Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:36, курс лекций
Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»
1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента
Если сторонники современной
японской системы управления доказывают,
что в японских фирмах организацию
приспосабливают под человека, то
в системе управления американской
фирмы, напротив, представления о
функциях, задачах и должностных
обязанностях, правах и взаимодействии
предшествуют найму работников. По
сформулированным требованиям производится
поиск наиболее подходящих кандидатов
на конкретную должность, иными словами,
людей приспосабливают к
Идеальная (в смысле эффективности и интегрированности) организация, по мнению У.Оучи, не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. В качестве примера коллектива с такой структурой им приводится хорошо сыгранная баскетбольная команда.
Лекция 2. «Основы
системного подхода в
1. Понятие: система и ее свойства
2. Системный подход в управлении производством, операциями
3. Взаимодействие объекта и субъекта управления
1. Понятие: система и ее свойства.
Существует множество понятий системы
Рассмотрим понятия, которые наиболее полно раскрывают ее существенные свойства/
1.«Все, состоящее из связанных друг с другом частей, мы будем называть системой»
2.«Система — это комплекс
взаимодействующих компонентов»
3.«Система — это множество
связанных действующих
4.«Система — это множество
взаимосвязанных элементов, не
существует ни одного
5.«Система — это не просто совокупность единиц . а совокупность отношений между этими единицами»
6.«Система представляет
собой определенное множество
взаимосвязанных элементов,
Приведем определение академика П. К. Анохина, которое хотя и тяготеет по своему существу к приведенным нами определениям, но явно отличается от них, да и от всех, пожалуй, имеющейся в известной нам литературе «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата».
Рассмотрим некоторые
характерные моменты этого
1. «только такой комплекс
избирательно-вовлеченных
2.«...у которых
Анохин П.К. утверждает, что
не вообще «совокупность
3.
«...на получение
Само вовлечение компонентов или выбор из имеющегося множества происходит до и в процессе формирования цели и происходит это на основе исходной потребности. Потребность есть причинный системообразующий фактор, а цель — функциональный фактор.
«Итак, системой может являться любой объект живой и неживой природы, общества, процессы или совокупность процессов, научная теория и т. д., если в них определены элементы, образующие единство (целостность) со своими связями и взаимосвязями между ними, что создает в итоге совокупность свойств, присущих только данной системе и отличающих ее от других систем (свойство эмерджентности)» (21).
Мы будем использовать понятие системы, которое учитывает такие важные составляющие любого материального объекта как элемент, связи, взаимодействия, целеполагание.
Система — множество составляющих единство элементов, связей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующие присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность.
В литературе, посвященной системному подходу, уделяется внимание свойствам систем как условию глубокого изучения их структуры и содержания для принятия качественных управленческих решений.
Однако обычно число рассматриваемых свойств систем незначительно. Как правило, раскрываются свойства целостности систем, иерархичности, взаимосвязи с внешней средой, надежности, оптимальности и др. Такого рода фрагментарный подход приводит к упрощению системного анализа и принятию некачественных управленческих решений. Поэтому необходим более полный охват свойств систем. При этом свойства систем можно разделить на четыре группы, характеризующие
1) сущность и сложность системы;
2) связь системы с внешней средой;
3) методологию целеполагания систем;
4) параметры функционирования и развития системы.
2. Системный подход
в управлении производством,
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода.
Системный подход — конкретно-научный метод диалектико-материалистической методологии, имеющий общенаучное значение.
В силу высокой общности системный подход основывается на ряде принципов диалектики: взаимосвязь и развитие, зависимость (связанность) и независимость (автономность), качественное различие части и целого. Однако системный метод даже в реализации этих принципов уже диалектика. Можно указать, в частности, на принцип развития, который в системном методе представлен лишь через движение и изменение. Но принцип отрицания в развитии конструктивно не включен в системный подход.
Системный подход представляет одну из форм методологического знания, связанную с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам (первая черта системного подхода).
Второй чертой системного подхода является иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета — «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень и, наконец, изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень.
Следующей чертой системного подхода является изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого. И, наконец, важной чертой системного подхода является его нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок. Другими словами, системный подход требует рассматривать проблему неизолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.
С учетом сказанного определим понятие системного подхода.
Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.
3.Взаимодействие объекта и субъекта управления
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.
Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления — орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.
К примеру, в универмаге управляющей
подсистемой является управленческий
аппарат во главе с директором,
а управляемой - отделы (секции). В
отделе (секции) в свою очередь управляющей
подсистемой будет
В качестве управляемой подсистемы
предприятия выступает
Управляющая система представляет совокупность взаимоувязанных методов управления, реализуемых людьми с помощью технических средств, для обеспечения эффективного функционирования производства. К управленческой деятельности относятся: планирование, регулирование, контроль, учет, стимулирование.
Лекция 3. «Эволюция менеджмента»
1. Исторические предпосылки развития менеджмента
2. Становление и развитие теорий менеджмента
3. Ситуационный, системный и процессный подходы в управлении
1. Исторические
предпосылки развития
Принципы управления были объектом внимания всех известных мыслителей. Понятие «власть» возникло в древнегреческих городах, когда появилась потребность регулирования взаимоотношений граждан и достижения их общих интересов. Отсюда и зародилась власть как насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей.
Одну из первых теорий управления создал Конфуций (551-478 до н. э.). Он разработал концепцию благородного человека не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считал, что этот человек должен обладать в первую очередь гуманностью, любовью к людям, быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам. Закон идеальных отношений выражался принципом: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». «Гуманное управление» предполагает твердо держаться истинного принципа, быть бескомпромиссным в основном, решающем деле, заботиться о людях и их благе, хорошо знать, что любят люди, и что они ненавидят. Конфуций отмечал: «Достигни любви народной, и ты достигнешь власти; если же потеряешь любовь народную, то потеряешь власть». Для конфуцианства характерна защита идей строгой социальной дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества. Причем государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников.
Древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.) трактовал государство как максимально возможное воплощение идей мира в земной общественно-политической жизни. Платон проводил аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Основными началами в государстве должны быть совещательное, защитное и деловое. Справедливость состоит в том, чтобы заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела. Она требует соответствующей иерархической подчиненности во имя целого. «Бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золото, в их помощников — серебро, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди». В идеальном государстве Платона нет частной собственности, женщины уравнены в правах с мужчинами, детей воспитывает государство, имеется справедливое управление лучших и благородных. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
«Политика» Аристотеля (384-322 до н. э.) начинается словами: «Всякое государство представляет собой некую форму общежития». Политическое устройство предполагает власть закона. «Закону страсть не причастна». Аристотель подчеркивал, что «государство по своей природе — множество, оно состоит из многих частей». Одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь. Аристотель ввел классификацию форм политического устройства, включающую три правильные (монархия, аристократия, полития) и три непрвильные формы (тирания, олигархия, демократия).
В эпоху Возрождения наиболее известными в теории устройства государства стали работы флорентинца Никколо Макиавелли. В своей работе «Государь» (1513) он отмечал, что «судьба предопределяет половину наших дествий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам». Макиавелли вводит личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть. «Массы, — отмечает он, — не хотят, чтобы ими командовали и угнетали, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ». Формы государства Макиавелли принимает на основе представлений Аристотеля.
В своей работе Макиавелли
формулирует правила
В 70-х гг. XVIII в. при создании США были приняты важнейшие документы, регламентировавшие свободу личности как важнейшую политическую ценность.
Информация о работе Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"