Лекции по "Организационному поведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 01:05, курс лекций

Описание работы

Организационное поведение (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.

Файлы: 1 файл

лекции по оп.doc

— 797.50 Кб (Скачать файл)

3.  Способности

 Способности рассматриваются как совокупность качеств человека, необходимых для выполнения того или иного вида деятельности, позволяющих добиться успеха, склонность к ней.  Способности, во-первых, определяют, кого и на какое рабочее место необходимо поставить, и, во-вторых, насколько эффективно данное лицо сможет трудиться.  В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, а один  вид способностей может быть условием успехов в разных сферах деятельности.  Принято считать, что способности даются человеку от природы. На самом деле  от природы люди получают задатки, которые превращаются в способности под воздействием обучения, опыта и воспитания. Таким образом, способности представляют сплав природного и приобретенного личностью в результате целенаправленного  развития и саморазвития.  Способности подразделяют на физические и психические. Последние могут относиться к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой  деятельности. Физические подразделяются на механические и двигательно-координационные. Первые характеризуются, например, силой, выносливостью; вторые — ловкостью, быстротой перемещения и проч.

Психические способности  могут быть:

 • общими, присущими  в той или иной мере всем  людям (думать, действовать) и   лежащими в основе остальных  способностей;

  • элементарными  частными (решительность, настойчивость,  критичность  и проч.). Ими обладают  уже далеко не все люди;

  • сложными частными. Они подразделяются на профессиональные (к отдельным  видам деятельности  — технике, экономике, праву  и т. д.) и специальные (к оп­ ределенному характеру деятельности).

  Существует три  вида специальных способностей:  1) интерсоциальные ориентированы  на организацию взаимодействия  людей,  управление ими; они  необходимы руководителям среднего  и низового звена,  а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими внешними контактами;

  2) конструктивные  направлены на создание конкретных  объектов в тех или  иных  сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной  и др.; их реализация не требует активных контактов с окружающими.  В управлении такие способности нужны руководителям высшего звена для  выработки политики организации, а также специалистам;  3) аналитические предполагают склонность их обладателя к поиску причин  происходящих событий, осмыслению их роли, последствий, формулировке  выводов и общих рекомендаций.

 Первые два вида  способностей могут быть теоретическими  и прикладными, третий — только  теоретическим.  Развитые аналитические  и конструктивные теоретические способности вкупе  с определенным уровнем образования формируют способности интеллектуальные.

 По диапазону специальные  способности классифицируют по  трем уровням: одаренность, талантливость,  гениальность.  Одаренность - это  совокупность факторов, обусловливающих  особо успешную деятельность  в определенной области и выделяющих  человека из окружения. Обычно  она проявляется в наличии у него возможности что-то улучшать, совершенствовать.  Талантливость представляет собой задатки, реализуемые через создание нового,  необычного, того, что не существовало прежде.  Гениальность является высшей степенью одаренности, когда ее обладатели генерируют результаты, имеющие общеисторическое значение.  Уровень развития специальных способностей, а следовательно, возможность занятия определенных должностей зависят от полученного образования и данного от  природы типа мышления.  Образному мышлению свойственны яркость, богатая фантазия, но одновременно  импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.  Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, не всегда понятными окружающим.  Смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяет успешно справляться с различными управленческими проблемами.  Сосредоточенность, направленность мышления на конкретные цели, концентрация психической энергии на их достижение называется вниманием.  Последнее бывает произвольным, находящимся под волевым контролем человека, и непроизвольным, определяемым воздействием раздражителей, особенностями  внутреннего состояния человека, его чувствами, прежним опытом и т. д.  Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями,  должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее  полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Разрыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один  уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание,  а также естественность руководства и подчинения.  Известный западный психолог Дж. П. Голланд на основе комбинации способностей выделил следующие типы личностей людей.

 Реалистичный отражает  инициативность, самостоятельность,  склонность манипулировать инструментами  и механизмами, решать практические  задачи с конкретными  результатами.  Исследовательский. Его обладатель предпочитает анализировать и решать творческие задачи абстрактного характера, формулировать идеи; он критичен, независим,  открыт новому.

  Артистический, присущий  лицам эмоциональным, оригиналам, любителям выражать себя художественными  средствами.

 Социальный, свойственный  демократичным, стремящимся к  совместной работе,  широким контактам  субъектам, оказывающим помощь, обучающим,  воспитывающим окружающих, налаживающим  межличностные отношения, любителям  философствовать и выступать.

  Предпринимательский характеризует энергичных, стремящихся к успеху и материальной выгоде людей, умеющих влиять на других и добиваться своего, в том числе  путем компромиссов, неспособных к кропотливой рутинной работе.  Конвекционный - это тип бухгалтера, исполнителя, предпочитающего подчиняться  установленному порядку и руководителям; он уравновешен, педантичен, осторожен,  ответствен, любит стабильность и материальное благополучие.  Способности автоматически выполнять конкретные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, тем рациональнее и ритмичнее работает.  В то же время имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых знаний (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать  для этого помехой, затрудняя в отдельных случаях переориентацию людей.  Навыки являются разновидностью привычек, т. е. стандартных, автоматических (часто даже неосознанных) форм поведения. Они формируются на основе  многократных прошлых действий, которые благодаря повторению долго сохраняются в изменившихся обстоятельствах.  Навыки и привычки, с одной стороны, освобождают сознание от контроля над  рутинными операциями или принятием множества мелких повторяющихся решении, позволяя сосредоточиться на выполнении важных функций. С другой стороны, привычки осложняют работу, например могут порождать сопротивление переменам, неадекватное поведение в новых необычных обстоятельствах.

  1. Темперамент и его разновидности.

  Личность человека  внешне проявляется в его поведении, которое бывает по характеру стабильным или нестабильным (невротическим). Характер поведения  в единстве с ориентацией субъекта либо на себя и свой внутренний мир (интроверсия), либо на окружающих {экстраверсия) образует четыре типа темперамента, отражающих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический  и меланхолический.  Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения: эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность,  подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств. В известной мере он влияет на характер, стиль работы, отношения с окружающими.  Первая попытка классификации типов темперамента была осуществлена Гиппократом в iV в. до н. э. В соответствии с представлениями своего времени он исходил из  наличия в организме четырех основных жидкостей (соков) - крови, слизи, желтой  желчи, черной желчи. Смешиваясь в определенной пропорции, они и образовывали,  по его мнению, темперамент.

 Конкретное наименование  каждый тип темперамента получил  по преобладающей  жидкости: сангвинический (от лат. sanguis - кровь); холерический (от  греч. chole - желчь); флегматический (от  греч. phlegma - слизь); меланхолический (от феч.  melanos chole - черная желчь).  В дальнейшем эта классификация была развита во II в. н. э. греческим врачом Гале- ном и выдающимся отечественным естествоиспытателем И. П. Павловым.  Холерики представляют собой неустойчивых, нестабильных, а сангвиники — стабильных экстравертов; меланхолики — нестабильных, а флегматики — стабильных  интровертов.  Экстраверты ориентированы на окружение, общительны, деятельны, любят  риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. Им в наибольшей степени подходит роль руководителей низшего и среднего уровня, у которых значительная часть времени уходит на общение с подчиненными.  Интроверты погружены в себя, аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта. При стабильном типе поведения они представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном  типе они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей.  Примеры темпераментов дает мировая литература в лице наиболее известных героев книг.

 Так, д'Артаньян  является типичным холериком,  Портос - сангвиником, Атос - флегматиком,  Арамис - меланхоликом.  Эту классификацию  можно представить несколько  по-иному. Сначала выделяются сильный и слабый (меланхолический) типы темперамента. Сильный разделяется на уравновешенный и неуравновешенный (холерический). Уравновешенный,  в свою очередь, разделяется на подвижный (сангвинический) и инертный (флегматический). В то же время в «чистом» виде в реальности темперамент практически не встречается — у одних его варианты представлены примерно в равной степени, у других  какой-то один может преобладать над остальными, когда доля соответствующих черт будет составлять 40—60 процентов. Свойства темперамента необходимо учитывать при подборе специалистов для  различных видов деятельности, формирования малых коллективов, организации  работы в специальных условиях.  Характер и факторы, его обусловливающие  Еще одной важнейшей чертой личности является характер, т е. совокупность  сравнительно постоянных, ярко выраженных психологических черт — закрепленных установок (установка — готовность, предрасположенность к тем или иным действиям). Характер формируется под влиянием естественных (активность, эмоциональность, так называемые первичность и вторичность) и социальных (жизненные  обстоятельства, условия трудовой деятельности и проч.) факторов. Первые придают ему постоянство, а вторые — изменчивость, поэтому он в целом динамичен.  Характер проявляется в морально-волевых качествах человека, манере поведения, отношении к окружающим, своим обязанностям, к самому себе.  К чертам характера относят отзывчивость, молчаливость, откровенность, недоверчивость, скрытность, хвастливость, требовательность, трудолюбие, аккуратность,  небрежность, осторожность, хитрость, честность.  Рассмотрим составляющие характера более подробно.  Эмоциональность отражает собой субъективную чувственную реакцию человека  на внешние и внутренние раздражители, степень подверженности его душевного состояния их влиянию. Она проявляется в виде переживания ситуации, ее значимости, смысла и по интенсивности бывает высокой или низкой.  Внешне эмоциональность выражается в положительных (радость, удовольствие) или отрицательных (страх, ненависть) эмоциях.  Первые вызывают у субъекта стремление продлить действие соответствующего  раздражителя, а вторые — избежать его. Это дает возможность управлять поступка­ ми людей.  Устойчивые и продолжительные эмоции называются чувствами. Чувства, например  преданность организации, можно в определенной степени формировать и направлять с их помощью поведение персонала в нужную сторону.  Другим элементом характера является активность, т. е. склонность к деятельности,  способной производить те или иные преобразования. Активность, проявляющаяся  в динамике поведения людей, также может быть высокой или низкой.  Один человек ждет, что за него подумают и сделают другие; второй во все вникает,  все замечает, но ничего не делает; третий ни на кого не надеется и все делает сам.  Такие люди наиболее мобильны, но их мало.  Высокая активность полезна для организации, поскольку способствует росту  результативности. Однако она требует постоянного контроля, ибо, перейдя некий  предел, становится разрушительной.  С точки зрения внутреннего отношения к результатам своих действий людей можно  разделить на интерналов и экстерналов.  Интерналы считают, что все происходящее с ними - следствие их личных усилий. Они  уверены в себе, последовательны, настойчивы, уравновешенны, общительны.  Экстерналы возлагают ответственность на судьбу, на окружающих, стечение обстоятельств, демонстрируют неуравновешенность, неуверенность в себе, иногда агрессивность.  Наконец, третьим элементом характера является свойство первичности или вторичности, которое показывает, насколько долго люди способны ощущать, переживать то или иное психологическое состояние. В их основе лежат такие особенности  нервной деятельности человека, как сила, уравновешенность и подвижность.  Сила проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок.  Уравновешенность - в неизменности поведения при этом (в случае неуравновешенности будет преобладать нервное возбуждение или, наоборот, заторможенность).  Подвижность выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, в умении легко приспосабливаться к смене ситуации.  Лица с нервными свойствами характера обладают значительной подвижностью, но небольшой силой и уравновешенностью. Они быстро ориентируются  в новой обстановке, легко меняют виды деятельности, хорошо к ней адаптируются,  но не уверены в себе, не способны к длительной или рутинной работе, склонны  к авантюрам.  Люди, имеющие вторичные черты характера, наоборот, сильны и уравновешенны, но малоподвижны. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию,  работоспособны, терпеливы, постоянны в поведении, привычках, но с трудом приспосабливаются к новому.  В современных условиях управлять организацией без учета характера сотрудников невозможно. Выделяют ряд основных типов характеров, которые в чистом виде  свойственны примерно половине людей. У другой половины характер является  смешанным.  Людям с гиперактивным (гипертимным) характером (гипертимия - форма психологического расстройства, характеризующаяся повышенной возбудимостью, весело­ стью) свойственны чувство нового, предприимчивость, инициативность, энергичность, оптимизм, общительность, словоохотливость. Но они поверхностны, легкомысленны, необязательны, страдают прожектерством, обидчивы, конфликтны, не  могут заниматься однообразной, кропотливой, требующей усидчивости работой,  поэтому имеют склонность к частой смене профессии. Им в наибольшей степени  подходит выполнение организаторских функций.  Во многом противоположны им лица с аутистичвским характером (аутизм - крайняя  форма ухода в себя). Они пассивны, медлительны, скрытны, малообщительны, с трудом входят в коллектив, вызывают непонимание окружающих.  В то же время эти люди серьезны, независимо мыслят, обладают глубокими знания­ ми, стремлением во всем разобраться, малоконфликтны. Им нужна работа, не требующая широкого общения, - экспертная, исследовательская, консультативная.  В потенциале они могут быть руководителями высшего ранга. Сотрудничать с ними  лучше других удается обладателям гиперактивного характера, которые являются их  противоположностью.  Лиц с лабильно-циклоидным характером отличают значительные перепады активности, работоспособности, настроения, вызываемые как внешними обстоятельствами,  так и внутренними физиологическими процессами. В период подъема они ведут себя  как гиперактивные личности, а в период спада - как аутистические. Эти люди часто  конфликтуют с другими по мелочам (но при этом выступают пассивной стороной).  Им противопоказана напряженная ритмичная работа, особенно в нестабильном коллективе. Более предпочтительны занятия, не требующие общения, не связанные  с риском и ответственностью (библиотекарь, архивариус, программист).  Лица с демонстративным характером обходительны, легко устанавливают контакты, умеют увлечь других, упорно стремятся к лидерству, успеху. 

ТЕМА: Поведение людей в организации

        1. Поведение и его типы
        2. Социальная роль
        3. Круг общения. Восприятие
        4. Стереотипы  Психологические эффекты  • Предрассудки  • Расположение  • Верования 
        5. Ценности  • Позиция  • Предпочтения  • Отношения  Виды организационного поведения

1. Под поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин.  К ним относятся: интересы; мотивы; привычки (укоренившиеся в сознании индивида  способы действия в определенных обстоятельствах); ситуация; отношение к ней  в данный момент; собственное представление об окружении и своем месте в нем; задачи (чем яснее сотрудник перед началом работы себе их представляет, тем определеннее будет его поведение) и проч.

  Рассмотрим основные  типы организационного поведения  людей.

  По сфере осуществления  поведение может быть трудовым (официальным и неофициальным)  и межличностным. 

 По субъектам оно может рассматриваться как индивидуальное или коллективное.  С точки зрения преднамеренности поведение бывает заранее спланированным  и спонтанным, выражающим стихийную реакцию на те или иные события.

  По функциям поведение  может быть управленческим и  исполнительским.  С точки зрения предопределенности можно говорить о детерминированном,  предполагающем подчинение обстоятельствам, и недетерминированном поведении, зависящем от внутренних импульсов.

  Исходя из мотивации  можно говорить о ценностном, ориентированном на определенные моральные нормы, и ситуативном, зависящем от складывающихся обстоятельств, поведении. В последнем случае его можно сравнить с поведением флюгера.

  По степени учета  интересов окружающих (организации)  поведение можно рас­ сматривать  как позитивное и негативное. Люди не всегда противятся негативному  поведению других из-за боязни ухудшить ситуацию, отпугнуть их от себя, но это  только ухудшает положение дел. 

  По характеру поведение  бывает пассивным или активным. Последнее, в свою  очередь, можно рассматривать как агрессивное и ассертивное.  Пассивное поведение субъекта характеризуется робостью, неуверенностью, нежеланием брать на себя инициативу и ответственность, уступчивостью внешним требованиям, забвением своей выгоды, а поэтому редко помогает достигать целей. Поскольку за человека выбор делают другие, он ощущает себя жертвой. Тем не менее  многие предпочитают этот стиль поведения, поскольку он малорискован, позволяет  избежать попадания в сложные ситуации.  Агрессивное поведение связано, наоборот, с навязыванием своего мнения другим,  требованием уступок в свою пользу, принятием за них решений и проч.

Информация о работе Лекции по "Организационному поведению"