Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:36, курс лекций
Преобразования социально-экономических систем отдельных государств и ми-рового сообщества в целом позволили перейти во второй половине XX-го века от использования воспроизводства, как механизма развития, к развитию иннова-ционному. Инновационный тип развития предопределяет единство научно-технической и производственной сфер, и на основе такого взаимодействия непрерывное совершенствование применяемых технологий, производимой продукции, оказываемых услуг и т.п.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие, свойства и формы инновационного процесса 6
1.2. Составляющие инновационного процесса 8
1.3. Коммерческое развитие инновационного процесса 10
1.4. Классификация инноваций 12
2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 14
2.1. Технологические уклады и развитие экономики 14
2.2. Современная мировая экономическая система и роль России в ней 16
2.3. Структура и функции системы государственного регулирования инновационных процессов в России 18
2.4. Система государственной поддержки инновационной деятельности 20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
3.1. Классификация инновационных организаций 22
3.2. Коммерческие организации и стратегия продвижения инноваций 24
3.3. Венчурная инновационная деятельность 26
3.4. Структура научных, производственных и венчурных организаций 28
3.5. Структуры организаций поддержки инновационной деятельности 30
4. СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТЫ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 33
4.1. Роль и виды стратегий в инновационном менеджменте 33
4.2. Технологические циклы при выборе инновационной стратегии 35
4.3. Выбор стратегии с учетом рыночной позиции 37
4.4. Виды инновационных проектов и их особенности 39
4.5. Портфели инновационных проектов 42
5. РИСКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 44
5.1. Классификация рисков инновационных проектов 44
5.2. Анализ и оценка риска 46
5.3. Методы снижения рисков 49
5.4. Организация контроля осуществления инновационного проекта 51
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
6.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности 53
6.2. Анализ эффективности инновационных проектов 55
7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 57
7.1. Управление персоналом научных организаций 57
7.2. Особенности организации работы в научных организациях 60
8. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63
8.1. Права на результаты инновационной деятельности 63
8.2. Особенности сделок на лицензионном рынке 65
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Продолжение таблицы 3.1.
Тип организации | |||
Организации федеральных министерств и ведомств, органов управления Субъектов Федерации (РАН, её подразделения, отраслевые академии). |
Отраслевые НИИ, конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-изыскательские организации. Промышленные и опытно-промышленные предприятия. |
Университеты, институты, НИИ подведомственные ВУЗам и управлениям образования. Экспериментальные предприятия при образовательных организациях. |
Научные общества, профессиональные общества. Общественные организации. Благотворительные фонды. |
Научные организации
участвуют в инновационном
Для осуществления инновационной деятельности необходимо сформировать организационные структуры, выполняющие различные самостоятельные фазы процесса. Структуры могут быть объединены в одной организации, при этом они выступают как подразделения, либо организация формирует только ряд структур, выполнение же остальных этапов процесса осуществляется привлекаемыми организациями.
Формирование структуры инновационной организации осуществляется на основе:
При этом формируется одна из стратегий деятельности по продвижению новшества на рынок. В настоящее время выделяются четыре стратегии (А. Ю. Юданов) поведения организаций:
1) виоленты; |
2) патиенты; |
3) коммутанты; |
4) эксплеренты. |
Выбор стратегии определяет сегмент рынка, на котором внедряется новшество (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 – Сегменты рынка для различных стратегий инноваторов
Стандартный бизнес характеризуется выпуском товаров и оказанием услуг среднего качества, широко известных наименований, отличается ординарными новшествами.
Специализированный бизнес отличается высоким качеством, радикальными инновациями, незначительными объемами производства.
Характеристика стратегий:
Виолентная (силовая) стратегия характерна для организаций, действующих в сфере крупного, стандартного производства. Основа – это массовое производство продукции или услуг среднего (хорошего) качества по низким ценам. За счет этого обеспечивается большой запас конкурентоспособности.
Патиентная (нишевая) стратегия характеризуется узкой специализацией для ограниченного круга потребителей. Товары и услуги, производимые этими организациями высокого качества, часто выполняются специально на заказ. Данные организации занимают собственные ниши рынка и не участвуют в прямой конкуренции.
Коммутантная (соединяющая) стратегия рассчитана на учет местных особенностей рынка. Товары и услуги этих организаций среднего качества, но при этом они удовлетворяют индивидуальные запросы потребителей (ремонтно-строительные услуги, налоговый консалтинг и услуги по взаимодействию с органами власти). Гибкость организаций является инструментом конкурентной борьбы.
Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Это организации осуществляющие внедрение радикальных новшеств: двигатели научно-технического прогресса. В принципиальных нововведениях и заключается конкурентное преимущество, обуславливаемое первоначальным присутствием на рынке (в 85 случаях из 100 организации-эксплеренты терпят крах, но в 15 случаях получают огромные финансовые результаты).
При выпуске товаров или оказании услуг нескольких наименований тип стратегии выбирается для каждого товара или услуги отдельно.
В настоящее время крупные (всемирно-известные) организации формируют свои стратегии на основе контроля рынка новшеств, с целью осуществления инновационных процессов преимущественно собственными подразделениями.
При формировании стратегии и структуры используются принципы:
Для большинства крупных отечественных производителей патиентная стратегия рекомендуется в качестве основной. Она позволяет не вступать в прямую конкуренцию с ведущими мировыми корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. По прогнозам, в дальнейшем, при благоприятной ситуации в патиенты превратятся многие российские передовые предприятия, в том числе бывшие оборонные.
Система ориентации предприятий на инновационное развитие при управлении риском инновационной деятельности, позволила сформировать особую форму предпринимательства – венчурную деятельность.
Венчурная инновационная деятельность – это деятельность по созданию инновационных продуктов, технологий или услуг, сопряженная с большим коммерческим риском. Рисковая составляющая заключается в невозможности заранее определить технологическую и коммерческую эффективность разрабатываемого новшества.
Венчурные организации (ВО) – это организационно обособленные, специализированные предприятия (малые предприятия) осуществляющие исследования, разработки и опытное производство новой продукции.
Венчурные организации могут быть самостоятельными юридическими лицами или выступать как дочерние подразделения крупных организаций.
Венчурные организации создаются учеными исследователями, инженерами-новаторами либо предпринимателями при условии наличия компонентов:
Венчурное или рисковое финансирование характеризуется некоторыми особенностями, что отличает этот вид от обычного кредитования или капитальных вложений. Ключевые особенности венчурного финансирования представлены на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 – Особенности венчурного финансирования
При успешной реализации инновационного проекта венчурной организацией, инвесторы (имеющие долю в уставном капитале) приумножают собственный капитал за счет роста курсовой стоимости акций, кредиторы получают доход по условиям договора (обычно кредит конвертируется в акции). Однако венчурные организации обычно не занимаются производством продукции, а передают полученные разработки крупным промышленным предприятием для организации производства.
Внедрение инноваций на рынок происходит путем совместной деятельности трех участников (рисунок 3.4).
1 – Предложение о разработке новшества
2 – Исследование рынка на предмет востребованности новшества (может осуществляться по инициативе и инноватора и инвестора)
3 – Инвестирование в создание новшества
4 – Заказ и оплата изготовления партии инновационных продуктов
5 – Реализация инноваций на рынке
6, 7, 8 – Получение дохода от реализации инноваций, распределение дохода и дальнейшее продвижение – диффузия инновации.
Рисунок 3.4 – Схема взаимодействия участников венчурного проекта, характерная для продуктовой инновации
Применение венчурных
структур при осуществлении
Инновационные организации представлены множеством научных, научно исследовательских, проектных организаций, промышленных предприятий, малых венчурных фирм и т.д. Структуры этих организаций могут быть основаны на любых известных принципах построения, но при этом выделяются следующие особенности:
1. В научно-исследовательских, конструкторских и проектных организациях обычно применяются матричные или дивизиональные организационные структуры. Это обусловлено спецификой научной деятельности, необходимостью формирования научных групп (подразделений) по разработке инноваций. При этом подразделениям, а они именуются секторами, лабораториями, предоставляется относительная свобода в выборе форм и методов работы.
2. Предприятия, ориентированные на разработку, освоение и выпуск инновационной продукции в современных условиях применяют проблемно-целевые структуры. Особенности этого вида структуры:
Пример проблемно-целевой структуры приведен на рисунке 3.5.
3. Венчурные организации обычно представляют собой малые предприятия, при этом руководство предприятиями обычно разделяется по выполняемым функциям. Руководство научно исследовательской деятельностью осуществляют ученые, исследователи являющиеся авторами новшеств. Обеспечение деятельности исследовательских подразделений осуществляется под руководством менеджера. Менеджер обычно является представителем инвестора, финансирующего венчурную организацию. Через менеджера осуществляется контроль целевого использования средств и эффективности проводимых работ, кроме этого менеджер управляет маркетинговыми исследованиями.
Финансовые подразделения, непосредственно осуществляющие платежи предприятия двойственно подчинены обоим руководителям.
Организационная структура
венчурной организации
Организационными формами развития и поддержки инновационной деятельности являются:
Кроме этого поддержку и
Бизнес-инкубаторы2 представляют собой структуры, осуществляющие на договорной основе поддержку малых фирм. Простейшей формой поддержки является предоставление в аренду на условиях льготной помещений малым фирмам, современная форма включает, кроме этого, оказание дополнительных услуг.
В настоящее время, бизнес-инкубатор – это организация, владеющая основными средствами (зданиями, техническими средствами и др.), имеющая в своем составе информационно-консультационные подразделения по бухгалтерскому учету, маркетингу, менеджменту, юриспруденции и комплексно осуществляющие сопровождение бизнеса малых фирм от момента их создания до полного рыночного становления. Бизнес-инкубатор одновременно осуществляет поддержку нескольких или даже множества фирм. Структурно-функциональная схема деятельности бизнес-инкубатора приведена на рисунке 3.7.