Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:36, курс лекций
Преобразования социально-экономических систем отдельных государств и ми-рового сообщества в целом позволили перейти во второй половине XX-го века от использования воспроизводства, как механизма развития, к развитию иннова-ционному. Инновационный тип развития предопределяет единство научно-технической и производственной сфер, и на основе такого взаимодействия непрерывное совершенствование применяемых технологий, производимой продукции, оказываемых услуг и т.п.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие, свойства и формы инновационного процесса 6
1.2. Составляющие инновационного процесса 8
1.3. Коммерческое развитие инновационного процесса 10
1.4. Классификация инноваций 12
2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 14
2.1. Технологические уклады и развитие экономики 14
2.2. Современная мировая экономическая система и роль России в ней 16
2.3. Структура и функции системы государственного регулирования инновационных процессов в России 18
2.4. Система государственной поддержки инновационной деятельности 20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
3.1. Классификация инновационных организаций 22
3.2. Коммерческие организации и стратегия продвижения инноваций 24
3.3. Венчурная инновационная деятельность 26
3.4. Структура научных, производственных и венчурных организаций 28
3.5. Структуры организаций поддержки инновационной деятельности 30
4. СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТЫ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 33
4.1. Роль и виды стратегий в инновационном менеджменте 33
4.2. Технологические циклы при выборе инновационной стратегии 35
4.3. Выбор стратегии с учетом рыночной позиции 37
4.4. Виды инновационных проектов и их особенности 39
4.5. Портфели инновационных проектов 42
5. РИСКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 44
5.1. Классификация рисков инновационных проектов 44
5.2. Анализ и оценка риска 46
5.3. Методы снижения рисков 49
5.4. Организация контроля осуществления инновационного проекта 51
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
6.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности 53
6.2. Анализ эффективности инновационных проектов 55
7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 57
7.1. Управление персоналом научных организаций 57
7.2. Особенности организации работы в научных организациях 60
8. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63
8.1. Права на результаты инновационной деятельности 63
8.2. Особенности сделок на лицензионном рынке 65
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
В экономике России присутствуют одновременно 3, 4 и 5-й технологический уклад с преобладанием 3 и 4-го укладов. Это обусловлено:
1) большими возможностями для экстенсивного развития (огромная территория, дешевые природные ресурсы и рабочая сила);
2) участием в многочисленных войнах;
3) низким уровнем интеграции с развитыми странами;
4) получением из развитых
сложного оборудования и
Схема международных экономических связей России показана на рисунке 2.2.
Условные обозначения:
|
|
Рисунок 2.2 – Место России в современной системе международных
экономических связей
Система государственного
регулирования инновационных
Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются (В.А. Васин и Л.Э. Миндели):
Структура системы государственного регулирования инновационных процессов приведена на рисунке 2.3 (промышленный сектор).
Структура и обязанности
органов государственной
1. Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие основные комитеты – Комитет ГД по образованию и науке и Комитет СФ по науке, культуре и пр. Деятельность ряда других комитетов (часть из них приведена на рисунке 2.2) также включает вопросы формирования инновационной политики.
2. При президенте РФ создан «Совет по науке, технологиям и образованию». Основными задачами Совета являются:
3. При правительстве РФ созданы:
Рабочий центр экономических реформ, осуществляющий деятельность по анализу развития и реформирования экономики, обеспечению реализации экономической политики.
Экспертный совет, организующий и проводящий государственные экспертизы крупных социально-экономических, научно-технических, инвестиционных проектов и программ, проектов целевых федеральных и межгосударственных программ, и других важнейших государственных проектов.
4. Органы исполнительной власти регионов осуществляют собственную инновационную политику, руководствуясь в своей деятельности законодательными актами РФ. Для этого в субъектах Федерации создаются специальные органы (советы) и разрабатывается местное законодательство в данной сфере.
5. Министерство образования и науки РФ разрабатывает государственную инновационную политику.
6. Федеральное агентство по науке и инновациям является основным органом, реализующим государственную политику в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Непосредственно регулирует деятельность:
Осуществляет информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Рисунок 2.3 – Структура системы государственного регулирования инновационной процессов в Российской Федерации (промышленный сектор)
7. Министерства экономического развития и торговли, промышленности и энергетики, природных ресурсов и др., а также подведомственные им агентства и службы являются инициаторами инновационных программ, реализуемых, в основном, в системе Федеральных целевых программ.
8. Министерство финансов осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и контроль использования финансовых ресурсов.
9. Новаторы. Создание новшеств осуществляется в государственных научных учреждениях и ВУЗах, в других в научно-исследовательских структурах (самостоятельных и при промышленных предприятиях).
Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы страны.
Система государственной поддержки включает:
1) правовое регулирование инновационных процессов. Регулирование осуществляется на основе Закона РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96 г., определяющего принципы, стратегию, и порядок формирования государственной научно-технической политики. Непосредственными регулирующими инструментами являются Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств;
2) организацию и прямое финансирование научных исследований и инновационных проектов – это ассигнования из бюджета научным организациям на выполнение НИОКР и создание инновационной продукции по государственному заказу.
Из бюджета финансируются
государственные и
Основной формой осуществления инновационной деятельности при прямом финансировании является разработка и реализация Федеральных Целевых Программ. В настоящее время Программы разрабатываются по 6 направлениям:
В рамках этих направлений действует 308 программ и подпрограмм.
В составе направления
Новая экономика действует
3) Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности.
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся:
Внебюджетные фонды создаются при министерствах и ведомствах РФ, производственных объединениях, финансово-промышленных группах. Средства из внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР, работ по стандартизации, сертификации, работ по охране труда и т.д. В настоящее время, только при министерствах и ведомствах действует более 20 внебюджетных фондов.
Одним из направлений формирования инновационной инфраструктуры является формирование инновационных центров, технологических парков, венчурных фондов и инкубаторов малых фирм. В России действует более 40 научных и технологических парков, в которые входят 80 инновационных фирм и более 150 сервисных предприятий. Создан Российский инновационный союз, объединяющий ассоциации и союзы инноваторов (Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса; Союз инновационных предприятий; Союз независимых инжиниринговых организаций; Ассоциация управления проектами и ряд других)
Государственное регулирование и поддержка международного научно-технического сотрудничества включает:
Контрольные вопросы по теме:
1. Выделите пять технологических укладов развития и назовите периоды их роста и угасания.
2. Назовите структурные источники развития государства, страны.
3. В чем заключаются специфические свойства технологий пятого технологического уклада?
4. Каково место России в современной системе международных экономических связей?
5. Назовите основные функции государственных органов в инновационной сфере.
6. Назовите основные элементы структуры системы государственного регулирования инновационных процессов.
7. Что включает система
государственной поддержки
8. Что относится к основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности?
9. Какова роль государственного
регулирования и поддержки
Инновационная организация – это обособленный субъект рынка, самостоятельный или в структуре крупной организации, осуществляющий деятельность по реализации нескольких либо одного из этапов инновационного процесса.
Структура инновационной организации определяется целями и задачами, возложенными на нее, видом новшеств, особенностями инновационного процесса в отрасли внедрения новшеств. Методической составляющей построения структур инновационных организаций является классификация организаций. Классификация инновационных организаций приведена на рисунке 3.1.
Ведущее место в системе создания инноваций занимают научные организации. Научная организация – это организация, для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности, либо в составе организаций имеются специализированные подразделения по выполнению научных исследований.
Классификация научных организаций по секторам науки и типам представлена в таблице 3.1. Тип научной организации определяется организационными признаками, характером и специализацией выполняемых работ.
Рисунок 3.1 – Классификация инновационных организаций
Таблица 3.1 – Классификация научных организаций
Сектор | |||
Государственный |
Предпринимательский |
Высшего образования |
Частный некоммерческий |
Вид (сектор науки) | |||
Организации, обеспечивающие удовлетворение потребностей государства, федеральных и других органов власти. Осуществляют исследования в основном по общенациональным проблемам и проблемам развития государства. |
Организации, чья основная деятельность связана с производством товаров и услуг с целью продажи и организации обслуживающие потребности указанных коммерческих организаций. Могут быть частными или государственными. |
Университеты и другие высшие учебные заведения, организации находящиеся под контролем университетов или обслуживающие высшее образование. Выполняющие исследования по различным направлениям в зависимости от форм финансирования и. |
Негосударственные некоммерческие организации, проводящие инициативные исследования в естественно-научном или гуманитарном секторе. |