Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:36, курс лекций
Преобразования социально-экономических систем отдельных государств и ми-рового сообщества в целом позволили перейти во второй половине XX-го века от использования воспроизводства, как механизма развития, к развитию иннова-ционному. Инновационный тип развития предопределяет единство научно-технической и производственной сфер, и на основе такого взаимодействия непрерывное совершенствование применяемых технологий, производимой продукции, оказываемых услуг и т.п.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие, свойства и формы инновационного процесса 6
1.2. Составляющие инновационного процесса 8
1.3. Коммерческое развитие инновационного процесса 10
1.4. Классификация инноваций 12
2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 14
2.1. Технологические уклады и развитие экономики 14
2.2. Современная мировая экономическая система и роль России в ней 16
2.3. Структура и функции системы государственного регулирования инновационных процессов в России 18
2.4. Система государственной поддержки инновационной деятельности 20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
3.1. Классификация инновационных организаций 22
3.2. Коммерческие организации и стратегия продвижения инноваций 24
3.3. Венчурная инновационная деятельность 26
3.4. Структура научных, производственных и венчурных организаций 28
3.5. Структуры организаций поддержки инновационной деятельности 30
4. СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТЫ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 33
4.1. Роль и виды стратегий в инновационном менеджменте 33
4.2. Технологические циклы при выборе инновационной стратегии 35
4.3. Выбор стратегии с учетом рыночной позиции 37
4.4. Виды инновационных проектов и их особенности 39
4.5. Портфели инновационных проектов 42
5. РИСКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 44
5.1. Классификация рисков инновационных проектов 44
5.2. Анализ и оценка риска 46
5.3. Методы снижения рисков 49
5.4. Организация контроля осуществления инновационного проекта 51
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
6.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности 53
6.2. Анализ эффективности инновационных проектов 55
7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 57
7.1. Управление персоналом научных организаций 57
7.2. Особенности организации работы в научных организациях 60
8. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63
8.1. Права на результаты инновационной деятельности 63
8.2. Особенности сделок на лицензионном рынке 65
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Малые фирмы, обслуживаемые бизнес-инкубаторами, могут быть по своей сути инновационными и не инновационными.
В зависимости от источника предоставления средств бизнес-инкубаторы подразделяются на корпоративные, частные, общественные и университетские. При этом разные виды инкубаторов преследуют различные цели (таблица 3.2).
В среднем с момента создания до выхода малой фирмы из бизнес-инкубатора проходит 4 года.
Таблица 3.2 – Классификация
различных видов бизнес-
по целям деятельности
Цель |
Вид бизнес-инкубаторов | |||
Корпоративные |
Частные |
Общественные |
Университетские | |
Участие в будущих доходах |
Основная |
Основная |
Второстепенная |
Второстепенная |
Апробация инновационных идей |
Дополнительная |
Отсутствует |
Отсутствует |
Основная |
Получение арендной платы |
Второстепенная |
Дополнительная |
Второстепенная |
Второстепенная |
Создание рабочих мест |
Отсутствует |
Отсутствует |
Основная |
Отсутствует |
Создание учебного полигона бизнеса |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Основная |
Технопарк – это комплекс научно-производственных организаций по созданию и продвижению наукоемкой продукции. Первый технопарк в России появился в 1990 г. в г. Томске. В настоящее время действуют более 40 технопарков, объединяемых Ассоциацией научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов и инновационных центров «Технопарки».
Технопарки формируются
вокруг крупных научно-
№ п/п |
Элемент |
Наличие в структуре технопарка |
Выполняемые функции |
1 |
Научный центр |
Обязательно |
Организующий и координирующий орган |
2 |
Инжиниринговый центр |
Обязательно |
Разработка новых продуктов и технологий |
3 |
Опытный завод |
Обязательно |
Выпуск наукоемкой продукции малыми партиями |
4 |
Торговая организация |
Обязательно |
Опытное внедрение наукоемкой продукции на рынок |
5 |
Учебный центр |
Необязательно |
Повышение квалификации специалистов |
6 |
Бизнес-инкубатор |
Необязательно |
Поддержка фирм производящих инновации |
Формами технопарка являются научные парки и технополисы.
Научные парки формируются также вокруг научно-исследовательских центров, но осуществляют только разработку новых продуктов и технологий.
Технополис представляет собой специально создаваемый компактно расположенный центр науки и опытного производства – небольшой город – наукоград. В России статус наукограда присвоен городам Обнинску и Королеву (Закон РФ «О статусе наукограда РФ», 1999г.). В настоящее время в мире насчитывается более 300 технополисов.
Венчурные фонды осуществляют поддержку инновационной деятельности путем финансирования венчурных организаций. Венчурные фонды позволяют учредителям и инвесторам фонда осуществлять рисковое финансирование, с целью получения высоких доходов, не на прямую в одну венчурную организацию, а в несколько организаций, что снижает риск. Для снижения риска, венчурные фонды, в свою очередь, осуществляют диверсификацию вложений по различным направлениям науки, и тщательный отбор проектов для финансирования.
Инвесторами и учредителями венчурных фондов выступают:
Основной целью венчурных фондов является участие в будущих доходах от успешной инновационной деятельности. Причем эти доходы должны покрывать все убытки от финансово-несостоятельных инновационных проектов.
Контрольные вопросы по теме:
1. Дайте определение инновационной организации.
2. По каким признакам осуществляется классификация инновационных организаций?
3. Назовите сектора
науки и современные типы
4. Дайте краткую характеристику
стратегиям виолентов,
5. Какие принципы следует использовать при формировании стратегии организации?
6. В чем заключается особенность венчурной деятельности?
7. Какие существуют источники венчурного финансирования?
8. Какие типы организационных
структур используются в
9. В каких условиях
рекомендуется использовать
10. Как реализуется
контроль инвестора в
11. Назовите организационные формы развития и поддержки инновационной деятельности.
12. Опишите схему деятельности бизнес-инкубатора.
13. Каков состав технопарка и каковы функции его элементов?
14. Опишите схему взаимодействия
участников и инвесторов
Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий по достижению поставленных целей – это центральный, отправной пункт инновационной деятельности. Для выбора стратегии используются методы стратегического планирования.
Разработка стратегии
Реализация инновационной стратегии разделяется на четыре стадии: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство. Схематично инновационный менеджмент представлен на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 – Схема инновационного менеджмента
На каждой стадии решаются определенные задачи:
1. Планирование – составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий. Оценка эффективности инновационных проектов.
Выбираемая стратегия предопределяет широту и глубину инновационной деятельности в организации, использование инноваций в производстве. При выборе стратегии ориентированной на развитие формируется инновационная стратегия, которая является составной частью общей стратегии организации. С другой стороны, формирование и реализация этой стратегии – необходимое условие развития как национальной экономики в целом, так и отдельного предприятия.
Инновационная стратегия – это выбор наиболее эффективных путей (и одновременно сами эти пути) технического и технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений.
Инновационная стратегия направлена на решение долгосрочных задач повышения технико-экономического уровня производства, что требует прогнозных исследований состояния научно-технического прогресса в той или иной отрасли. В зависимости от цели предприятия могут быть избраны следующие виды инновационных стратегий (таблица 4.1).
Таблица 4.1 – Цели организации и соответствующие
инновационные стратегии
№ |
Цель предприятия |
Стратегия |
Инновационная деятельность и затраты на нее |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Занять лидирующее положение на рынке |
Наступательная |
Очень активная. Высокие затраты на нововведения |
Продолжение таблицы 4.1
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Удержать конкурентные позиции на имеющихся рынках |
Оборонительная |
Активная. Затраты на нововведения ниже, чем у лидера |
3 |
Следовать за группами лидеров, повторяя их достижения, используя свои рыночные и технологические позиции |
Имитационная |
Пассивная. Затраты на нововведения средние |
4 |
Самосохранение путем выполнения субконтрактных работ для инновационных предприятий |
Зависимая |
Пассивная. Незначительные затраты на нововведения |
5 |
Самосохранение с применением консервативных технологий |
Традиционная |
Отсутствует. Затраты на нововведения минимальные |
6 |
Занятие свободных ниш на рынке |
Оппортунистическая |
От активной деятельности до полного ее отсутствия. Затраты соответствующие |
Выбор инновационной
стратегии, зависит от уровня и динамики
развития техники и технологии, технологического
уклада. Выработка стратегии осуществля
Инновационная стратегия, выработанная на основе теории жизненного цикла продукта, учитывает фазы, в которых находится выпускаемый продукт. Стадии жизненного цикла продукта приведены на рисунке 4.2.
Рисунок 4.2 – Стадии жизненного цикла продукта
Рассмотрим стадии:
1) Зарождение
Возникновение идеи, которая будет положена в основу нового вида техники, определение принципов функционирования. Создание фирмы-зксплерента.
2) Рождение
Прикладные исследования, в результате которых формируются пути создания новой техники.
Начало преобразования
фирмы-эксплерента в фирму-
3) Утверждение
Практическое создание образцов нового вида техники. Преобразование фирмы-патиента в фирму-виолент .
4) Стабилизация
Период, когда техническая идея исчерпывает потенциал дальнейшего развития. Широкомасштабная реализация новой продукции. Расширение деятельности фирмы-виолента на мировой рынке, создание филиалов.
5) Упрощение
Оптимизация ресурсопотребления при создании и использовании техники. Образование из фирмы-виолента транснациональной компании.
6) Падение
Сравнительное ухудшение (несоответствие предъявляемым современным требованиям) большинства технико-экономических показателей при производстве и использовании техники. Усовершенствования на уровне рационализаторских предложений. Реорганизация – обособление фирм-коммутантов.
7) Исход
Изменение функции эксплуатируемой техники, снижение ее значимости в производстве и потреблении.
8) Деструктуризация
Отказ от производства и использования старой техники. Изменение специализации фирм: выпуск другой продукции.
В каждый период времени конкурентоспособная производственная организация вынуждена работать над продуктом, относящимся к трем поколениям техники: уходящему, господствующему и перспективному. Стабильная величина совокупного дохода предприятия обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами (поколениями техники). Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики фирмы.