Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:48, лекция
Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• источникам возникновения:
- определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
- возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• с точки зрения комплексности:
- простые;
- сложные, которые декомпозируются на подцели;
Следует отметить, что утверждение экспериментального метода в науке — это длительный процесс, протекавший в острой борьбе передовых ученых Нового времени против античного умозрения и средневековой схоластики. (Например, английский философ-материалист Ф. Бэкон одним из первых выступил против эксперимента в науке, хотя ратовал за опыт.)
Основателем экспериментальной науки по праву считается Галилео Галилей (1564—1642), считавший основой познания опыт. Научный и технический прогресс требует все более широкого применения эксперимента. Что же касается современной науки, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо. В настоящее время экспериментальное исследование стало настолько важным, что рассматривается как одна из основных форм практической деятельности исследователей.
Применение данного метода имеет следующие достоинства:
• по желанию исследователя изучаемый объект может не только наблюдаться, но и воспроизводиться;
• в искусственно созданных условиях могут выявиться новые свойства изучаемого объекта, которые нельзя увидеть в реальных условиях;
• искусственно созданные условия позволяют исключить неблагоприятные факторы, которые могут затруднить процесс изучения;
• эксперимент позволяет использовать различные приборы и инструменты для исследования объекта, которые не могут быть использованы в реальных условиях;
• эксперимент можно повторять столько раз, сколько требуется для исследования.
Все эксперименты можно классифицировать в зависимости от того, что положено в их основу. Эксперименты, в основе которых лежат разные цели. делятся:
• на исследовательские (поисковые) — эксперименты, целью которых является обнаружение новых, неизвестных науке явлений или их новых, неожиданных свойств;
• проверочные (контрольные) — эксперименты, проведение которых необходимо для проверки теоретического предсказания или теоретической гипотезы. В этой группе экспериментов различают:
• подтверждающий эксперимент — цель которого — подтверждение теоретической гипотезы;
• опровергающий эксперимент — изначально преследующий цели опровержения теоретического предсказания;
• решающий эксперимент — цель которого — подтверждение одного теоретического предсказания и опровержения другого, совершенно противоположного предсказания.
По условиям проведения эксперименты делятся:
• на лабораторные — эксперименты, проводимые в специально созданных искусственных условиях с целью исключения влияния неблагоприятных факторов. Это позволяет экономить материальные и временные ресурсы;
• полевые — эксперименты, проводимые в реальных условиях существования объекта исследования. Достоинство данных экспериментов — результаты более правдивые, но при их проведении мы можем принять во внимание не все побочные факторы. Они требует больших временных и материальных затрат.
По полученным результатам эксперименты делятся:
• на количественные — эксперименты, в результате которых получены количественные показатели объекта исследования;
• качественные — эксперименты, итогом которых становятся качественные характеристики исследуемого объекта.
По характеру проведения эксперименты разделяются:
• на модельные — эксперименты, проводимые со специально созданной моделью объекта исследования;
• реальные — эксперименты, проводимые над объектом исследования в реальных условиях его функционирования при помощи варьирования данных условий;
• мысленные — эксперименты, в которых исследуемый объект ставится в воображаемые условия, которые регулируются законами науки и правилами логики. Основу этого эксперимента составляют чувственные образы или теоретические модели.
Процесс проведения эксперимента состоит из следующих составляющих:
• разработка программы и плана эксперимента;
• подготовка проведения эксперимента;
• проектирование моделей, установок, мероприятий по безопасности и снижению рисков, систем фиксации, сбора, накопления и обработки информационных данных;
• выполнение экспериментальных работ;
• анализ результатов эксперимента;
• обобщение, оценка и разработка рекомендаций по использованию эксперимента.
Изучение первичной документации или метод анализа документов
Метод анализа документов — метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в иконографической форме и др.
Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с определенными реквизитами.
Использование данного метода дает исследователю возможность определить структуру и элементы изучаемой системы управления, взаимосвязи, существующие между этими элементам, изучить законы функционирования данной системы, приобрести сведения, необходимые для изменения изучаемой системы, и т. д.
Метод анализа документов бывает двух видов: традиционный; формализованный.
1. Традиционный анализ документов состоит из исследования содержания документов:
• его авторов;
• целей создания;
• форм и видов;
• надежности документов;
• достоверности используемой информации. Данный метод используется при анализе:
• функциональных обязанностей в сочетании с анализом приказов о поощрении;
• справок по результатам проверки деятельности подразделений;
• писем, жалоб, приходящих в аппарат управления.
2. Формализованный анализ документов (контент-анализ) ~ метод сбора данных при помощи количественного описания имеющейся информации в документах. Анализу подвергаются различные источники информации:
• официальные документы организации (устав, указы, приказы и др.);
• логотипы;
• эмблемы;
• этикетки;
• видеозаписи;
• газетные и журнальные статьи;
• фотографии и др.
Основу данного метода составляет процесс кодирования информации с целью получения количественной информации о содержимом документа.
Документы различаются по следующим классификационным признакам:
По способу изготовления:
- письменные (печатные и рукописные);
- видео-, кино-, фотодокументы и т.д.;
- звуковые (звукозаписи и т.д.);
- машинные (те, что компьютерные).
По характеру генезиса:
- официальные — которые создаются юридическими и должностными лицами. Например, общеадминистративные документы (принимаются и оформляются руководством предприятия, касаются общих вопросов функционирования организации и ее производственной деятельности), служебные документы (отражают сведения об имевшим место факте в организации);
- неофициальные — которые создаются неофициальными лицами, например, неформальным лидером;
По характеру аудитории:
- внешние — создаются для предоставления их другим организациям или полученные от других предприятий;
- внутренние — создаются для использования внутри организации;
По характеру используемой информации:
- первичные документы, которые составляются на основе непосредственных результатов исследования конкретных ситуаций, деятельности отдельных лиц;
- вторичные документы составляются на основе первичных документов и имеют более обобщенный характер;
По тематике содержания:
- исторические;
- экономические;
- правовые;
- статистические и др.;
По сроку хранения:
- временного хранения;
- постоянного хранения;
- этапу формирования: . оригинал;
- копия.
Данный метод имеет следующие достоинства:
• нет необходимости добывать информацию, так как данный метод использует уже имеющуюся информацию;
• высокая степень надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для проверки;
• возможность исследования системы управления в историческом плане посредством анализа документов прошлого.
Недостатком данного метода анализа документов является то, что есть вероятность столкнуться с фальшивыми документами.
Опрос
Опрос — вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. В основе этого метода стоит человек (респондент), который становится источником получения информации. Для получения информации об исследуемом объекте респонденту задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить характеристики объекта исследования, которые не поддаются прямому наблюдению и скрыты от внешнего глаза.
При проведении опроса необходимо руководствоваться следующими правилами:
• респондент должен знать, кто и с какой целью его опрашивает, быть заинтересованным в проводимом опросе и выдаче неложной информации;
• вопросы должны быть понятны и иметь один смысл;
• вопросы должны быть сформулированы без грамматических и лексических ошибок; отвечать уровню культуры респондента и быть неоскорбительными для него;
• вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респондент мог дать на него точный и аргументированный ответ;
• вопросы не должны нести интеллектуальную и психологическую перегрузку;
• все варианты ответов должны быть равносильными по отношению друг к другу;
• исследователь не должен влиять на выбор ответа респондента.
Данный метод исследования имеет следующие достоинства:
• позволяет собрать статистическую и документальную информацию о слабообеспеченном объекте исследования;
• исследует объекты, которые малодоступны прямому наблюдению;
• обеспечивает высокий уровень стандартизации путем задавания респондентам одних и тех же вопросов и предоставления одинаковых вариантов ответов на них;
• позволяет экономить материальные и временные ресурсы.
Результаты обрабатываются на основе применения методов математической статистики и прикладных программ для персональных компьютеров.
Выделяют два основных вида опроса:
• анкетирование — письменная форма опроса;
• интервью — устная форма опроса.
Анкетирование
Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.
Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях.
• большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;
• необходимости продуманных ответов, которая достигается наличием отпечатанного вопросника перед глазами.
Процесс анкетирования осуществляется следующим образом: респондент получает специальным образом (по почте или непосредственно от анкетера) анкету; изучает инструкции по ее заполнению; читает и заполняет ее.
Анкета может заполняться как в присутствии анкетера, так и без него.
Различают следующую классификацию анкетирования:
• по степени контакта исследователя с респондентом:
• прессовые анкеты — анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;
• почтовые анкеты — анкеты, рассылаемые по почте;
• раздаточные анкеты — исследовать раздает анкеты респондентам при непосредственном контакте, проводит инструктаж по правилам заполнения анкет;
• месту проведения анкетирования:
• месту жительства;
• месту учебы или работы;
• в зависимости от масштаба анкетирования:
• сплошное анкетирование — анкеты заполняются всеми лицами изучаемой генеральной совокупности людей;
• выборочное анкетирование — анкеты заполняются только частью генеральной совокупности, которая называется выборкой. При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные данные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генеральной совокупности.
Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно классифицировать следующим образом:
Информация о работе Лекции по исследованию систем управления