Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций

Описание работы

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.

Файлы: 1 файл

0073736_E84E2_lekcii_mezhdunarodnyy_menedzhment.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ, РАЗВИТИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ. ЧТО  ТАКОЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

 

1.         Поскольку речь идет о деловых  операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.

 

2.         Несмотря на то что есть  немало примеров международного  бизнеса, в которых партнерами  выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой — некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные — в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и яти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинапдюнатъные корпорации). Иными словами, международный бизнес — это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

Все вышесказанное относится  к бизнесу как таковому, но необходим  ответ на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость  выхода фирмы за границы собственной страны?

 

3.         Международный бизнес базируется  на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, пли предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

 

Действительно, ведь собственно решение о начале международных  операций и есть (пусть даже чисто  формально) тот первый шаг, который в итоге приводит к превращению фирменного менеджмента из страхового в международный (мы в данном случае не касаемся вопроса о том, насколько «международность» охватит все или только отдельные стороны фирменного менеджмента). Таким образом, уже в этой исходной точке видно диалектическое единство двух категорий, анализ которых и является предметом исследования в настоящей главе.

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Повторим главный тезис: только отчетливое понимание причин выгодности для фирмы международных (а не внутристрановых) операций позволяет понять природу и специфику международного бизнеса как объекта взаимодействия формируемого им же международного менеджмента. Речь, таким образом, идет о мотивации предпринимателя (менеджера), а она развивалась в контексте исторического развития цивилизации в целом и ее экономического ядра — прежде всего. Каковы же основные этапы этого развития?

Интересную структуру  для исследования этой проблемы предложил  американский исследователь Р. Робинсон1, который разделил историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков на четыре эры. Приведем их краткие характеристики.

 

I. Коммерческая эра  (1500-1850 гг.)

Начинается со времени  великих географических открытий и  заканчивается серединой XIX в. Предпосылки развития  Робинсон справедливо отмечает, что именно помеждународного бизнеса    иск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий (особенно в XVI-XVIII вв.), но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и ноные поколения предпринимателей. Более того, вместе и параллельно с ним развивалась достаточно большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно международного бизнеса — от инвестиционного и страхового (финансирование торговых экспедиции и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства). Нет нужды говорить и о том мощном толчке, который получила промышленность европейских стран: от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья. Разумеется, все это в значительно большей Mt-pe касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса струн, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны. Здесь уместно отметить еще один важный момент, правда, несколько выходящий за рамки коммерческой эры.

 

Вообще говоря, любой  вид внутристранового бизнеса так или иначе соприкасается с государственной властью, ее органами и установлениями — это естественно. Идет ли речь о регистрации нового бизнеса, налогах, лицензиях — бизнес так или иначе взаимодействует с государством и его интересами. Однако принципиальное отличие международного бизнеса в этом смысле достаточно очевидно и заключается оно в двух главных обстоятельствах.

 

Первое — то жесткое  влияние, которое оказывают взаимоотношения  стран на возможность и эффективность  ведения бизнеса между их фирмами. Эра коммерцпн дает в этом смысле совершенно уникальные примеры: достаточно вспомнить абсолютную самоизоляцию Японии, начало которой относится примерно к середине XVII в., или пусть не такие крайние, но достаточно показательные в этом смысле запреты и ограничения на работу иностранных купцов в России к допетровские времена.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

Будучи мощным инструментом экономической интеграции страны в  мировую экономику, а следовательно  — инструментом глобализации как  таковой, международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами:

 

1.         Доступность и всеобщность. Хотя  международный бизнес и регулируется

 

соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой; активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения.

 

2.         Ступенчатость развития. Речь идет  о том, что вхождение фирмы  в меж

 

дународный бизнес, но существу и как правило, начинается с простейших

 

форм (см. выше) обычной  зарубежной торговли и по мере развития дости

 

гает высшей формы — мулътпнанионалыюй корпорации. Суть этой осо

 

бенности не сводится к естественному требованию накопления опыта и

 

наращивания потенциала — и само вхождение в международный  бизнес, и

 

дальнейшие достижения в нем будут заставлять фирму  преодолевать сво

 

его рода пороги: если на начальном этане это как минимум  — порог, на

 

пример, качественного  уровня товаров фирмы и рациональности ее издер

 

жек, позволяющий более  или менее нормально продавать  товары за

 

границей, то по мере ее развития это и вопросы грамотного развития дис-

 

трпбыоцпп, эффективного использования международных рынков капи

 

талов и рабочей силы, грамотной работы с международными транспорт

 

ными сетями и т. д.

 

На все это можно  возразить следующее: в конце  концов, в той или иной мере ступенчатость наблюдалась и до эпохи глобализации. Что нового сегодня? Ответ очевиден: иная, принципиально новая технологическая основа.

 

3.         Технологическая глобализация. Возможности  компьютеризации, информа

 

тизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:

 

♦    он может  эффективно осуществляться «не выходя из офиса;

♦    он может  осуществляться в режиме реального  времени;

♦  он может с помощью  телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.

 

4.         офинанашризация. Этот термин  был введен в оборот Ж.-П.  Серван-Шрайбером   и  очень  точно  отражает  важнейшую  черту  «глобализированного международного бизнеса: финансовое содержание международных деловых операции, начиная от их замысла и кончая реальным результатом, становится сердцевиной международного бизнеса, тем свое образным центром, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии.

Конечно, и до эпохи  глобализации прибыль (а это, в конце  концов, — финансовая категория) была главной целью международного бизнеса, но существо нового периода заключается  в том, что поиск и использование  международным конкурентных преимуществ  теперь стали жестко опираться на достижения финансового менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, вырастающие из гигантских возможностей мирового финансового рынка. На-кладынаясь на уникальные возможности компьютеризации и телекоммуникаций, финансиаризацня стала, по существу, мерилом совершенства любого международного бизнеса.

 

5.         Сложное взаимодействие национального  и интернационального. Возможно, ни по одному вопросу международного бизнеса не возникало столько споров и исследователей, и практиков, как по вопросу о влиянии на /хеловую жизнь планеты конвергентных и дивергентных процессов в сфере национальных культур.

 

С одной стороны, глобализация явно вела и ведет к чисто конвергентным  процессам: начиная от джинсов, телевизоров  и гамбургеров до формирования некоей мультпнашюнальноп деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяются практически большинством серьезных бизнесменов мира. Но, с другой стороны, нарастает национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма п/нлп религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах; очевидно совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и национальные цен-ностп, установки, стереотипы поведения, защитить их от размывающего влияния некоей <: у средней но й» (в основном, конечно, американской) массовой культуры. Зачастую это стремление принимает формы разного рода ограничении и запретов именно на международную экономическую деятельность в той или иной стране. II наконец, профессионалы в системе международного бизнеса постоянно убеждаются в том, что если обостренные национальные чувства и несут в себе немало проблем для их работы, то одновременно они же дают и интереснейшее поле новых достижений и мощного роста эффективности межстрановых деловых операций, если правильно учитывается и грамотно используется национально-культурный момент.

 

Сегодня вряд ли можно  однозначно ответить на вопрос о том, чего больше в современном международном  бизнесе — конвергентного или дивергентного, но и у практиков, и у теоретиков не вызывает сомнения главное: эффективная стратегия любой фирмы (за редким исключением) в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использование национального везде, где это можно.1" Отнюдь но случаен тот факт, что во всех крупнейших и даже средних центрах бизнес-подготовки в мире столь большое внимание уделяется сегодня дисциплинам страноведческого и национально-культурного циклов." Эти знания востребованы сегодня передовой практикой международного бизнеса, а она-то и является в этом смысле наиболее объективным критерием и существования самой проблемы, и ее реальной; значимости.

 

РОЛЬ ЗНАНИЙ В ЭФФЕКТИВНОСТИ  МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Знания как условие  развития международного бизнеса

 

Анализ международного бизнеса был бы явно неполным, если бы мы не обратили внимание на еще одну его важнейшую черту, а именно — значение знаний и компетентности в его эффективности.

 

Действительно, какую  бы из характерных черт рассматриваемой  категории мы ни взяли, каждая их них решающим образом зависит именно от того, насколько персонал фирмы реально имеет и, что еще важнее, умеет практически использовать всю ту сумму знаний, умении и навыков, без которой вхождение в любую сферу международного бизнеса не то что неэффективно, но зачастую просто невозможно. Еще pay просмотрим под этим углом зрения главные выводы нашего анализа.

 

Доступность и всеобщность  международного бизнеса в известном  смысле — провоцирующий фактор, поскольку внешне делает вхождение  в него достаточно легким. Но известный лозунг «Не лезьте в международный бизнес, не добившись успеха у себя дома* служит здесь своего рода предохранителем: бизнесмены, прошедшие серьезную деловую школу у себя дома, будут, безусловно, достаточно осмотрительны в своих первых шагах за рубежом. И в этом отношении ступенчатость развития — естественная стратегическая линия именно накопления знаний. При этом не особенно важно, будут ли это знания технологические, правовые и т. д., — речь идет именно о том, что переход на каждую последующую ступеньку возможен только с соответствующим «багажом» у всего персонала фирмы, так или иначе задействованного в этих процессах.

 

Что же касается технологической  глобализации и тем более финансиаризации, то это уже своего рода высший пилотаж в смысле уровня знаний, которыми обладает персонал фирмы в этих сложнейших сферах. Эти знания и умение их использовать вводят фирму в элиту международного бизнеса, в тот относительно небольшой круг корпораций, которые, опираясь на соединение компьютеризации, телекоммуникаций и возможное гей финансовых рынков и управляя этой триадой посредством компетентности персонала, достигают главных высот эффективности и максимума отдачи на вложенные в международный бизнес ресурсы. Непосредственно ко всему этому примыкает область наиболее тонкого и наименее формализованного знания: знания культурно-национальных особенностей зарубежного бизнеса и умения использовать эти знания не только для роста эффективности зарубежных операций фирмы, но и для получения долговременных общественных, политических, психологических и иных позитивных эффектов деятельности в странах пребывания, без которых не может быть современного бизнеса, осознающего свою социальную ответственность перед своей и перед Другими странами.

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"