Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций
Тема 1. Предмет и задачи курса «Основы менеджмента». Природа управления и исторические тенденции его развития.
ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕМА 6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ.
2. Роль и основные направления информации перевозочного процесса.
Существует несколько
определений понятия «
По содержанию информация бывает:
Информация классифицируется по сдледующим признакам::
1. По средствам ее передачи:
- письменная,
- устная.
2. По носителям:
- на перфокартах,
- магиитных лентах,
- дисках и т.п.
3. По характеру и назначению:
- отчетная,
- плановая,
- текущая ,
- перспективная.
4. По длительности действия:
- постоянного,
- длительного,
- временного использования.
5. По состоянию:
- статическая,
- динамическая и т.д.
На транспорте можно выделить следующие основные виды информации:
- прогнозы перевозок грузов и пассажиров;
- перспективные, годовые и оперативные планы перевозок;
- планы капиталовложений;
- планы производственно-
- схемы грузопотоков и др.
2. Технико-эксплуатационная:
- графики движения;
- планы формирования поездов;
- технологические карты и другие аналогичные материалы;
- технические планы;
- служебные инструкции и др.
3. Нормативно-методическая:
- технические указания
по проектированию объектов
- правила технической и коммерческой эксплуатации подвижного состава, устройств и сооружений;
- правила производства тяговых расчетов;
- инструкции по расчету пропускной способности и др.
4. Учетно-статистическая:
- статистика перевозок грузов и пассажиров;
- статистика погрузочно-
- данные о технической вооруженности транспортной сети;
- бухгалтерская отчетность (труд, зарплата, финансы) и др.
5. Правовая:
- уставы,
- кодексы,
- тарифы и др.
6.Справочно-коммерческая:
- книжки расписаний;
- световая реклама и другие ее виды;
- автоматические справочные установки, указатели отправления пассажирских поездов, самолетов, судов и автобусов;
- схемы дорог, маршрутов и т.п.
7. Административно-
- приказы и распоряжения,
- служебные записки,
- циркуляры и т.п.
8. Научно-техническая:
- информационные отраслевые сборники,
- брошюры экспресс-информации,
- реферативные журналы,
- кинофильмы и т.д.
В связи с разработкой автоматизированных систем управления на транспорте стал складываться новый вид информации №9, представляющий собой:
- совокупность алгоритмов,машинных
программ и банка исходных данных,необходимых
для решения производственных,планово-
Информационное обеспечение важно в любом виде производства, но на транспорте оно играет особую роль. Перевозочный процесс разворачивается на огромных пространствах; он исключительно динамичен, и каждый законченный производственный цикл (перевозка) требует значительных затрат времени (от не скольких часов до нескольких суток и даже месяцев); в нем участвуют миллионы пространственно разобщенных работников, для координации действий которых требуется масса сведений прогностического, планового, учетно-статистического и другого характера. И не случайно специалисты по управлению выделяют информационное обеспечение в самостоятельный этап управления цикла.
Важнейшей составной частью информационных массивов на транспорте являются данные о перевозках, источником получения которых служат перевозочные документы, товаротранспортные накладные, документы грузоотправителей и т.п.
Повышение эффективности перевозочного процесса требует укрепления делового содружества предприятий разных видов транспорта, что недостижимо при отсутствии надежной информации. Объем информации о поступлении порожних вагонов на железнодорожном транспорте, например, измеряется 2 —4 ч, а об отгрузке грузов смешанного сообщения в пунктах отправления, — в пределах 4 —8 ч. Сегодня этого уже недостаточно, поскольку разработка взаимосогласованных планов требует глубины информационного обеспечения на 10 — 20 сут.
Опыт крупных морских портов страны, использовавших систему непрерывного планирования, показывает, что в настоящее время с момента начала сбора информации до получения согласованного суточного плана работы затрачивается 7 —8 ч, при этом собственно обработка информации на ЭВМ и дополнение непрерывного плана-графика работы транспортного узла требуют всего до 20 мин машинного времени. В связи с этим становится понятной необходимость автоматизации в первую очередь процессов передачи информации.
Серьезного внимания
заслуживают вопросы получения
информации от предприятий — поставщиков
экспортной продукции в порты
и включения ее в единую систему
информационного обеспечения
Особое значение имеет
информатизация транспорта в условиях
экономических реформ. На каждом этапе
реформирования информатизация должна
обеспечивать полное выполнение главных
целей управления транспортом, подчиняя
им цели сопутствующие и второстепенные
На железнодорожном
транспорте, например, в период спада
объемов перевозок главной
В период стабилизации экономики необходимо обеспечивать увеличение объемов перевозок. Повышенное внимание надо обратить на обеспечение требуемой производственной мощности порог, надежности и безопасности функционирования их инфраструктуры.
В период быстрого экономического роста первоочередными снова будут вопросы освоения повышенных объемов перевозки грузов и пассажиров, но в условиях жесткой конкуренции с другими видами транспорта.
Развитие рыночных отношений способствует повышению самостоятельности видов транспорта, включая железные дороги. В то же время, выполняя основной объем перевозочной работы на территории Украины, железнодорожный транспорт остается ключевой отраслью народного хозяйства и его функционирование должно осуществляться на государственной основе.
По мере углубления рыночных процессов усиливаются связи прежде всего с отраслями промышленности, обеспечивающими возможности воспроизводства материально-технической базы предприятий транспорта, с банками, клиентурой и др. На всех уровнях управления наблюдается стремление тесно сотрудничать в первую очередь с тем, кто способствует выполнению перевозочной работы, социально-экономической стабильности и повышению конкурентоспособности отрасли.
На современном этапе в Украине необходим переход от сети вычислительных центров к созданию центров автоматизированного управления перевозками, в которых все участники процесса управления должны иметь удобный доступ к вычислительным ресурсам; создание на каждом уровне управления динамических моделей эффективного функционирования транспорта, и в первую очередь мониторинга перевозочного процесса. Эта концепция исходит из необходимости комплексного и гармоничного развития системы информатизации, что обеспечивает использование новых информационных технологий по отношению к существующим автоматизированным системам. В соответствии с новой концепцией информатизация технологических процессов и структур управления должна проводиться более интегрированно, чем это делалось до сих пор. Набор технологий, обеспечивающих реализацию функций управления железнодорожным транспортом, представлен комплексом информационных технологий.
3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений.
Классификация информационных технологий представлена на рис. 1.3.
Из всего обилия компьютерных
информационных систем далее рассматриваются
два типа:
- управленческие информационные системы
(MIS),
- системы обеспечения принятия решения
(DSS - decision support system).
В MIS данные собираются, обрабатываются и представляются менеджеру таким образом, чтобы обеспечить оперативное управление. Основные компоненты MIS - база данных, компьютерная система и форма, в которой данные распределяются.
Рис.1.3. Классификация информационных технологий
Примеры информации, которая формируется в базах данных, - цены, выход продукции, скорость, число распоряжений, наличие ресурсов и потоки рабочей силы. Для MIS существенно, чтобы базы данных содержали нужное количество и необходимый тип правильной высококачественной информации. Эта информация должна быть тщательно организована.
Компьютер в MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений фирмы. Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих решений. Построение модели остается творческим процессом.
DSS отличаются от MIS тем,
что менеджер обычно является
внутренним компонентом DSS, а не
внешним, как в MIS. Иными словами,
менеджер взаимодействует с
На схеме рис. 3.2 показаны информационные потоки взаимодействия менеджера и компьютерной системы DSS, что обычно называется анализом «что, если .... ?» Компьютер генерирует результаты на экономико-математической модели, а менеджер его спрашивает: «Что произойдет, если что-нибудь изменится в модели?» (например, цены, издержки, их структура и т.д.). Менеджер может также промоделировать возможные решения и оценить потенциальные результаты.
Таблица 3.1
Различия MIS и DSS
MIS |
DSS |
Акцент делается на структурирование задач при предварительно определенных стандартных процедурах, правил их решения и информационных потоках |
Акцент делается на решения Структура компьютера и аналитическая помощь важны, но оценки менеджера более существенны |
Выигрыш состоит в снижении затрат, необходимого времени, количества обслуживающего персонала и т.д. |
Выигрыш состоит в
расширении диапазона и возможности
компьютеризации процессов |
Влияние на принятие менеджером решения непрямое, т.к. обеспечивается доступ к необходимым данным |
Влияние на менеджера состоит в создании необходимого инструментария под его непосредственным контролем, что не является попыткой автоматизировать процесс решения, предопределить цели и оказать давление на решение |
Рис. 3.2. Блок - схема DSS
Дополнительным аспектом DSS является взаимодействие между ее составными частями. Например, решения по запасам влияют не только на производство, но и на маркетинг, распределение продукции и издержки. Потоки информации обеспечивают разработку «кооперативного» решения.