Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:36, курс лекций
Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»
1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента
Ситуационный подход предполагает определение основных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации.
Организация управления
Лекция №5
«Организация как объект
1. Понятие, виды и цели организаций
2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Уровни управления в организации
3. Внутренняя и внешняя среда организации
1. Понятие, виды и цели организаций
Для осуществления своей
Само понятие организация с
течением времени и изменением роли
и значения менеджмента претерпело
ряд изменений. На начальном этапе
организация представлялась как
структура любой системы. Когда
«менеджмент» как наука выделился
в самостоятельную область
Несмотря на различные масштабы, формы собственности, месторасположение организации имеют свои характерные черты. К подобным чертам необходимо отнести следующие элементы:
- ресурсы;
- разделение труда (горизонтальное и вертикальное);
- зависимость от внешней среды;
- необходимость управления;
- подразделения.
Кроме данных характеристик, существуют обязательные требования, которые позволяют относить любые трудовые формирования к организациям:
- наличие не менее 2-х людей, которые считают себя частью этой группы;
- единство целей;
- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Таким образом, организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Имеются различные виды организаций, которые классифицируются по:
- формальности взаимоотношений на формальные, неформальные;
- по степени открытости на открытые, закрытые;
- по сложности на простые и сложные;
- по организационно-правовым формам (коммерческие, некоммерческие, акционерные общества и т.д.).
В организации приходится решать многие вопросы, в том числе: какие товары или услуги, каким образом, в каком количестве, в какие сроки и для кого производить; по каким каналам товар доводить до потребителя, как стимулировать продажи, каким образом завоевывать, а затем и отстаивать свой сегмент рынка? Все эти вопросы в той или иной постановке, в зависимости от вида деятельности и отраслевой принадлежности организации, формируют цели ее хозяйственной деятельности.
Формирование целей – целеполаг
Цель – фундаментальное понятие теории управления. Цель представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности. Цель организации определяет концепцию ее развития и основные направления деловой активности. С позиции менеджмента цель представляет желаемое состояние объекта управления через определенный промежуток времени.
Цели организации реализуются через стратегию и тактику и исходят из миссии организации.
Миссия организации – это главная цель организации, ради которой она создана и которая характеризует определенный вид ее деятельности. Миссия детализирует статус организации и направления деятельности для определения главной цели и стратегии организации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации по товарам и услугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации; тип привлекаемых работников.
Стратегия – это основное направление деятельности организации. Стратегия предполагает разработку концепции, прогноза или программы, содержащих методы и меры по осуществлению миссии. Стратегия разрабатывается посредством:
- оценки и анализа внешней среды организации;
- диагностического анализа внутренней среды организации;
- разработки и анализа стратегических альтернатив;
- выбора наиболее предпочтительного варианта стратегии;
- оценки стратегии соотносительно миссии и главной цели организации;
- реализации стратегии в форме программы, бизнес-плана.
Тактика – это система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени хозяйственной деятельности организации. Ее назначение – это оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды ее деятельности.
Выбор цели, принявшей форму окончательного решения, позволяет перейти к выработке программы, т.е. к разработке плана действий и к определению необходимых ресурсов для достижения целей.
2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Уровни управления в организации
В организациях имеет место разделения труда. Даже 2 человека, объединенные общей целью делят работу между собой. От этого они выигрывают и делают больше, чем, если бы они работали в отдельности. Оно предполагает деление труда на отдельные составляющие. Например, «Мак Доналдс», разбив работу по приготовлению и подаче пищи клиентам на 12 работников, может обслуживать в сотни раз больше людей, чем небольшой ресторан.
Большинство сложных организаций имеют горизонтальное разделение труда. Примером горизонтального разделения труда может быть деление работы производственных организаций на собственно производство, маркетинг, финансы и т.д. В небольших предприятиях, владелец может делать это последовательно один, разделяя время.
Разделение труда предполагает
образование подразделений, выполняемых
специфические конкретные задания
и добивающихся определенных целей.
Такие подразделения часто
Например, «Мак Доналдс» имеет такие подразделения, как отдел «маркетинга», закупок, недвижимости и т.д. Имеются в «Мак Доналдсе» подразделения по географическому принципу, по видам деятельности.
Подразделение – это группа людей, деятельность которых сознательно направляется, и координируются для достижения общей цели организации. Подразделения, в свою очередь, могут делиться на более мелкие подразделения.
Вертикальное разделение труда.
Работу отдельных групп необходимо координировать, чтобы она была успешной. Таким образом, в организации существует две формы разделения труда: горизонтальное, когда труд делиться на отдельные компоненты, части общей деятельности и координации действий отдельных подразделений. Вторая форма разделения труда называется вертикальной. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Для того, чтобы организация могла добиться успеха, задачи отдельных подразделений должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда.
Работа по координированию, по мере увеличения организации, должна выделиться. Необходим человек или группа людей, которая выполняла бы эту работу. Крупная организация может добиться успеха, если четко выделена работа по координации деятельности всех подразделений.
Управленческая работа в любой организации имеет много общего (президент, мастер, заведующий секцией и т.д.). На первый же взгляд кажется, что общего больше у заведующего секцией и продавца, чем у заведующего секцией и президента компании.
В крупных организациях,
имеющих большой объем
Однако, вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории:
- руководители низшего звена;
- руководители среднего звена;
- руководители высшего звена.
Руководители низшего звена – это операционные руководители, это уровень, находящийся над рабочими и другими работниками (не управляющими). Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для обеспечения информацией вышестоящих руководителей. Они отвечают за непосредственное использование выделяемых ресурсов (мастер, заведующий секцией, заведующий кафедрой, старшая медсестра). Большая часть руководителей – это руководители низшего звена. Большинство управленцев начинают с низшего звена. Работа очень напряженная.
Руководители среднего звена. Они координируют и контролируют работу руководителей младшего звена. Это важное звено в управлении (заведующий отделом, декан). Они являются как бы буфером между руководителем высшего и низшего звеньев. Они готовят информацию для принятия решения, передают переработанную информацию в удобном к употреблению низшему звену. Как показывают исследования, руководители среднего звена большую часть своего рабочего времени (89%) проводят в устном взаимодействии.
Руководители среднего звена
как социальная группа испытывают особенно
сильное влияние различных
Руководители высшего
звена. Это уровень гораздо
Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик организации.
Успешно действующие руководители
высшего звена в больших
3. Внутренняя и внешняя среда организации
Любая организация (фирма, промышленное производство, компания и т. д.) имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции.
К внешней среде организации относятся:
– поставщики;
– конкуренты;
– покупатели (клиенты);
– партнеры по бизнесу;
– государство и его структуры;
– культура, мораль, традиции;
– профсоюзы;
– экономические факторы;
– политические факторы;
– международное окружение.
Первые пять факторов относят к внешней среде прямого воздействия, последние пять — к внешней среде косвенного воздействия.
Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представляют собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. По сути, это хозяйственный организм организации, ее структура.
К внутренней среде организации относятся:
- цели;
- задачи;
- организационная структура управления;
- технологии;
- люди
Лекция №6 «Понятие, типы организационных структур»
1. Понятие организационной структуры
2. Виды организационных структур
1. Понятие организационной структуры
Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. Структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Под организационной структурой управления понимается совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Информация о работе Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"