Лекции по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:36, курс лекций

Описание работы

Преобразования социально-экономических систем отдельных государств и ми-рового сообщества в целом позволили перейти во второй половине XX-го века от использования воспроизводства, как механизма развития, к развитию иннова-ционному. Инновационный тип развития предопределяет единство научно-технической и производственной сфер, и на основе такого взаимодействия непрерывное совершенствование применяемых технологий, производимой продукции, оказываемых услуг и т.п.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие, свойства и формы инновационного процесса 6
1.2. Составляющие инновационного процесса 8
1.3. Коммерческое развитие инновационного процесса 10
1.4. Классификация инноваций 12
2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 14
2.1. Технологические уклады и развитие экономики 14
2.2. Современная мировая экономическая система и роль России в ней 16
2.3. Структура и функции системы государственного регулирования инновационных процессов в России 18
2.4. Система государственной поддержки инновационной деятельности 20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
3.1. Классификация инновационных организаций 22
3.2. Коммерческие организации и стратегия продвижения инноваций 24
3.3. Венчурная инновационная деятельность 26
3.4. Структура научных, производственных и венчурных организаций 28
3.5. Структуры организаций поддержки инновационной деятельности 30
4. СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТЫ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 33
4.1. Роль и виды стратегий в инновационном менеджменте 33
4.2. Технологические циклы при выборе инновационной стратегии 35
4.3. Выбор стратегии с учетом рыночной позиции 37
4.4. Виды инновационных проектов и их особенности 39
4.5. Портфели инновационных проектов 42
5. РИСКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 44
5.1. Классификация рисков инновационных проектов 44
5.2. Анализ и оценка риска 46
5.3. Методы снижения рисков 49
5.4. Организация контроля осуществления инновационного проекта 51
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
6.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности 53
6.2. Анализ эффективности инновационных проектов 55
7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 57
7.1. Управление персоналом научных организаций 57
7.2. Особенности организации работы в научных организациях 60
8. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63
8.1. Права на результаты инновационной деятельности 63
8.2. Особенности сделок на лицензионном рынке 65
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

Файлы: 1 файл

Курс лекций по инновационному менеджменту.doc

— 814.50 Кб (Скачать файл)

В качестве новых типов рабочего графика обычно называют: гибкий график, сжатую рабочую неделю (суммированный рабочий день), частичную занятость.

Под гибким рабочим графиком понимается расписание работы, при котором работник может выбрать время прихода — ухода в определенных пределах, устанавливаемых руководством.

Сжатая рабочая неделя представляет собой график работы, по которому определенное число часов в течение недели отрабатывается в разное количество рабочих дней. Так, обычное число часов может отрабатываться не за пять дней, а за четыре (по десять часов ежедневно) или за три дня (по двенадцать часов ежедневно).

Частичная занятость (частичный наем) — это работа с выполнением тех же обязанностей, но в течение меньшего времени.

Наиболее распространен  в научных организациях гибкий график (гибкое время, гибкие рабочие часы). Он строится разными способами:

  1. ежедневный выбор времени начала и окончания работы;
  2. переменная продолжительность рабочего дня;
  3. выделение общего (присутственного) времени, т.е. времени, устанавливаемого руководителем, когда все служащие должны быть на работе.

В зависимости от степени  гибкости можно выделить различные типы расписаний. Рассмотрим их в направлении от наименее к наиболее гибким. Все они используются на практике.

Гибкий цикл требует от работников выбора определенного времени начала и окончания работы, а также работы по этому расписанию в течение определенного периода (например, недели).

Скользящий график разрешает менять время начала и окончания работы, но при этом необходимо работать полный рабочий день — 8 ч.

Переменный день разрешает менять продолжительность рабочего дня (например, работать один день 10 ч, а другой — 6 ч, но так, чтобы в итоге в конце недели получилось всего 40 ч, или за месяц 160 ч).

Скользящий график и  переменный день наиболее эффективны в отраслевой науке. В отраслевой науке, как правило, существует нормированный рабочий день. Однако нередко возникают проблемы, связанные с необходимостью работы в библиотеке, невозможностью выполнить ответственную работу в помещении, где сосредоточено много сотрудников. За рубежом такой график используют, лаборатории промышленных фирм и частного малого бизнеса.

Очень гибкий график требует присутствия работников в общее время (например, с 10 ч утра до 2 ч дня, но лишь в понедельник и пятницу).

Гибкое размещение позволяет менять не только часы, но и расположение места работы — можно работать дома, в филиалах и т.п.

Эти виды расписания работы за рубежом рассматриваются как перспективные, особенно в условиях, когда работник связан с помощью электронного устройства с главным офисом. Между тем исследования выявили, что некоторые люди, работающие на дому, испытывают неудовлетворенность в связи с отсутствием, например, привычных социальных контактов и т.д. Гибкий график нельзя использовать в том случае, если период работы зависит от функционирования какого-либо оборудования, например, для работников, выполняющих опытные и экспериментальные работы.

Большое значение наряду с выбором оптимального режима работы для ученого имеет эффективное  использование времени.

Можно выделить три причины, усугубляющие перегруженность работника: 

  1. малая степень делегирования ответственности;
  2. неверно избранные приоритеты;
  3. слишком большая погруженность в повседневные хлопоты.

Применение принципа Парето целесообразно при планировании рабочего времени. Концентрация внимания на жизненно важной деятельности больше всего влияет на достижение желаемых результатов. Отсюда вытекает правило 20/80: концентрация 20% времени на наиболее важных проблемах может привести к получению 80% результатов. Остальные 80% времени обеспечивают лишь оставшиеся 20% результатов.

Для определения значимости задач важен принцип Эйзенхауэра. Эйзенхауэр подразделял задачи по их важности и срочности на задачи А, В и С:

    • задачи А — очень важные и срочные — выполнять немедленно;
    • задачи В — важные, несрочные — определять, в какие сроки их следует выполнять;
    • задачи С — менее важные, но срочные — делегировать.

Дела, которые не являются ни важными, ни срочными, не должны отвлекать  внимание руководителя.

В связи со сказанным  выше важное значение приобретает определение  оптимальных соотношений между работниками различной квалификации. Оптимальным можно считать такое соотношение, при котором научные работники не выполняют несвойственные им функции.

Есть рекомендации, в  соответствии с которыми оптимальное  соотношение между техниками  и инженерами должно составлять 0,3/1 при выполнении исследований и 1,7/1 при выполнении опытно-конструкторских работ. В среднем это соотношение должно составлять 1/2.

Контрольные вопросы по теме:

1. Выделите категории персонала  занятого научными исследованиями  и разработками.

2. Какие вопросы решает кадровое планирование?

3. В чем заключаются преимущества и недостатки основных способов привлечения персонала?

4. Что такое гибкий рабочий  график?

5. Как применяется принцип Эйзенхауэра  для определения значимости и  важности задач?

 

8. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8.1. Права на результаты инновационной  деятельности

Создатели новшеств приобретают  на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Оно предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности — содействовать ее охране.

В России законодательная  охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

    • Закон «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г. № 53-53-1);
    • Патентный закон Российской Федерации (от 23 сентября 1992 г. № 3518-1);
    • Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (от 23 сентября 1992 г. № 35.26-1);
    • Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992);
    • Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992 г. № 35-20-1);
    • «Закон  о  науке  и  государственной  научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
    • Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации (1992).

В Гражданском кодексе  Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны (ст. 139).

Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.

Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.

Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).

Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера.

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляются Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, содержащая сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, сведения об объеме и сроках охраны.

Инновационная продукция  должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 138) установлено средство индивидуализации продукции — товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак (ТЗ)) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее — товаров) других юридических или физических лиц. Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

Право на использование  товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются.

Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).

Результатом инновационной  деятельности являются и ноу-хау (знаю, как), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, получившему их.

Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические  знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и других, а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 139). Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями.

Следствием инновационной  деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия — промышленные образцы.

Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной  деятельности оформляются лицензией. Классификация лицензий представлена на рисунке 8.1.

Рисунок 8.1 – Классификация лицензий

8.2. Особенности сделок на лицензионном  рынке

Результаты инновационной  деятельности на внутреннем и внешнем  рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказаний научно-технических услуг, новых технологий. Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне.

Лицензионная торговля — основная форма международной торговли. Она охватывает сделки с ноу-хау, с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего ноу-хау.

Один из факторов быстрого развития лицензионной торговли — высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.

В качестве возмещения за использование предмета соглашения лицензиат уплачивает определенное вознаграждение. Различают:

    • лицензионные вознаграждения, размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования  лицензии   (это могут  быть  периодические процентные отношения, участие в прибылях);
    • лицензионные вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре с учетом возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии (первоначальный платеж наличными; паушальный платеж; передача   ценных  бумаг  лицензиата;   передача   встречной технической документации).

Ставки текущих отчислений дифференцированы в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж. Периодические процентные отношения или текущие отношения (роялти) устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).

Информация о работе Лекции по "Инновационному менеджменту"