Лекции по "Организационному поведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 01:05, курс лекций

Описание работы

Организационное поведение (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.

Файлы: 1 файл

лекции по оп.doc

— 797.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Введение в организационное поведение

1.1.Предмет, методы и  содержание дисциплины «Организационное  поведение»

Современные изменения  в технологических процессах, интернационализация  экономики, развитие информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существующего многообразия работников и управление ими привели к изменению парадигмы управления. Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности.

Индивид, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой организации, корпоративным кодексом поведения. В XX в. работодатель заключал с работником моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения.

Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем простая исполнительская дисциплина. Умение учиться начинает цениться выше преданности. В результате появляется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого партнерства: стороны обязуются взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей в виде творчества со стороны работника и создания условий для этого творчества со стороны организации.

В результате меняются отношения внутри организации, в них усиливается  рыночная составляющая (компонента), которая  представляет более жесткую форму  взаимоотношений, требующую адекватного  поведения и работника, и работодателя. Данное положение делает особенно актуальной разработку современных подходов преподавания организационного поведения при подготовке специалистов к работе в изменяющихся условиях.

Организационное поведение (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины.

Поведение индивидов  существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.

Несмотря на усложнение проблем на всех уровнях анализа — личностном, групповом и организационном — сохраняется и будет развиваться в дальнейшем ориентация ОП на его практическое использование в управлении компаниями. Это означает разработку доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управлении людьми позволит организации достигать своих целей с максимальной пользой.

Осознание того, что люди — ценнейший ресурс организации, приводит к изменению поведенческих парадигм, к гуманистической ориентации ОП, его социальной направленности. Поведение организации становится все более направленным в сторону социальной справедливости в отношении работников, соблюдения баланса интересов работников и компании, социальной отзывчивости и ответственности перед обществом.

Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды. ОП предполагает изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности. ОП представляет собой мультидисциплину (кросс-дисциплину), поскольку использует принципы и методы, заимствованные из других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента, управления персоналом. В свою очередь, ОП представляет собой основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин. ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, ее поведение: люди внутри группы, их чувства, ощущения, восприимчивость к новому, реакция на окружающую среду.

Итак, ОП:

  • мультдисциплина;
  • ориентирована на личность в организации;
  • сфокусирована на результативности;
  • учитывает воздействие внешней среды.

Предметом ОП выступает взаимосвязь системы управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования. Объект организационного поведения (ОП) – социальная реальность, а именно: работники – члены производственной группы.

Предмет исследования –  процессы внутрифирменных действий и поступков индивидов в производственной группе, а также специфика группового поведения.

ОП изучает отношения  в системе управления на всех уровнях  с ориентацией на разработку результативных методов управления, в условиях конкурентной среды.

практическое использование  полученных знаний. Исследования ОП позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Организационное поведение — научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. И в то же время ОП — прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и фиаско компаний распространяется в других организациях. Наука об организационном поведении предоставляет набор используемых на различных уровнях анализа инструментов. Например, она позволяет менеджерам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник—подчиненный»). Кроме того, знания об ОП чрезвычайно полезны при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных). В ситуациях, когда необходима координация усилий двух и более групп (например, технических служб и отдела продаж), менеджеров интересуют возникающие межгрупповые отношения. И наконец, организации могут рассматриваться и управляться как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).

При этом исследуются виды отношений:

  • кооперации;
  • власти и управления;
  • собственности;
  • непроизводственные.

Методы исследования ОП:

  • опросы  — интервью, анкетирование, тестирование, измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива;
  • сбор фиксированной информации  — изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях);
  • наблюдения  — изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры;
  • эксперименты  — проведение лабораторных или естественных экспериментов;
  • использование Интернета.

ОП преследует четыре цели:

1.систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях.

2. объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях. Вряд ли кого-либо из менеджеров устроит положение, когда он, имея возможность обсуждать поведение своих сотрудников, не понимает причин, лежащих в основе их поступков.

3.Предсказание поведения работника в будущем. В идеале менеджеры не отказались бы иметь возможность точно знать, кто из сотрудников сегодня будет работать увлеченно и продуктивно, а кто не выйдет на службу, опоздает или будет весь день «глядеть в окно» (для того, чтобы руководители могли предпринять предупредительные меры).

4.Конечная цель изучения ОП — овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование. Менеджер несет ответственность за результаты выполнения рабочих заданий, а значит, возможности воздействия на поведение работников и деятельность команд имеют для него жизненно важное значение.

Одна их основных отличительных черт науки об организационном поведении — ее междисциплинарный характер. ОП объединяет поведенческие (бихевиористские) науки (систематизированные знания о характере и причинах поступков людей) с другими дисциплинами — менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами, кибернетикой (из которых заимствуются любые, способствующие улучшению взаимоотношений между людьми и организациями, идеи).

Еще одна отличительная  черта ОП — системность, опирающаяся  на результаты исследований и концептуальные разработки. Теории ОП предлагают объяснения образа мыслей, чувств и причин поступков людей. Теоретические построения призваны выявить сущностные переменные и на их основе выдвинуть гипотезы, справедливость которых может быть проверена в ходе экспериментов. Хорошая теория обязательно находит практическое применение, ибо она имеет дело с важными элементами человеческого поведения, вносит ценный вклад в наше понимание предмета и намечает основные направления мышления и поступков менеджеров.

Исследование — это  процесс сбора и интерпретации данных, которые подтверждают или опровергают теоретические построения. Научные гипотезы — это проверяемые утверждения, связывающие переменные какой-либо теории и определяющие направления сбора данных. Данные могут быть получены в результате применения различных методов исследований (изучение конкретных ситуаций, полевые или лабораторные эксперименты)4.

Исследование — это  непрерывный процесс, благодаря  которому мы постоянно расширяем  круг наших знаний о поведении  человека в процессе труда. Анализ потока исследований подобен изучению крупной реки — от небольшого ручейка до мощного, впадающего в море водного потока. Точно так же как путешествие вниз по реке позволяет нам оценить ее протяженность, ее «характер», обзор исследований помогает нам представить развитие во времени наиболее важных концепций ОП. Именно поэтому мы включили в нашу книгу описание различных научных исследований, с которыми вы встретитесь в соответствующих ее частях.

Заметим, что изолированные  исследования или умозрительные теории не имеют смысла. Менеджеры используют теоретические модели для структурирования мышления; они применяют результаты исследований как базисные принципы поведения в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, образуется естественный и жизнеспособный поток от теории и исследований к практике ОП, т. е. сознательному применению концептуальных моделей и результатов исследований в организации с целью повышения показателей деятельности индивидов и компании в целом.

Следует отметить особую роль менеджеров в развитии теории ОП и проведении исследований. Обратная связь (от практики к теории) позволяет определить, являются ли разработанные теории и модели простыми или сложными, реалистичными или надуманными, принесут они пользу или окажутся бесполезными. Именно организации служат местом проведения исследований и предопределяют их тематику. Существует двунаправленное взаимодействие между каждой парой рассматриваемых процессов, и все эти процессы жизненно важны для развития системы ОП .

Третья особенность  ОП — постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров. Современные управленцы весьма восприимчивы к новым идеям, они поддерживают исследования ОП, проверяют на практике новые модели.

Организационное поведение – это поведение работников, вовлечённых в определённые управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам.

 

ОП возникает и воспроизводится  при помощи двух организующих сил:

  1. Cубординационных сил, подчиняющих работников «сверху до низу», проявляющихся в официальном поведение руководителей и подчинённых.
  2. Координационных сил, согласовывающих разнородные по положению звенья и уровни управления, а также личные управленческие интересы, проявляющихся в не официальных служебных контактах.

 

Иерархическая служебная  лестница формирует обязующую форму, которая является исходной для ОП.

Приобщённость сотрудника к делам организации предполагает оптимальное сочетание субординационных и координационных сил; в организации доминирует высокий уровень взаимосогласованности; у работников формируется панорамное видение всего фронта работ (общий дом).

Отчуждённый тип  работника: высокий уровень рассогласований; узкофункциональное видение работы («мыши в норах»).

Модели ОП «сотрудничество – конфронтация»:

 

А – сотрудничество,

Б – конфронтация.

 

ОП работников психологически проявляется, как отношение к  фирме, где они работают. Оно персонифицировано, так как переносится на конкретных представителей организационной власти.

Главный управленческий закон: как высшая администрация относится к работникам, так и работники относятся к организации.

 

Типы отношений к  работникам:

    • инструментальное отношение – характерно для управляющих высшего звена;
    • ценностное отношение– закодировано в требованиях и ожиданиях управляемого персонала.

 

Специфика управленческого  самосознания руководителя заключается  в его двойственности. Формирование актуального «Я» (что я сделал? как это отразилось на других?) и  зеркального «Я» (как оценивают  мои действия подчиненные и высшее руководство?).

 

Самокорректировка между  актуальном «Я» и «Я» зеркальным, происходит как самоуправление по возможным  отклонениям в достижении успешной управленческой деятельности.

 

Рассогласование «Я»  актуального и «Я» зеркального  формирует в самосознании руководителя мотивы делового поведения, которые блокируют критическую информацию. Это проявляется в следующем:

    • нежелание выслушивать критику в свой адрес;
    • руководитель ищет в окружающих подтверждение уровня его самоуважения, т.е. окружает себя лицами, которые оценивают его успехи и замалчивают недостатки.

 

2.СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Информация о работе Лекции по "Организационному поведению"