке управленческого решения состоит в том, чтобы содействовать стратегии устойчивого развития общества.

Связи с общественностью (PR).

В данном случае PR рассматривается  как способ взаимодействия организации  с внешней средой. Главная задача PR в организации заключается в  формировании положительного имиджа. Составными частями положительного имиджа организации является ее позиционирование в глазах общественности как стабильно развивающейся организации, восприимчивой к инновациям. Управленческое решение в данной области заключается в определении вектора развития организации в глазах общественности, формулировке цели проведения рекламной кампании и т. д.

Прибыль.

Это обобщенный показатель хозяйственной деятельности организации. Базой для него является показатель «норма прибыли» (НП):

НП = (Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации / Авансируемый капитал) x 100 %

При норме прибыли < 50 % организация считается слабой, потенциальным банкротом; при норме прибыли = 100 – 200 % — преуспевающей; при норме прибыли > 300 % — характеризуется наличием в кампании жульничества или монополизма. Налоговая полиция применяет очень жесткие меры к таким организациям. В связи с этим организации, подходя к критическому рубежу в 300 %, начинают активно заниматься благотворительностью, чтобы снизить чистую прибыль, оставшуюся в распоряжении организации.

Инновационная деятельность.

Это процесс разработки и внедрения новых форм организации труда и управления, охватывающий не только отдельную организацию, но и их объединения. Инновационная деятельность реализуется в технической, экономической, социальной, психологической, организационно-правовой областях. Ее результатом являются инновации в виде технологии и продукции.

Задача менеджера заключается  в том, чтобы следить за приоритетами тех или иных объектов управления и максимально учитывать их влияние  на общую модель организации, а в  частности на процесс принятия управленческого решения.

 

10.5  Процесс  принятия управленческого решения

Существует множество  подходов при выделении этапов и  стадий процесса принятия решения. Наиболее распространена классификация процесса принятия решения как функции  проблемы, альтернатив и выполнения решения. Следовательно, любое управленческое решение должно проходить следующие стадии:

1) уяснение проблемы:

— сбор информации;

— выяснение актуальности;

— определение условий, при которых эта проблема будет  решена;

2) составление плана решения:

— разработка альтернативных вариантов решения;

— сопоставление вариантов  решения с имеющимися ресурсами;

— оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;

— оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;

— составление программ решения;

— разработка и составление  детального плана решения;

3) выполнение решения:

— доведение решений  до конкретных исполнителей;

— разработка мер поощрений  и наказаний;

4) процесс контроля и оценки результатов управленческого решения:

— оценка эффективности принятого решения;

— оценка выгоды, полученной от реализации.

Вторая группа классификаций  исходит из того, что процесс принятия управленческого решения проходит стадии признания проблемы, формулирование проблемы, определение критериев успешного решения. Отклонение ситуации от заданных стадий в процессе принятия решения обнаруживается менеджером не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и способами их достижения.

Этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы.

Признание или непризнание  проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия.

При этом возможны ошибки, связанные со следующими обстоятельствами:

— проблема дана кем-то сверху и у менеджера нет выбора, кроме как «признать» ее;

— желательно быстрое  решение возникшей проблемы, и  не остается достаточно времени на ее признание;

— допустимо решение  низкого качества, проблема может  повториться;

— проблема хорошо знакома  и к ней вероятней всего применяется старое решение;

— эмоции развиваются  до высокого уровня и ведут к «аббревиатурному»  поиску в признании проблемы;

— нет предыдущего  опыта по проблеме, и ее признание  может не состояться;

— проблема является очень  сложной и затрудняет ее полную идентификацию.

Следующим этапом принятия управленческого решения является интерпретация проблемы, т. е. придание значения и определение той проблемы, которая признана. Проблема может  быть определена как возможность, как  кризис или как рутина. Первый тип  проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий проявляются сами и требуют вмешательства менеджера. Рутинные, или повторяющиеся, проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис — к неструктурированным. Соответственно, для каждого из них необходимы различные типы решений, а именно: структурированным — программированные, неструктурированным — напрограммированные.

Этап определения критериев  успешного решения предшествует поиску альтернатив, что помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже.

Стадия выработки решения  состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив  или возможных направлений действий для решения проблемы. Многие из альтернативных решений легко обнаружить, так как они стандартны и известны из предыдущего опыта. Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в стандартные рамки.

В этом случае необходим творческий подход в виде следующих методов принятия управленческого решения:

— «мозговая атака»;

— метод выдвижения предложений;

— групповой анализ ситуации;

— карта мнений и т. д.

Выбор альтернативы является вершиной в процессе принятия решения. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода:

— прошлый опыт;

— проведение эксперимента;

— исследование и анализ.

Третья стадия в процессе принятия решений — это выполнение решения, которая состоит из организации  выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи. Данный этап состоит из нескольких шагов, необходимых для того, чтобы решение было выполнено. Сюда относится составление плана мероприятий, которое заставляет менеджера думать о определенных действиях, превращающих решение в реальность.

Следующий этап — это  встраивание в решение механизма  получения информации о ходе выполнения решения, т. е. должна осуществляться функция  контроля, установление стандартов и  измерение показателей в отношении  этих стандартов. При этой системе  отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

Рассмотрение этапов рационального решения проблем  может быть использовано в качестве рекомендаций, которые способствуют принятию более эффективных решений  в сложных ситуациях.

Управленческое решение  принимается на основе определенной информации, которая необходима для  рационального решения проблемы. Однако в определенной ситуации информация может быть недоступна или ее стоимость  превышает конечный эффект. В стоимость  информации следует включить время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т. д. Поэтому менеджер должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации или насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.

В ситуации, когда получить информацию по приемлемой цене невозможно, но существует вероятность того, что такая возможность скоро появится, наиболее эффективно отложить принятие решения.

Принятие управленческого  решения является искусством нахождения эффективного компромисса, так как  выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Например, решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек, а установка автоматической производственной линии может снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. Проблема процесса принятия решения состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения максимального результата. В данном случае руководитель выносит субъективное суждение о том, какие негативные побочные эффекты допустимы при условии достижения желаемого конечного результата

10.6  Роль  менеджера в принятии управленческого  решения

Решение можно рассматривать  как продукт управленческого  труда, а его принятие — как  процесс, ведущий к появлению  этого продукта. Принятие правильных решений — это область управленческого искусства, а способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.

Современной управленческой наукой доказано, что влияние человеческого фактора проявляется в двух аспектах:

— влияние личностных характеристик на процесс разработки управленческого решения;

— личностные оценки результатов реализации управленческого решения.

К личностным характеристикам  можно отнести волю, уровень внушаемости, уровень эмоциональности, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, порог реакции, характер внимания, параметры мышления и уровень умственного коэффициента

Практицизм менеджера  базируется на завышенной расчетной  оценке возможностей персонала, в том  числе и своих, самой кампании и сотрудничающих с ней клиентов. Оптимизм должен подкрепляться высоким  профессионализмом в управленческой деятельности и технологическими возможностями кампании.

Пессимизм менеджера  базируется на заниженной расчетной  оценке возможностей персонала, в том  числе и своих

Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, которым принимаются решения.

На процесс разработки и реализации управленческих решений  большое влияние оказывает авторитет  менеджера. Психология управления выделяет несколько разновидностей авторитета: авторитет расстояния, авторитет  доброты, авторитет компенсации, авторитет резонерства, авторитет педантизма, авторитет чванства и авторитет подавления. Каждая разновидность включает дополнительные элементы, которые, по мнению менеджера, должны усилить его влияние на персонал.

Авторитет расстояния

формируется путем создания искусственных барьеров в контактах и передачи информации между руководителем и исполнителем его решений. Эффект недоступности стимулирует подчиненного на инициативные решения.

Авторитет доброты

формируется в результате преувеличенного проявления чуткости, жалости и доброты к подчиненным. Роль утешителя сплачивает подчиненных при выполнении решений руководителя. Однако сроки выполнения работ могут затягиваться по всякого рода уважительным причинам.

Авторитет компенсации

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"