Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций

Описание работы

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.

Файлы: 1 файл

0073736_E84E2_lekcii_mezhdunarodnyy_menedzhment.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

 

Взаимосвязь накопления знаний и глобализации бизнеса

 

Обобщая, можно сказать, что современный процесс международной  экономической интеграции объективно сам является продуктом интеграции знаний — и не просто знаний, а  суперсовременных и очень динамично  обновляемых знаний. Эта система знаний во все большей мере порождается международной бизнес-практикой12 и глобальна по самой своей природе. Это последнее замечание исключительно важно, поскольку эффект глобализации, то есть тот факт, что эта система знаний максимально эффективна именно на мировом поле бизнеса, как раз и определяет главную отличительную черту современности. Если пойти несколько дальше, то можно с уверенностью констатировать: неучастие фирмы (тем более страны) в международном бизнесе сегодня сразу и резко ограничивает эффективность бизнеса (потенциальную и реальную) по той очевидной причине, что не может использовать не просто возможности международного бизнеса, но, что гораздо значимее и весомее — глобального международного бизнеса. При этом восхождение иа каждую следующую ступеньку имеет жестко взаимосвязанные и постоянно меняющиеся местами предпосылки и следствия, а именно:

 

♦ только накопление соответствующей  критической массы знаний и компетентности позволяет фирме перейти на следующий  уровень глобальности в международном бизнесе и соответственно потенциально получить все эффекты этого уровня;

 

с другой же стороны, один из наиболее важных эффектов этого (нового) уровня глобализма — новое накопление знаний и компетентности для дальнейшего  продвижения. Эта диалектическая взаимосвязь нуждается, однако, в одном уточнении.

 

Мы далеки от мысли  о некоем автоматизме и предопределенности этих переходов: десятки причин могут  его замедлить, ускорить, вообще заблокировать  или даже повернуть вспять — здесь  и действия конкурентов, и динамика рынка, и общая экономическая конъюнктура, и политические и социальные сдвиги. Многие из этих факторов экзогенны относительно фирмы и не поддаются сколько-нибудь существенному контролю. Тем tie менее если глубже всмотреться в существо анализируемого феномена, то мы приходим к.двум достаточно объективным выводам.

 

Во-первых, даже укзогенность факторов отнюдь не снижает роли компетентности (скажем, фирма не разглядела вовремя  меняющуюся конъюнктуру рынка —  но ведь это во многом уровень компетентности ее маркетологов; ухудшилась общеэкономическая обстановка, а фирма не сумела эффективно сжать свой бизнес в наиболее рисковых регионах — но ведь это опять-таки вопрос уровня компетентности ее менеджеров).

 

 Во-вторых, направленность  и интенсивность перехода все же во многом определяются стратегией и политическими решениями владельцев и руководства фирм!.! н в этом смысле хоть н не автоматичны, но все же до известной степени управляемы.

 

Та кпвы в основных чертах те важные моменты, которые делают особенно актуальными именно для международного бизнеса часто цитируемые слова М. Пил-дпча: л фирме необходимо стать организацией, ориентированной на знания»1-*. Возможно, единственное уточнение к этой фундаментальной мысли, адаптирующее ее к международному бизнесу сегодня, — «ориентированной на интегрированные знания*, поскольку именно интегративный характер и постоянное обновление и составляют основу эффективности использования знаний в международном бизнесе в эпоху глобализации.

 

В этой связи полезно  и важно помнить о том. что ступенчатость развития фирмы в сфере международных деловых операций, в свою очередь, испытывает серьезное влияние ступенчатости странового развития. Ж.-П. Серван-Шрайбер цитирует интересную мысль одного из крупнейших итальянских предпринимателей Карло де Бенедетти: Турция — это Испания двадцатилетней давности и Италия сорокалетней давности. В этом смысле турецкая фирма, оперирующая на международном рынке, должна иметь знания и бизнес-компетенцию персонала, опережающие на 20-40 лет реальную обстановку ее собственной страны! При всей арифметической условности примера он показателен вот в каком отношении: фирма, работающая в международном бизнесе, сама себе задает планку знаний и компетентности персонала, когда выбирает страну проникновения, — и при этом понимает, что известная отсталость страны может по разным причинам быть источником дополнительных прибылей и сегодня, и в перспективе. Не случайно окончание приведенной выше мысли Карло де Бенедетти о Турции звучит так: •sB один прекрасны i\ день она придет в Европу. А сегодня мы платим за Турцию ничтожную цену •.1Л

 

Этим замечанием мы завершим основное рассмотрение категории «международный бизнес-*, хотя в дальнейшем будем  постоянно возвращаться к отдельным  его частям и характеристикам, углубляя и расширяя понимание категории применительно к задачам нашей книги. Однако результаты основного рассмотрения вполне достаточны для того, чгабы перейти к теоретическому анализу центральной категории учебника — категории «международный менеджмент*.

 

Но сам этот переход, естественно, требует итоговой: систематизации тех характерных черт, которыми обладает категория <>международный бизнес» и исследование которых, собственно, и является предметом изучения в первом разделе.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Итак, анализ международного бизнеса в ксжтекхте проблем  эффективного управления им позволяет  выделить следующие его родовые  черты:

 

1.  Извлечение прибыли  как целевую детерминанту ведения  международного

 

бизнеса отличает от аналогичной  характеристики странового бизнеса стремление использовать для нкоиомически эффективного ведения деловых операций преимущества выхода за пределы чисто национальных границ.

 

2.         Стремясь реализовать эти преимущества (а дли начала — найти их), пред

 

приниматели стремятся использовать Д('полннтельные экономические возможности, вытекающие из:

 

♦          ресурсных особенностей зарубежных рынков (имеются в виду ресурсы  любых видов);

♦          емкости зарубежных рынков;

♦          правовых особенностей зарубежных стран;

♦   специфики межстрановых (межгосударственных) политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия.

 

3.         Международный бизнес существенно  i-арьпруется в зависимости от  двух главных параметров его развития и в первую очередь от глубины вовлечения (уровня интернационализации). Своего рода ось развития t чисто страновый бизнес — му.пътипгщиштльпыи бизнес>• как раз и включает этапы роста этого уровня; от разовых экспортных поставок на зарубежный рынок до развитой структуры мультннацпональной корпорации, для которой НИОКР, производство и дпетрнбьюцня являются сферами, покрывающими весь земной шар и охватывающими десятки стран и сотни рынков.

 

4.         Чем более интернационализируется  любой страновый бизнес, тем v, большей мере ему доступен глобальный бизнес-сервис, то есть абсолютно не зависящий от национальной принадлежности и ориентированный только на экономическую эффективность пакет разнообразных услуг: от научных до

 

финансовых и от транспортных до подбора интернациональных коллективов, который позволяет сегодня максимально реализовать возможности международности в бизнесе.

 

5.         Есть ряд непременных условий,  которые ставит международны ii бизнес  перед любой фирмой, стремящейся  серьезно войти в него, и важнейшее из них — учет в бизнесе культурного фактора, то есть всей совокупности требований и ограничений, накладываемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней (или с ней) бизнес. Эта проблема остра ровно настолько, насколько разнятся культуры страны базирования данной фирмы и той или иной страны ее пребывания. Извлечение (или потеря) дополнительной прибыли за счет культурного фактора зависят, естественно, от организации, ситуационных факторов и т. д.

 

6.         Глобальный характер международного бизнеса есть его важнейшая определяющая черта сегодня: он. по существу, охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т. д. (и сам охватывается ими). По мере продвижения от уровня к уровню интернационализации все более возрастает значение того, как это качество проявляется в данном бизнесе или, точнее, как эффективность этого бизнеса определяется использованием глобализации. А уже сага глобализация органически переплетает внутри себя те пять характерных признаков, которые отмечены выше (доступность и всеобщность; ступенчатость развития; технологичеекая глобализация; фнканспарнзация;д1шергентно-конвергентное взаимодействии национального и интернационального).

 

7.         II наконец, международный бизнес  как система обновляющихся и  сложно взаимодействующих профессиональных  знаний принципиально более высокого  уровня, нежели имеющаяся в любом  страновом бизнесе — еще одна  и, по-видимому, наиболее важная современная характеристика этой категории.

 

8.         «Мулынповерхность- соприкосновения  с рынком и «экстрагирование-»  лучших национальных образцов  позволяет международном}' бизнесу  постоянно впитывать все лучшее  ъ мировой практике. Международный  бизнес как -опыляющая пчела" вызывает сегодня особый интерес.

 

9.         Информация — главный стратегический  ресурс, а адаптивность — главное  стратегическое оружие.

 

10.       Принципиальным  отличием международного бизнеса  является возможность так называемой обратной оценки страновоп ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной ее отрасли) могут быть совершенно иначе расценены международной фирмой, поскольку именно эти тенденции и могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.

 

11.       В отличие от внутрнстрлновой конкуренции международный бизнес может ощущать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

 

На основании этой систематизации составлена сравнительная  таблица «Стра-новый бизнес —  международный бизнес, которая, в свою очередь, послужит конструктивным механизмом перехода отстрановой модели менеджмента к международной. Проведенный в ее рамках итоговый сравнительный анализ позволяет теперь достаточно четко определить п конструктивно рассмотреть категорию «международный менеджмент.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧТО ТАКОЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Исходя из анализа, проведенного в первом разделе данной главы, можно  дать следующее определение международного менеджмента:

 

международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают  формирование, развитие и использование  конкурентных преимуществ фирмы  за счет возможностей ведения бизнеса  в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

 

Как и всякая дефиниция, относящаяся к столь сложной  категории, данное определение неполно  и в известной мере односторонне. Его главная задача — подчеркнуть родовую общность международного и странового менеджмента как генетнчески тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить его главную вшкюую особенность — использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

 

Поскольку имеет место  генетическая однородность, то принципиально  структура международного менеджмента  должна быть схожей со структурой национального (или странового менеджмента), то есть включать в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом

 

♦          исследование, анализ и оценка внешней  среды бизнеса и внутренней среды  организации;

 

♦          процессы коммуникации и принятия решений (включая модели и методы);

 

♦          базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегии; построение организации; мотивация, контроль и координация);

 

♦          вопросы групповой динамики и  руководства;

 

♦          вопросы ;-)ффектпвностп деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью  в целом).

 

Это структурное сходство ни в коем случае не должно заслонять  того факта, что внутри каждой из структурно схожих частей категории имеют место достаточно важные различия с национальной моделью, и к их рассмотрению целесообразно перейти.

 

ОТЛИЧИЯ ОТ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

 

Анализ внешней и  внутренней среды

 

Базовым различием (имеющим, как отмечалось, и принципиальный отчасти характер) выступает содержание, роль и специфика внешней среды бизнеса, поскольку в нашем случае речь идет о его выходе за национальные границы.

 

Оперирование в нескольких иноязычных странах (тем более во всем мире) заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды, и в первую очередь всего того, что потенциально несет в себе те или иные конкурентные преимущества: экономики, политика, право, культура, социальные процессы и иные аспекты жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фирмой на его территории и/ или с помощью фирм :->тон страны в третьих странах. При этом, как отмечалось, знание и понимание культуры страны и соответствующих особенностей поведения ее населения играет одну из ключевых ролей и несет заряд принципиально новых конкурентных преимуществ (или опасностей — в негативном варианте).

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"