Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:36, курс лекций
Преобразования социально-экономических систем отдельных государств и ми-рового сообщества в целом позволили перейти во второй половине XX-го века от использования воспроизводства, как механизма развития, к развитию иннова-ционному. Инновационный тип развития предопределяет единство научно-технической и производственной сфер, и на основе такого взаимодействия непрерывное совершенствование применяемых технологий, производимой продукции, оказываемых услуг и т.п.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие, свойства и формы инновационного процесса 6
1.2. Составляющие инновационного процесса 8
1.3. Коммерческое развитие инновационного процесса 10
1.4. Классификация инноваций 12
2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 14
2.1. Технологические уклады и развитие экономики 14
2.2. Современная мировая экономическая система и роль России в ней 16
2.3. Структура и функции системы государственного регулирования инновационных процессов в России 18
2.4. Система государственной поддержки инновационной деятельности 20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
3.1. Классификация инновационных организаций 22
3.2. Коммерческие организации и стратегия продвижения инноваций 24
3.3. Венчурная инновационная деятельность 26
3.4. Структура научных, производственных и венчурных организаций 28
3.5. Структуры организаций поддержки инновационной деятельности 30
4. СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТЫ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 33
4.1. Роль и виды стратегий в инновационном менеджменте 33
4.2. Технологические циклы при выборе инновационной стратегии 35
4.3. Выбор стратегии с учетом рыночной позиции 37
4.4. Виды инновационных проектов и их особенности 39
4.5. Портфели инновационных проектов 42
5. РИСКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 44
5.1. Классификация рисков инновационных проектов 44
5.2. Анализ и оценка риска 46
5.3. Методы снижения рисков 49
5.4. Организация контроля осуществления инновационного проекта 51
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
6.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности 53
6.2. Анализ эффективности инновационных проектов 55
7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 57
7.1. Управление персоналом научных организаций 57
7.2. Особенности организации работы в научных организациях 60
8. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63
8.1. Права на результаты инновационной деятельности 63
8.2. Особенности сделок на лицензионном рынке 65
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
В лицензионное соглашение включается минимальная сумма вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом.
Уровень ставок текущих отчислений в современной практике колеблется от 2 до 10%. Чаще встречаются ставки в 3—5%. Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения называется паушальным платежом.
Паушальный платеж может
производиться в разовом порядк
Особенности формирования цен на лицензии (ноу-хау) состоят в следующем:
Наиболее распространен расчет роялти в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции:
где — роялти, % от стоимости чистых продаж;
— годовая сумма роялти;
— стоимость чистых продаж.
Контрольные вопросы по теме:
1. В чем заключаются особенности формирования цен на лицензии (ноу-хау)?
2. Что такое паушальный платеж?
3. Дайте классификацию лицензий.
4. Что является охранным
5. Какое средство применяется
для индивидуализации
Бенчмаркетинг — изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.
Бизнес-инкубатор — организация, создаваемая для поддержки становления и развития новой фирмы.
Венчурные фирмы — предприятия, осуществляющие реализацию высркорисковых инновационных проектов.
Виоленты — крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой.
Государственная инновационная политика — определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
Дисконтирование — процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени.
Диффузия инновации — процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.
Жизненный цикл инновации — совокупность этапов инновационной деятельности от зарождения инновационной идеи до масштабного распространения инновации.
Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики.
Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.
Инновационная деятельность — деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей — реализацию инноваций.
Инновационная политика — комплекс мер, направленных на развитие инновационной деятельности.
Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий)
Инновационная стратегия — комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.
Инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, уедут), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) — совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационный потенциал организации — совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.
Инновационный процесс — процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта — обязательное завершение инноваций, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации.
Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Интеллектуальная
Инфраструктура инновационной деятельности — компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не принимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.).
Коммутанты — фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.
Лицензиар — лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав.
Лицензиат — лицо, которому передаются права на использование объекта промышленной собственности.
Лицензионный договор —документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные права на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязательства по внесению платежей лицензиару.
Лицензия на объект промышленной собственности — разрешение на коммерческое использование объекта промышленной собственности, предоставляемое лицензиаром.
Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.
Новация — новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность.
Ноу-хау — совокупность технических, технологических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации производства. В отличие от секторов производства ноу-хау не патентуется, так как в значительной части состоит из определенных приемов, навыков, производственного опыта. Ноу-хау наряду с патентами, товарными знаками, авторскими правами считается собственностью предприятия, фирмы. В качестве товара ноу-хау сопутствует продаже патентов и лицензий, но может реализоваться самостоятельно. Обмен ноу-хау может осуществляться путем передачи технической документации, организации обучения персонала, участия специалистов в производственном процессе.
Патент на изобретение — государственный документ, удостоверяющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект.
Патиенты — компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок.
Паушальные платежи — лицензионное вознаграждение в виде твердофиксированных сумм, выплачиваемых целиком или в несколько приемов.
Полезная модель — конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления.
Промышленный образец — художественно-конструкторское решение объекта, определяющее его внешний вид.
Реинжиниринг — осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы.
Роялти — процентные отчисления с определенной суммы (определенного объема), причитающиеся продавцу объекта лицензионного соглашения.
Сублицензия — лицензия, которая предоставляется лицензиатом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам.
Технопарки — гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции.
Технополис — более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города — наукограды.
Товарный знак — обозначение, используемое для отличия однородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм.
Финансовый лизинг — процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.
Форфейтинг — операция по трансформации коммерческого кредита в банковский.
Франчайзинг — процедура предоставления товарного знака (фирменного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры известной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы.
Экономическая эффективность инноваций — отношение экономического эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его затратам.
Эксплеренты — компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.
1 Программа «Региональный паритет» разработана в целях активизации экономического развития низко развитых регионов.
2 Бизнес-инкубаторы появились в США и странах Западной Европы в конце 70-х годов.
1 Методический аппарат включает методы: структурно-морфологического анализа, определения характеристик публикационной активности, патентов-аналогов, терминологического и лексического анализа, системы показателей.