Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:36, курс лекций
Преобразования социально-экономических систем отдельных государств и ми-рового сообщества в целом позволили перейти во второй половине XX-го века от использования воспроизводства, как механизма развития, к развитию иннова-ционному. Инновационный тип развития предопределяет единство научно-технической и производственной сфер, и на основе такого взаимодействия непрерывное совершенствование применяемых технологий, производимой продукции, оказываемых услуг и т.п.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие, свойства и формы инновационного процесса 6
1.2. Составляющие инновационного процесса 8
1.3. Коммерческое развитие инновационного процесса 10
1.4. Классификация инноваций 12
2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 14
2.1. Технологические уклады и развитие экономики 14
2.2. Современная мировая экономическая система и роль России в ней 16
2.3. Структура и функции системы государственного регулирования инновационных процессов в России 18
2.4. Система государственной поддержки инновационной деятельности 20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
3.1. Классификация инновационных организаций 22
3.2. Коммерческие организации и стратегия продвижения инноваций 24
3.3. Венчурная инновационная деятельность 26
3.4. Структура научных, производственных и венчурных организаций 28
3.5. Структуры организаций поддержки инновационной деятельности 30
4. СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТЫ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 33
4.1. Роль и виды стратегий в инновационном менеджменте 33
4.2. Технологические циклы при выборе инновационной стратегии 35
4.3. Выбор стратегии с учетом рыночной позиции 37
4.4. Виды инновационных проектов и их особенности 39
4.5. Портфели инновационных проектов 42
5. РИСКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 44
5.1. Классификация рисков инновационных проектов 44
5.2. Анализ и оценка риска 46
5.3. Методы снижения рисков 49
5.4. Организация контроля осуществления инновационного проекта 51
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
6.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности 53
6.2. Анализ эффективности инновационных проектов 55
7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 57
7.1. Управление персоналом научных организаций 57
7.2. Особенности организации работы в научных организациях 60
8. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63
8.1. Права на результаты инновационной деятельности 63
8.2. Особенности сделок на лицензионном рынке 65
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Оглавление
Преобразования социально-
Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Появляется особый тип менеджмента, направленный на управление процессами обновления всех элементов производственных систем. При этом особую значимость приобретает формирование механизма, направленного на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро и микроуровне. Изучение, анализ и практическое применение данного механизма и составляет основу содержания учебного пособия. Структура учебного пособия отражает различные аспекты инновационного менеджмента: сущность, государственное регулирование, функции менеджеров предприятий. Подробно рассматриваются организационные формы инновационных организаций, организаций поддержки и обеспечения инновационной деятельности, проблемы организационного проектирования.
Способы формирования инновационных стратегий, организация и финансирование инновационных проектов, формирование портфелей новшеств и инноваций и, наконец, их экспертиза – эти вопросы занимают одно из ключевых мест в управлении инновациями и также подробно освещены в учебном пособии. Немаловажную роль в инновационном менеджменте занимают вопросы правового обеспечения, кадрового планирования, а с точки зрения экономики вопросы управления рисками и оценки эффективности инновационной деятельности.
Цели учебного пособия – дать студентам и специалистам структурированный набор знаний в области инновационного менеджмента, способствовать развитию навыков применения инструментов управления нововведениями, ознакомить с широким спектром закономерностей организации инновационной деятельности.
Для обеспечения полного
понимания рассматриваемых
Инновация интерпретируется как воплощение потенциального научно-технического прогресса в новых продуктах и технологиях. Специфическое содержание инновации составляют изменения, и главной составляющей инновационной деятельности является функция изменения. Выделяют пять типичных изменений:
Изменения в производственной и других сферах деятельности могут быть как инновационными, так и нет. Инновации, часто приводят к изменениям сразу в нескольких направлениях.
Инновации должны обладать рядом свойств, при их определении (свойств) они рассматриваются неразрывно с инновационным процессом:
Коммерческие свойства определяет инновацию как экономическую необходимость, превращающую их в источник дохода. Новшество, обладающее научно-технической новизной, производимое промышленным способом становится инновацией с момента принятия его к распространению. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП). Огромную роль инновации играют во всемирном развитии.
Для системного описания инноваций применяется система международных стандартов. Основным документом, регламентирующим международные взаимоотношения в этой области является «Руководство Фраскати» («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г., последние изменения внесены в 1993 г. Разработано руководство «Группой национальных экспертов по показателям науки и техники» в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в г. Осло в 1992 г. Она получила название «Руководство Осло».
Различают три логические формы инновационного процесса (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Формы инновационного процесса
В условиях товарного
инновационного процесса действуют
минимум два хозяйствующих
Инновационный процесс может изменять свою форму. Простой инновационный процесс переходит в расширенный за три фазы (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Фазы становления расширенного инновационного процесса
На первой и второй фазе полезный эффект нововведения полностью не реализуется, а только создаются предпосылки такой реализации. На третьей фазе общественно полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.
В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от свойств социальной системы, развития конкурирующих технологий, а также характеристик самого нововведения. Характеристиками нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность; накопленный опыт внедрения и др.
Деятельность, представляющая собой инновационный процесс, разделяется на отдельные различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда.
Экономическое и технологическое
воздействие инновационного процесса
на хозяйственную деятельность участвующих
в нем организаций
Составляющие инновационного процесса представлены на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Составляющие инновационного процесса
Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности (работы). Научная работа — это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью. Цель ФИ — познание и развитие процесса (теории вопроса).
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно составляет фундамент инновационного процесса. Необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики.
Фундаментальные исследования воплощаются в прикладных исследованиях (при этом обычно менее 10% направлений ФИ реализуются в ПИ, т.е. 90% направлений фундаментальных исследований либо не позволяют получить желаемые результаты (сделанные предпосылки оказываются неверными), либо их результаты остаются невостребованными (рисунок 1.4)).
Рисунок 1.4 – Схема развития фундаментальных исследований
Цель прикладных исследований – это исследование по направлениям создания новшеств: продуктов с новыми свойствами, новых технологических схем и т.п.
В результате разработок происходит «овеществление знаний» создаются новые конструкции машин, механизмов, технологического оборудования, производится их апробирование и доработка (результат – готовое к производству новшество).
На стадии проектирования (Пр) создаются технические проекты новых производств по выпуску новшеств, затем осуществляется строительство нового производства (С), освоение (ОС) новшества и начинается его промышленное производство (ПП).
Фазы маркетинга и сбыта (М и Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса. Но в современных условиях при разработке новшества учитываются прогнозные условия его последующего коммерческого использования.
Развитие инновационного процесса и охват рынка инновацией (инновационным продуктом) происходит путем последовательного включения в процесс различных участников. Участников инновационного процесса разделяют на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие (рисунок 1.5).
Рисунок 1.5 – Группы участников инновационного процесса
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть научно-исследовательские организации, индивидуальные изобретатели.
Ранние реципиенты («пионерские» организации) – это организации, первыми освоившие новшество, которые стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок.
Раннее большинство – это организации, внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие – это организации, запаздывающие с нововведениями, что приводит к выпуску новых для них изделий, которые уже морально устарели.
Ожидание сверхприбылей является главной движущей силой принятия нововведений. Обычно организациям, принимающим решение о внедрении в производство новшеств, приходится выбирать между несколькими конкурирующими технологиями. На ранних стадиях диффузии нововведений хозяйствующие субъекты не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка. Организации сталкиваются с проблемой неопределенности прибыльности самого нововведения и проблемой отсутствия информации о выборе конкурентов.
С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность снижается. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения, снижается и его прибыльность (рисунок 1.6).
Диффузия нововведения зависит от стратегии имитаторов и от количества «пионерских» организаций.
Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом «пионерских» организаций. Оценить относительные преимущества нововведения в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. После накопления достаточного опыта, когда уже многими хозяйствующими субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.