Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:48, лекция
Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• источникам возникновения:
- определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
- возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• с точки зрения комплексности:
- простые;
- сложные, которые декомпозируются на подцели;
• по содержанию:
Например, личности респондента — вопросы, задаваемые с целью получения личных данных респондента (пол, возраст, место рождения и т. д.);
• форме:
• открытые — вопросы, не содержащие вариантов ответа. Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и проявляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суждений и акцент: доминирующая информация может оказаться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследователю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;
• закрытые — вопросы, включающие варианты ответов. Респонденту требуется выбрать один из вариантов предложенных ответов. Это позволяет исследователю сопоставлять полученные данные в равных условиях. При построении закрытых вопросов исследователю главное предусмотреть все возможные варианты ответов. При формулировке вариантов ответов на первое место следует поставить наименее вероятные варианты, так как респондент чаще выбирает первые версии ответов. Варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины, так как респондент склонен к экономии времени, а усвоение длинных версий ответов требует больше времени. Варианты ответов должны быть конкретными, так как абстрактные версии ответов обусловливают неясность ситуации, что ведет к раздражению респондентов. Количество вариантов ответов не должно быть большим, так как в процессе продвижения респондента к концу версий ответов наблюдается усталость респондента и инертность в его ответах;
• полузакрытые — вопросы, к которым наряду с определенными вариантами ответов предполагают возможность респонденту сообщить свое мнение;
• прямые — вопросы, которые вызывают у респондента критическое отношение к себе, окружающим людям и т. д. Респонденты, как правило, не отвечают на такие вопросы или дают недостоверную информацию;
• косвенные — вопросы, для ответа на которые респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств;
• выполняемой вопросами функции:
• основные — на основе этих вопросов собирается информация конкретно об объекте исследования;
• неосновные — вопросы, которые не относятся к объекту исследования. Задаются с целью налаживания контакта между исследователем и респондентом, создания мотивации участия в опросе у респондентов, знакомства с целью исследования, инструктажа по вопросам заполнения анкеты, проверки искренности ответов.
Анкетирование имеет следующие достоинства:
• анкетирование позволяет собрать необходимую информацию за короткое время;
• информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;
• полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды;
• для проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;
• респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверенности в анонимности проводимых исследований и отсутствия исследователя;
• время и скорость заполнения анкеты подбираются респондентом самостоятельно в зависимости от своих личных качеств.
Анкетированию присуши следующие недостатки:
• возможность подмены респондента, особенно часто это встречается при почтовых опросах;
• потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);
• низкий возврат анкет (при почтовых опросах).
Интервью
Интервью — устная форма опроса, в основе которой лежит непосредственный или опосредованный контакт интервьюера с респондентом. Непосредственный контакт осуществляется при помощи личного интервью («с глазу на глаз»), а опосредованный контакт производится при помощи телефона или компьютера. Данный метод строится по принципу беседы исследователя с респондентом для получения ответов на интересующие исследователя вопросы. Респондент высказывает свое мнение по спрашиваемым вопросам. Ответы должны даваться быстро и качественно.
Интервью можно разделить по следующим классификационным признакам:
по месту проведения:
• месту работы, учебы — интервью, проводящиеся в каком-либо служебном помещении, целью которых является изучение производственных или учебных групп, проблем их функционирования, причин их возникновения и т. д.;
• месту жительства — интервью, проводимые в неофициальной обстановке, на ответы которых не влияют производственные или учебные связи;
форме:
• формализованное — опрос осуществляется по заранее разработанным вопросам, формулировку и последовательность которых интервьюер должен обязательно учитывать;
• фокусированное — опрос, характеризуемый не такой строгостью проведения интервью, как предыдущий. Вопросы заготавливаются заранее, но порядок и формулировка их могут варьироваться. Главное условие данного интервью — получить информацию по каждому заготовленному вопросу. В процессе данного интервью собираются мнения и оценки по конкретной исследуемой ситуации, респонденты заранее ознакомляются с предметом исследования;
• свободное — менее формализованное интервью, для проведения которого не разрабатывается детализированный вопросник, а набрасывается лишь общий план интервью. Данный вид интервью характеризуется более откровенной и доверительной атмосферой, в которой должны отсутствовать помехи, беседа должна вестись непринужденным образом, интересы респондента должны соблюдаться. При проведении свободного интервью необходимо соблюдать правила: никаких критических замечаний респонденту, ведение записей по ходу интервью только с разрешения интервьюируемого, продолжительность интервью в среднем составляет 2— 3 часа;
способу контакта.
• личное — проводимое при непосредственном контакте интервьюера с респондентом;
• опосредованное — для осуществления которого интервьюер прибегает к помощи телефона или компьютера. В данном виде интервью выделяют:
- традиционное телефонное — характеризуется низкой стоимостью, возможностью охватить большее число респондентов, обеспечить высокий уровень репрезентативности, возможность проведения за относительно короткий период времени. Методу присущи следующие недостатки: невозможность что-либо показать респонденту, невозможность получить личное впечатление от встречи с респондентами, трудность получения пространных ответов на большое число вопросов, так как терпение респондента может иссякнуть. Кроме того, трудно проверить качество проведенного интервью и установить, все ли запланированные к опросу респонденты в реальности были им охвачены;
- телефонное интервью из специально оборудованного помещения, при проведении которого работают несколько интервьюеров, к телефонам которых могут подсоединяться контролеры;
- телефонное интервью с помощью компьютера, который осуществляет автоматический набор телефонных номеров респондентов, далее на мониторе появляется вступительный текст, а затем —. последовательно задаваемые вопросы с возможными вариантами ответов. Интервьюер зачитывает респонденту вопросы и с помощью кода фиксирует названный вариант ответа.
Важную роль при проведении интервью играет непосредственно интервьюер. В США в качестве интервьюера предпочитают женщин. Выбор интервьюера осуществляется при помощи тестов. Желательно, чтобы интервьюер'был социологом.
В процессе проведения интервью на респондентов влияют:
• личные характеристики интервьюера: пол, возраст, национальность, профессия, уровень образования, культура, умение слушать и т. д.
Влияние пола и возраста интервьюера осуществляется следующим образом:
- между мужчинами, как правило, чаще складываются неофициальные отношения, чем между женщинами;
- мужчины-интервьюеры предпочитают работать с мужчинами, женщины склонны интервьюировать респондентов обоего пола;
- мужчины-интервьюеры более критичны к своим собеседникам, чем женщины;
- разница в поле проводящего опрос и респондента может вызвать скованность у опрашиваемых;
- значительная возрастная разница между интервьюером и опрашиваемым отрицательно сказывается на результатах;
• внешние характеристики интервьюера:
• фигура;
• опрятность;
• одежда;
• прическа;
речь;
• стиль общения;
• поведение;
• реакция на ответы респондента и т. д.
Интервьюирование имеет следующие достоинства:
• респондент не может быть подменен другим, а именно: интервьюирование осуществляется посредством контакта, который создает уверенность в том, что на ответы отвечает личность, которая была изначально выбрана для этого;
• для проведения интервью необязательно заранее детально разрабатывать вопросы, так как оно может осуществляться как в формализованной, так и свободной форме;
• гарантируется получение ответов на все вопросы и серьезное отношение респондента к опросу посредством осуществления личного контакта интервьюера с респондентом;
• интервьюирование осуществляется для небольшого числа опрашиваемых;
• надежность получаемых данных;
• у респондентов при опросе фиксируются как вербальные ответы, так и невербальные реакции, возникающие в процессе ответов;
• в процессе анкетирования могут быть уточнены противоречия. Интервьюированию присуши следующие недостатки:
• малая оперативность;
• временные и материальные затраты;
• использование большого количества интервьюеров;
• сложность поиска интервьюеров, так как интервьюеры должны быть квалифицированными специалистами;
• возможность прерывания интервью;
• невозможность проверки степени и характера влияния интервьюера на респондента;
• сложность обработки полученных данных.
Информация о работе Лекции по исследованию систем управления