Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:36, курс лекций
Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»
1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента
Теоретические и методологические основы менеджмента
Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»
1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента
1. Предмет науки управления.
Теорию управления принято
рассматривать как комплексную
науку или научное направление,
опирающееся на многие теоретические
и прикладные знания. Это объясняется
многогранностью проблемы управления
и многоаспектностью
Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой понимается множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной теории. Предметную область теории управления производством как комплексной науки можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.
Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.
Предметная область теории
управления в широком аспекте
охватывает социально-экономические,
социально-психологические и
Под субъектом управления
понимают физическое или юридическое
лицо, от которого исходит властное
воздействие. Властные полномочия субъекта,
экономические и морально-
Объектом управления, то
есть тем, на что направлено властное
воздействие субъекта управления, могут
быть физические и юридические лица,
а также социально-
Процесс управления характеризуется рядом особенностей:
– осуществляется непрерывно во времени и пространстве;
– охватывая все необходимое пространство, действует не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период;
– требует глубоко анализа, разработки и постановки определенных целей;
– в результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью: чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.
Управленческая деятельность
представляет собой специфическую
разновидность трудового
Предметом и результатом труда в управлении является информация. В первом случае она «сырая», поэтому не может применяться на практике. В результате управленческой деятельности на ее основе вырабатывается решение, то есть новая информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.
Средствами управленческого труда является все, что способствует осуществлению операций с информацией, - компьютеры, телефоны, авторучки.
2. Метод науки управления
Методы управления представляют
собой способы воздействия
С помощью методов управления
реализуются функции
Методическая база менеджмента
Казахстана формировалась и развивалась
адекватно историческому
Класс общенаучных методов представлен методическим инструментарием, который применяется не только в науке управления, но и в других областях знаний. К общенаучным методам относятся исторический, системный и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, использование алгоритмов математического аппарата, статистические, социологические, политологические и другие области исследований.
Специфические (частные) методы, применяемые в менеджменте, характеризуются большим разнообразием, что объясняется множественностью достигаемых с их помощью целей и различием объектов управления. Широкое разнообразие частных методов и необходимость выбора менеджментом наиболее приемлемых для достижения конкретных целей требует их классификации. В качестве классификационных признаков при этом могут быть предложены: их содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения.
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
Менеджмент это самостоятельный
вид профессионально
Задачи менеджмента по характеру влияния на эффективность деятельности организации могут быть объединены в следующие четыре группы.
Первая группа задач включает задачи, результат решения которых оказывает непосредственное воздействие на эффективность организации. К этой группе в образовательной организации относятся задачи обеспечения образовательной деятельности, разработки и реализации инновационных технологий оказания образовательных услуг.
Вторая группа — задачи, решение которых влияет на действия организации через промежуточные организационные формы. Эта группа охватывает задачи маркетинга образования, планирования образовательного процесса, контроля, распределения ресурсов.
Третья группа — задачи, решение которых оказывает влияние на решение задач первой или второй группы. В эту группу входят различные задачи учета, анализа, аудита.
Четвертая группа — задачи, которые не влияют на образовательный процесс и организацию непосредственно, однако их выполнение необходимо для нормального функционирования организации. Для решения перечисленных групп управленческих задач должны существовать соответствующие технологии и подготовленные люди — менеджеры и специалисты.
По мнению ряда экспертов
целесообразно рассматривать
Так, прежде всего следует упомянуть об организационном управлении, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизма реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций и т. п. В результате складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного решения стоящих перед ней задач.
Тем не менее названные решения являются уже объектом перспективного или текущего управления. Причем в рамках первого ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и таким образом обеспечивается ее будущая жизнеспособность. Второе же связано с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, внесением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.
Важно иметь в виду, что
текущее и перспективное
Итак, управление производством направлено на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации
к местам их использования,
своевременный ремонт оборудования
и техники, оперативное устранение
сбоев и неполадок в
Далее, управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции состоит в организации заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.
Управление инновациями (
Управление маркетингом, одной из наиболее важных и сложных сфер хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы и т. п.
Управление кадрами (или более широко — социальное управление) решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Сущность финансового управления состоит в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
Наконец, управление эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.
Таким образом становится понятно, что среди важнейших целей менеджмента выделяются прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. И все же конечной его целью становится обеспечение прибыльности (доходности) функционирования данной компании (фирмы). Это достигается посредством оптимальной организации производственного процесса, включая управление производством и совершенствование технической базы, а кроме того, по возможности более эффективное использование имеющегося кадрового потенциала.
Иными словами, наиболее важной задачей менеджмента по праву является соответствующая организация товаров и услуг с учетом динамики спроса на основе наиболее эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение прибыльности в деятельности компании (фирмы) и стабильного ее положения на рынке
4. Модели менеджмента
Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как «закрытая система». При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение управленческими кадрами указаний «сверху» Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У.Оучи.
Японская модель, являющаяся
результатом специфической
Информация о работе Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"