Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:36, курс лекций
Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»
1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента
Реляционистские концепции власти рассматривают ее как отношение между партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этой концепции реализуются теории сопротивления, обмена ресурсами, разделения зон влияния.
Бихевиористские концепции власти исходят из ее трактовки как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. При таком подходе внимание акцентируется на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т. п.
Системные концепции власти трактуют ее как систематизирующее начало в политической системе.
2. Становление и развитие теорий менеджмента
В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:
1. научного управления;
2. административного управления;
3. управления с позиций психологии и человеческих отношений;
4. управления с позиций науки о поведении.
Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником был Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.
Ф. Тейлор считал менеджмент
истинной наукой, покоящейся на фундаменте
точных законов, правил, принципов отделения
планирования от фактического выполнения
самой работы. Ф. Тейлор сформулировал
важный вывод о том, что работа
по управлению — это определенная
специальность и что
-
-
-
-
Наряду с Тейлором основы научной школы определили работы Фрэнка и Лилии Гилберт, Генри Ганта. Они разработали элементы научной организации труда на уровне отдельных движений и операций. Основные направления деятельности школы:
• анализ элементов трудовых процессов;
• разработка принципов подбора работников;
• разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда;
• разработка систем стимулирования труда.
Благодаря разработке концепции
научного управления менеджмент был
признан самостоятельной
Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.
Административная, или классическая школа управления ориентируется на создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху. Первыми представителями этой школы являются Г. Эмерсон (1853-1931), А. Файоль (1841-1925), М. Вебер (1864-1920), Г. Форд (1863-1947), А. А. Богданов (1873-1928), А. К. Гастев (1882-1941).
Основные направления деятельности школы:
• развитие принципов управления;
• описание функций управления;
• систематизация управления организацией.
В рамках этой концепции
в 20-е годы было сформулировано понятие
организационной структуры
Гаррингтон Эмерсон сформулировал важнейшие принципы повышения производительности труда на предприятии. «Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях, напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность — это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно — значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит прилагать к делу усилия минимальные». Основные принципы Эмерсона: отчетливо поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, диспетчерство, нормы и расписание, нормализация условий, нормирование операций, письменные стандартные инструкции, вознаграждение за производительность.
Согласно концепции одного из представителей классической школы теории А.Файоля, «управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». Это высказывание ученого относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. А.Файоль рассматривал управление (в его терминологии — администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад А.Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.
Анри Файоль основное свое внимание концентрировал на управленческих кадрах. «Управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов». Его базовые принципы управления предусматривали: неотделимость власти от ответственности, разделение труда при специализации, единство распоряжения, дисциплину, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, справедливость, устойчивость персонала, инициативу, корпоративный дух. А. Файоль подчеркивал, что управление не является исключительной привилегией директоров, эта функция выполняется на всех уровнях организации и касается в определенной степени всех работающих, включая рабочих.
Заслугой Анри Файоля было формирование принципов управления. Он изложил их в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Принципы управления Файоля приведены в таблице.
Деятельность Генри Форда ориентировалась на крупные промышленные комплексы. Он сформулировал для них следующие организационные принципы: вертикальное управление комплексом предприятий, ориентированных на выпуск единого конечного продукта; массовое производство, обеспечивающее меньшую стоимость изделий, лучшее удовлетворение массового спроса и большую прибыль; развитая стандартизация; глубокое разделение труда при конвейерной организации производства; постоянное совершенствование управления производством.
Александр Александрович Богданов заложил основы общей теории систем, ввел понятия обратной связи, управляемой и управляющей систем. В его работе «Всеобщая организационная наука» систематизированы закономерности организационных систем различной природы (живой и мертвой).
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. А. Маслоу сформулировал иерархию потребностей человека и расположил их в виде пирамиды из пяти уровней. В простейшем случае потребности удовлетворяются последовательно, и это выступает мотивацией человека.
Эта концепция, получившая наибольшее
распространение в 30—50-е годы, была
основана на важнейшем положении
о том, что применение приемов
управления межличностными отношениями
для повышения степени
Концепция управления с позиций науки о поведении — это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.
3. Ситуационный, системный
и процессный подходы в
Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий — функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Системный подход основан на представлении изучаемых объектов и явлений в виде систем с присущими им свойствами. Система — это организованное сложное целое, или совокупность элементов, образующих единое целое. Как уже отмечалось, выделяются три класса систем — технические, биологические и социальные. Системам присущи следующие четыре основных закона или свойства:
1) организованность — свойство систем проявлять взаимозависимое поведение частей в рамках целого для достижения стоящих перед системой целей. Структура — непременный атрибут всякой организованной системы. Структура — это качественно определенный, относительно устойчивый порядок внутренних взаимосвязей элементов системы, или совокупность элементов и связей между ними;
2) целостность — означает появление в системе новых системных свойств, не присущих любому отдельно взятому ее элементу. С другой стороны, это означает, что любой элемент системы может обладать свойствами, не присущими системе в целом. Или это указывает на объективную противоречивость систем: при сколь угодно высоком уровне организации системы отдельные ее элементы имеют свои характерные особенности, цели и тактику поведения;
3) иерархия — многоуровневость систем. Она позволяет рассматривать при необходимости любой элемент системы как систему более низкого уровня. Необходимость, в свою очередь, определяется целями исследования;
4) гомеостаз — свойство систем сохранять в процессе взаимодействия с внешней средой значения своих основных характеристик в допустимых пределах. Основными (существенными) называются характеристики, нарушение которых ведет к деструкции системы. Важно, что при различных состояниях внешней среды существенные характеристики остаются стабильными, обеспечивая равновесие системы со средой.
Для установления равновесия со средой применяются регулирование и саморегулирование систем. Регулирование предполагает обязательное воздействие на систему извне. Оно присуще техническим или закрытым системам. Саморегулирование предполагает формирование новых целей внутри самой системы, т. е. действие ее собственной системы управления. Оно присуще только социальным или открытым системам. Открытая система находится в постоянном активном взаимодействии с внешней средой. Сколь бы сложными и совершенными ни являлись системы управления техническими объектами, они запрограммированы на конечное число возможных состояний внешней среды, и при возникновении непредвиденной ситуации не могут продолжать выполнение своих функций без вмешательства человека.
Ситуационный подход предполагает,
что пригодность различных
Информация о работе Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"