Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций

Описание работы

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.

Файлы: 1 файл

0073736_E84E2_lekcii_mezhdunarodnyy_menedzhment.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Уровень основныхзкономическнх проблем в стране (инфляция, безработица, региональные или отраслевые депрессивные явления, бедность и т. д.).

 

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Международное публичное  и международное частное право

 

Одним из важнейших факторов, оказывающих постоянное влияние  на формирование и развитие международного менеджмента, является международное  право. При этом если речь идет об отношениях между государствами, то эта область правовых знании относится к международному публичному праву (пли общему международному праву).

 

Вопросы правовых отношений  между отдельными организациями  пли гражданами, которые возникают  в международной жизни, относятся  к между народному мастному праву.

 

Классическое разграничение  международного публичного и частного права было сформулировано еще во времена Древнего Рима Улышаном:  Публичное право есть то, которое  относится к положению Римского государства; частное — которое  относится к пользе отдельных лиц

 

Международное публичное  право рассматривается как самостоятельная  правовая система, в то время как  международное частное право, согласно господствующей концепции, является частью внутренней правовой системы каждого  государства. Таким образом, нормы международного публичного и международного частного права служат общей цели создания правовых условий международного сотрудничества в различных областях. Предметом регулирования в международном частном праве являются международные гражданские отношения, которые включают экономические, хозяйственные, научно-технические и культурные связи. Задачей международного частного права является правовое регулирование деловых связен организации н фирм различных стран.

 

Важнейшими источниками  международного частного права являются международные договоры, внутреннее законодательство государств, судебная и арбитражная практика, а также обычаи. Естественно, что удельный вес тех или иных видов источников международного нрава в разных государствах неодинаков. Возможно также, что к отдельным правоотношениям применяются нормы, содержащиеся в различных источниках.

 

Многие основополагающие нормы международного частного права  первоначально формулируются в  международных договорах, в которых  содержатся определенные обязательства государств-участников. Так, в ст. 4 Хартии экономических Прав и обязанностей государств, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1974 г., сформулирован важнейший принцип суверенного равенства всех государств-участников этого международного органа: «Каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, неза-виспмо от каких-либо различий в политических, экономических н социальных системах. Ни одно государство не должно подвергаться какой-либо дискриминации, основанной лить на таких различиях?

 

Б результате принятых Генеральной  ассамблеей ООН мер, направленных на прогрессивное развитие международного частного права, в особенности с  целью содействия развитию международной  торговли ", была создана Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Среди первых решавшихся сю задач были международная купля-продажа товаров, международные платежи, коммерческий арбитраж.

 

Разработка проектов различного рода соглашений (конвенций) в области международного частного права является сферой деятельности Гаагской конференции по международному частному праву, статут которой с 1955 г. распространяется на 38 государств. Постоянную работу в этой области проводят также различные международные организации частного права (УНПДРУЛ) в Риме, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международный морской комитет (ММК) и другие организации.

 

Для формирования национальных норм международного частного права в отдельных государствах большое значение имеет внутреннее законодательство. В России к числу основополагающих документов относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законодательство о прлвовпм положении иностранных граждан и многие другие законы и иные правовые нормы.

 

Ниже приведен перечень вопросов и окончательных оценок, которые будут интересовать международного менеджера в итоге стартового маркетингового анализа. Имея их и зная результаты анализа внешней среды, менеджер принимает обоснованные стратегические решения о целесообразности выхода фирмы на данный страновый рынок и путях становления бизнеса в этой стране, а в ряде случаев может достаточно обоснованно спрогнозировать и будущую стратегию его развития.

 

Структура основных данных стартового маркетингового анализа

 

1.         Достаточно ли велика емкость  рынка, сегмента рынка, на который  наша фирма планирует выйти,  с точки зрения стратегических  задач фирмы?

 

2.         Каковы основные конкурентные  преимущества нашего товара пли услуги по сравнению с основными аналогами, имеющимися или выходящими на этот рынок?

 

3.         На какие основные покупательские  группы рассчитан наш товар  или услуга и каковы их возможности  в приобретении такого рода  товаров и услуг? Насколько наши конкурентные преимущества соответствуют привычкам и предпочтениям этих групп?

 

4.         Каковы основные возможности  дистрибыоции нашего товара, услуги (длины каналов и характеристики  вероятных дистрибьюторов)? Каковы  основные организационные, финансовые, кадровые, сервисные и правовые проблемы, которые предстоит решать в работе с дистрибьюторами?

 

5.         Каковы основные возможности  н проблемы продвижения товара, услугина начальном этапе и  в ближайшей перспективе (в  разрезе направлений: стимулирование продаж, реклама, паблпк рилейшнз)?

 

6.         Каковы стратегии рабо гы на  данном страновом рынке основных  конкурентов (товарные, ценовые,  сбытовые и продвижения) и что  наша фирма может им противопоставить?

 

7.         Каким должен быть эффективный бюджет маркетинга для вхождения на страновый рынок и закрепления на нем (в разрезе основных статен и в разбивке по периодам)?

 

8. Какие ориентиры  продаж нашего товара или услуги  могут быть обоснованы службой  маркетинга при обеспечении эффективного  бюджета (в разбивке по периодам)?

 

Получив достаточно обоснованные ответы на эти вопросы, международный  менеджер принимает наиболее ответственное  решение: есть ли смысл фирме (с учетом всех видов рисков) входить и закрепляться на данном страновом рынке. II если ответ на этот вопрос положителен, то международный менеджер переходит к наиболее трудоемкой (для него самого) и наиболее ответственно]! (с точки зрения фирмы в целом) части анализа внешней среды — культурному анализу, которому посвящен следующий раздел.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ  МЕНЕДЖМЕНТЕ

Экономический, политический и правовой анализ внешней среды  позволяет отследить и оценить, имеет ли смысл для фирмы работа в данном регионе, стране и даже в тех или иных районах внутри страны. Когда же соответствующие выводы сделаны и согласованы со стратегическими задачами фирмы, на первый план выступает задача максимально эффективной работы в выбранных буОищих гщранах пребывания.

 

Эта задача включает две базовые составляющие: с одной стороны, необходим оптимальный выбор соответствующих организационных форм л масштабов проникновения, причем работа с этой составляющей имеет явный динамический характер. Действительно, выбирая ту или иную форму и/или масштабы проникновения на данный страновын рынок, международный менеджер должен так пли иначе прогнозировать вероятные сценарии развития и соответственно возможности эффективной эволюции и самой начальной организационной формы, и тех масштабов дела, которые были приняты для начала. По сути, речь идет о третьей специфической задаче международного менеджмента (см. окончание гл. 1), и ее решению посвящена следующая глава учебника.

 

Другая составляющая проблемы эффективной работы фирмы  в стране пребывания — учет и эффективное использование культурного фона страны; практическому решению этой проблемы и посвящен настоящей раздел.

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И НЕКОТОРЫЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

Культура и культурные константы

 

В самом общем смысле культуру можно определить как образ -жизни того или иного народа или этнической общности. Эта широкая трактовка феномена культуры естественным образом позволяет включить в него все то, что в течение многих веков складывалось и оформлялось в народном сознании в виде традиций, привычек, обычаев, верований, стереотипов поведения н т. д. и соответственно передавалось из поколения  в поколение, становясь основой  существования  нации, определяя образ жизни ее членов. Нет никаких сомнений в том, что культура — в высшей степени динамический феномен и эта динамика, образно говоря, является многослойной. Поскольку же ее понимание — важный момент профессионализма международного менеджера, то правомерно остановиться на этом подробнее.

 

Первоначальное формирование культурных констант, безусловно, определялось географическими и природно-климатическими характеристиками районов компактного проживания национальных общностей, и эти особенности сохраняют свое важное значение до сих пор: достаточно, например, сопоставить национальные характеры северян и южан, особенности поведения жителей Востока или Африки и т. д. Но по мере хода исторического развития отдельных наций, становления и эволюции национальных государств эти культурные константы существенно изменялись под влиянием политических, экономических, религиозных, социальных и иных процессов (понятно, что взаимодействие здесь — чисто динамическое: с одной стороны, культура во многом предопределяла направленность и ход этих процессов, а с другой — сама становилась объектом их мощнейшего воздействия). На эту динамику, в свою очередь, накладывались разнообразные моменты межнационального взаимодействия; происходило своего рода взаимопроникновение культур, и прежде всего — в среде наций, проживающих в одном регионе.

 

Однако различного рода колониальные завоевания способствовали распространению культурных влияний из стран-метрополий в бывшие колонии, то есть в достаточно удаленные территориально-национальные образования. И в этом смысле, скажем, международный менеджер, работающий со странами британского содружества или с бывшими французскими колониями, достаточно быстро убеждается в необходимости учета такого рода факторов. Вообще же, серьезные социально-политические катаклизмы зачастую до основания потрясали культурную основу нации, и Россия в период существования Советского Союза — наиболее наглядный тому приме]).

 

Тем не менее на рубеже XX и XXI вв. можно говорить о достаточно устойчивых культурных особенностях, сложившихся в национальных государствах и в более крупном масштабе в отдельных регионах планеты. Именно это обстоятельство дает возможность многим исследователям оперировать такими глобальными понятиями, как «западная», -^восточная», «исламская*, «черная* культура10, что, конечно, является известным упрощением, но вполне пригодно не только при проведении культурных исследований общего характера, но даже и на операционном уровне.

 

Действительно, говоря о  западной культуре, мы при более  строгом взгляде на проблему объединяем в этом понятии четыре национальных кластера: англоязычный, германский, романский и скандинавский, а между ними, конечно, есть достаточно значимые различия. И тем не менее, ведя дела в Европе или в Северной Америке, в Австралии и Новой Зеландии, российский бизнесмен может без особого ущерба для своего дела ориентироваться на требования именно западной культуры, хотя стремление российской фирмы сделать свой бизнес суперэффективным в Швеции или в Португалии потребует, конечно, более глубокого и тонкого понимания скандинавской или романской культуры, и более того — тех ее особенностей, которые конкретно относятся к данной стране. В этом смысле можно сказать, что российский международный менеджер Должен-npwrii своего рода три ступени культурного образования: глобальное понодишие- основных мировых

 

культур, знакомство с  особенностями данного культурного кластера и, наконец,

 

углубленное проникновение  в данную национальную культуру.

 

Более конструктивные подходы  предложены авторами, раз-

 

рабатывавшими так называемый подход на основе системы

 

ценностей. Для менеджмента  это имеет особое значение, по-

 

скольку управление отдельными работниками и коллектива-

 

ми так или иначе  опирается на объективное представление  о системе ценностей, лежащих  н основе поведения — а если говорить о такой важнейшей его  части, как мотивация, то она практически  целиком построена на ценностном базисе. Это тем более важно для международного менеджмента, поскольку уже давно доказано, что различия национальных культур основаны во многом па различных ценностных ориентациях Toil или иной нации.

Данный факт особенно ощутим на глобальном уровне: различия между «западно]"!*, "восточной», «исламской» и «африканской* культурами с точки зрения ценностей просто разительны. Так, согласно исследованиям Ситарама и Когдел-ла'', индивидуальность, искренность, эффективность, пунктуальность, успех занимают безусловное первое место в западной культуре, в то время как в других они имеют достаточно скромное место, а, например, в исламской культуре индивидуальность как ценность вообще отрицается, и то же самое относится к пунктуальности с точки зрения восточной культуры. И наоборот: мирное существование является первостепенной ценностью для восточной культуры и третьестепенной — для западной. При всем этом существуют и общепризнаваемые ценности: так, для всех культур к таковым относятся прежде всего религия и мужественность, а также, в значительной мере, уважение к иерархии.

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"