Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:35, курс лекций

Описание работы

Теория подкрепления оставляет в стороне вопросы потребностей и мышления работников и привлекает внимание менеджмента к анализу взаимосвязей между поведением сотрудников организации и его последствиями. Приверженцы теории исследуют проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказаний.

Файлы: 1 файл

Орг.пов. лекции.docx

— 1,000.01 Кб (Скачать файл)

Управленческие  группы – группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах – совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.

Производственные  группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.

Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.

Функциональные  группы – группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.

Группы, созданные  по интересам и на основе дружбы (дружеские),–  объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.

Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.

Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.

Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся  структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.

Высокоразвитые  группы – группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.

Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.

Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.

Нереферентные группы (группы принадлежности) – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

Реальные группы – группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.

5.1.2. Причины создания  групп

 

Люди объединяются в группы в силу ряда причин. Классические теории группообразования объясняют это  следующим образом. Так, согласно теории близости [4; 8] люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.

Согласно теории формирования групп Дж. Хоманса люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций – как положительных, так и отрицательных – по отношению друг к другу и круководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.

Теория равновесия утверждает, что люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.

Теория обмена утверждает, что люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.

В качестве причин, по которым  люди объединяются в группы, называют также возможность достижения целей  и удовлетворение потребностей в  обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного  статуса (рис. 5.1.1).

Рис 5.1.1. Причины образования групп

5.1.3. Стадии развития групп

 

Каждая группа в своем  развитии проходит ряд стадий (рис. 5.1.2). Формирование – стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

Рис. 5.1.2. Стадии формирования и развития групп

Бурление  – для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие  этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется  их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком  велики, то некоторые члены могут  покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые  конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Проходя все стадии становления  и развития, группа приобретает ряд  существенных черт, характеристик, которые  в конечном итоге влияют на эффективность  ее деятельности.

 

5.2. Характеристики группы

 

Различают основные и ситуационные характеристики группы (рис. 5.2.1).

Рис. 5.2.1. Характеристики группы

Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.

Ситуационные  характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.

5.2.1. Основные характеристики  группы

 

Структура группы – это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.

Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.

Статус  – положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

Роли. Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли – определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой.

Роли могут быть:

• предполагаемыми  (ожидаемыми) – это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;

• воспринимаемыми  – модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;

• предписанными – фактическая модель поведения члена группы.

Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми ее членами.

Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.

Люди исполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личностными способностями  и внутренним призванием.

Так, американский исследователь  Мередит Белбин [3] выделяет следующие  возможные роли членов группы: координатор, организатор, генератор идей, искатель (разведчик ресурсов), математик (оценщик  идей, критик), командный игрок, исполнитель, финишер, специалист.

Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса  ролей.

М. Белбин считает, что группа, где есть исполнители всех девяти ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику  задания. Полный набор ролей особенно важен там, где имеют место  быстрые изменения содержания работы.

Исследования показали, что  особенно высоких показателей добились группы, в которых были:

• способный руководитель;

• сильный генератор идей;

• интеллектуал, стимулирующий генератора идей;

• математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.

М. Белбин рекомендует менеджерам развивать навыки работы не только в предпочитаемой ими командной  роли, но и в других ролях, что  позволит им решать периодически возникающие  в группе проблемы.

Анализ подходов к пониманию  ролевых функций в группе позволяет  сделать ряд выводов.

1. Для эффективной групповой  деятельности нужны не только  идеи, инициатива, конкретные предложения,  обоснованные решения и четкое  исполнение принятых решений,  но и эмоциональная поддержка,  добрые отношения, юмор и хорошая  морально-психологическая атмосфера  в коллективе.

2. Чем более полная  и разнообразная ролевая структура  группы, тем динамичнее процесс  формирования и эффективнее деятельность  этой группы.

3. Состав группы должен  отражать специфику задания. Полный  набор ролей особенно важен  в условиях быстрого изменения  содержания работы.

Нормы – общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Групповые нормы выполняют  функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут  быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и  т. п. Вместе с тем большинство  групповых норм носит неформальный характер.

Групповые нормы оказывают  сильное влияние на поведение  ее членов. Это обусловлено тем, что, соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание  и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение  и какие результаты от них ожидаются.

Нормы оказывают влияние  и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и  поощрять поведение людей в направлении  достижения целей организации. Отрицательные  нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации (табл. 5.2.1).

Группы могут иметь  разнообразные нормы.

1. Нормы деятельности: отношение  к работе в позднее время,  ксверхурочной работе, заменам; интенсивность  работы; отношение к браку, ошибкам  в работе, нарушению исполнительской  дисциплины и т. п.

2. Нормы, регламентирующие  форму одежды.

3. Нормы, регламентирующие  распределение ресурсов внутри  группы.

Лидерство –  способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации (см. гл. 6).

Таблица 5.2.1

Примеры позитивных и негативных норм в организациях

В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит  от него, поскольку лидер формирует  основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический  климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам  работы.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"