Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций
На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:
1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.
Теоретически концепция встраивания подробно обоснована в работах Н. С. От-варухиной. из которых и заимствован приведенный ниже пример.
Комсомольский-на-Амуре
судостроительный завод (КСЗ) до экономической
реформы был ведущим дальневост
Этот пример интересен еще и тем, что для начала заводу пришлось смириться с несколько унизительной для себя ролью изготовителя простейших элементов — и это ждет вес наши предприятия (прежде всего ВПК) на первых порах. Никакого иного пути встраивания в серьезную современную технологию просто не существует. II еще один интересный момент: поскольку сталь, предлагаемая для основания платформы российскими металлургами, не устраивала заказчика, соответствующие поставки на КСЗ осуществляли японские фирмы, и уже на этом этапе встраивания предприятие приобрело очень важный опыт использования возможностей мирового рынк;*. Более того, КСЗ начал работу с дальневосточными металлургами по освоению металла необходимого качества, и это — лучшее подтверждение тезиса о «локомотивной» роли подхода в переводе промышленности России на качественно новый уровень.
К основным аналитическим вопросам встраивания относятся следующие:
4.1. Ревизия технологии фирмы и выделение возможных технических направо.
ленип встраивания.
4.2. Обзор
зарубежных технологий в
4.3. Научно-техническая
и конструкторско-тёхиологнческ
4.4. Проведение предварительных переговоров с потенциальными партнерами и окончательное формирование перечня встраивания.
4.5. Технико-экономическая
оценка перечня встраивания и
подготовка проектов
Далее — переход к стандартным процедурам.
5. Использование национальных пре
Этот метод можно использовать в основном как вспомогательный к п. 1-4, но возможны случаи и его самостоятельного применения.
Перечислим те национальные преимущества, которые сами по себе имеют ту или иную ценность в глазах зарубежного партнера и, соответственно, могут быть использованы для выхода фирмы на международный рынок:
♦
высококвалифицированная и
♦ достаточно высокий уровень исследований и разработок в ряде отраслей;
♦ опыт работы персонала в странах Азии, Африки и Латинской Америки еще в советский период;
♦
основные фонды, приобретенные предприятиями
на излете периода перестройки и
позволяющие производить
На последнем моменте целесообразно остановиться подробнее.
Около трех лет назад с легкой руки аналитиков ведущего российского экономического журнала «Эксперт» в оборот было введено обозначение «+15%»; оно обозначало как раз технику, о которой шла речь выше, в том смысле, что ей не хватает 15% современной технологии (как правило, финишные, отделочные и иные того же рода операции), чтобы выпускать продукцию вполне приемлемого (не только по меркам развивающихся, но даже и европейских стран) качества. Серьезные зарубежные партнеры, готовые вложить деньги в эти «15%» с учетом, естественно, других российских преимуществ, как правило, находятся. Более того, они же сами и занимаются затем продвижением нашей продукции на зарубежные рынки. Примеров такого рода много, а мы здесь отметим лишь блестящий успех Московского шинного завода, чьи изделия продаются ныне в Западной Европе под известной маркой <-Inter-continental>>, принадлежащей немецкой фирме резинотехнических изделий.
Исходя из соответствующего практического опыта, можно рекомендовать проведение следующих работ:
5.1. Анализ
и оценка кадрового потенциала
предприятия и выделение в
нем элементов международного
характера (вызывающих
5.2. Анализ и оценка уровня НИОКР, выделение в нем конкурентоспособных элементов.
5.3. Анализ
и оценка действующих
5.4. Обзорная
оценка зарубежных фирм, которые
потенциально могут.проявить
5.5. Приближенное
технпхоэкоиомпческое
Далее — переход к стандартным процедурам.
6. Использование возможностей углубленной переработки сырья и материалов с существенным увеличением добавленной стоимости
Здесь можно привести примеры из нефтепереработки, разных подотраслей химической промышленности, металлурги» и т. д. Этот вопрос хорошо освещен в экономической литературе, и т:т надобности останавливаться на нем подробнее в рамках учебника. Что же касается вопросов, на которые в этих случаях обращает внимание международный менеджер, то они лежат в обычных рамках маркетин-. гового анализа (с учетом, естественно, экономических характеристик продукции углубленной переработки).
7. Вхождение в международный
бизнес за счет использования
государственных и
Имеется в виду постоянное слежение фирмы за межгосударственной, государственно]! и региональной активностью в части международного экономического сотрудничества (соглашения, программы, установление квот, предоставление льгот и преимуществ и т. д.). Эти возможности столь широки и многообразны, что было бы нереальным пытаться систематизировать их в рамках настоящей главы — тем более, что существо целевой ориентации фирмы везде практически одинаково: отслеживать такого рода информацию на государственном и региональном уровнях, анализировать ее и вычленять все то, что может стать объектом усилий фирмы по вхождению в международный рынок.
Отметим только одно важное обстоятельство: используя эту возможность, международный менеджер должен проявлять определенную стратегическую смелость: огромный зарубежный опыт (и даже небольшой — пока — российский) убедительно подтверждает тот факт, что фирме вовсе не обязательно быть текстильной, чтобы эффективно использовать возможности пересмотра экспортных квот на текстиль из России, и совсем не требуется многолетнее знакомство с химической технологие!!, чтобы хорошо наработать на ]>ешеннях некоего правительства об отказе от применения к российским фирмам повышенных экологических требований. Для всего этого достаточно проявить стратегическую смелость и вступить в контакты с соответствующими российскими и/илн зарубежными фирмами, создать необходимые альянсы, вложить средства в соответствующие технологии и т. д. Все эти вопросы рассматриваются в учебнике далее.
Заключительные замечания
Одно замечание относится к приведенной выше структуре: еще раз повторим, что наиболее интересные результаты получит та российская фирма, которая поставит своей целью комплексное использование нескольких направлений (чисто
структурный пример: фирма
находит возможности
Второе касается непосредственно анализа внешней среды: даже из сжатого рассмотрения очевидно, что переход к стандартным процедурам (то есть более подробному анализу экономический, политически, правовой и культурной внешней среды) имеет смысл лишь постольку, поскольку международный менеджер уверен, что риск проделать этот громоздкий анализ впустую сравнительно невелик, а для этого необходима определенная работа но предварительному анализу, частично описанная выше.
СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ДАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, НЕОБХОДИМЫХ МЕЖДУНАРОДНОМУ МЕНЕДЖЕРУ
1. Место, занимаемое страной по показателям: ВНП (ВВП), темпы экономического роста, темпы роста инвестиций, внешнеторговый оборот, импорт товаров и услуг (то же — в удельных показателях).
2.
Население страны в целом и
регионов проникновения в
составляющие внешней среды, но заметную роль играет и культурная составляющая.
7. Международный менеджер
как «стратегический
международного бизнеса
В этой особой роли международный менеджер выходит за рамки данной страны пребывания, заботясь об оптимальности бизнеса фирмы в целом. И здесь (см. гл. 1 — о локальном и глобальном оптимуме) его зачастую ждут крайне непростые решения, в которых особого учета и тонкой, с многочисленными нюансами, оценки требуют политические и экономические аспекты внешней среды.
Специфика культурной составляющей
Таким образом, мы видим, что вес семь ролей международного менеджера требуют комплексного знания внешней среды, но есть существенная разница; если экономические, правовые и политические оценки могут готовить для международного менеджера соответствующие службы фирмы, то в культурном фоне он должен достаточно глубоко разбираться лично (отсюда вытекает логика дальнейшего построения главы: в разделе 2.2 дается сжатая проблематика экономической, политической и правовой составляющих внешней среды, а в разделе 2.3 достаточно подробно рассматриваются три ключевых вопроса изучении культурного фона).
Еще раз отметим два важных вывода, которые следуют из материала предыдущего раздела: во-первых, международному менеджеру российской фирмы совершенно необходим предварительный анализ, который и формирует у него представления о необходимой широте анализа внешней среды, во-вторых, в подавляющем большинстве случаев этот анализ должен быть минимально необходимым IT жестко ориентированным на нужды принятия стратегических решений в первую очередь. Эти два момента позволяют формировать обоснованные представления о глубине и широте соответствующих моделей, структура которых приведена ниже.
1. Место, занимаемое страной по показателям: ВНП (ВВП), темпы экономического роста, темпы роста инвестиций, внешнеторговый оборот, импорт товаров и услуг (то же — в удельных показателях).
2.
Население страны в целом и
регионов проникновения в
3.
Структура общества л удельный
вес отдельных социальных
4.
Ресурсы основных видов,
♦ наличию в стране :i регионах:
♦ стоимостной оценке;
♦ уровню дефицитности.
Особая справка -ов> кшожностп получения этих ресурсов в сопредельных странах.
5.
Основные характеристики
6.
Интересующие фирму
7. Уровни оплаты труда в интересующих фирму сферах бизнеса (в разрезе основных категорий наемных работников); принятые в стране формы оплаты труда.
S. Оощая оценка развитости и возможностей:
♦ отраслей — вероятных конкурентов;
♦ отраслей — вероятных поставщиков;
♦ отраслей — вероятных потребителей.
9. Основные элементы
галютного регулирования в
10. Основные
элементы торговых и экспортно-
11. Развитость научно-технической и консультационной деятельности в стране (направления, фирмы, возможности привлечения).