Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:36, курс лекций
Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»
1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента
Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, альтернативные проблемы тщательно взвешены и оценены, сделать выбор относительно просто. Тут помогают опыт и суждение. Обычно применяются решения, помогающие снять выявленную проблему.
Реализация. Реальная ценность решения становится очевидной только после ее осуществления.
Решение проблемы не достигается выбором альтернативы, необходима реализация выбора. Уровень эффективности осуществления решения повышается, если оно будет признано теми, кто ее будет реализовать.
Решение проблемы обычно поручается другим людям. Их надо убедить в правильности выбора альтернативы. Некоторые не считают нужным это сделать и ошибаются.
Хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении исполнителей к процессу его принятия. Тогда они проникаются убеждением правильности выбора. Но это делать не всегда целесообразно, зависит от ситуации.
Обратная связь – это поступление информации о том, что происходило до и после реализации решения, позволяет скорректировать решение, пока организация не понесли значительного ущерба.
Система методов управления в рыночной экономике
Лекция №13,14 «Управленческие решения в менеджменте»
1. Понятие и классификация методов менеджмента.
2. Организационно – административные методы менеджмента.
3. Экономические методы управления.
4. Социально-психологические методы управления.
1. Понятие и
классификация методов
Управленческая деятельность реализуется через методы управления.
Метод (methodos) – греческое слово, означающее способ достижения какой-либо цели. Методы характеризуются направленностью, содержанием, организационной формой.
Направленность – методов управления ориентирована на подсистему управления.
Содержание – это специфика приемов и способов воздействия на управляемый объект.
Организационная форма – это прямое или косвенное воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию.
Методы менеджмента следующие: административные, экономические, социально-психологические, сетевые, балансовые. Область применения определяется объектом управления. На практике все методы применяются во взаимосвязи, дополняя друг друга в конкретных ситуациях.
Кроме общих методов, в
менеджменте применяются специф
В данной теме рассматриваются методы управления коллективом.
По отношению к
- административные (организационно-
- экономические;
- социально-психологические.
2. Организационно
– административные методы
Экономические методы воздействия
не смогут существовать без организационно-
- систему законодательных актов страны и региона;
- систему нормативно-
- систему планов, программ, заданий;
- систему оперативного руководства (власти).
Организационно-
Возможны 3 формы проявления
организационно-
· Обязательное предписание (приказ, декрет)
· Согласительные (консультация)
· Рекомендации, пожелания (совет, разъяснения, предложение и т.п.)
Это, например, прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления подчиненными в целях оптимизации производственных процессов.
Организационно-
В процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой, однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать отрицательных эмоций (раздражение, досада, унижение), стрессов.
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
1) вынужденное и внешне
навязанное. Оно сопровождается
неприятным чувством
2) пассивное (связано с освобождением от необходимости принятия самому решения);
3) осознанное, внутренне обоснованное.
По сути, вся система
управления пронизана организационно-
Однако, в целом, прямое воздействие, в конечном счете, ведет к усилению пассивности подчиненных, а иногда и скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.
3. Экономические методы управления.
Этим методам отводится центральное место. Это объясняется тем, что отношения управления связаны, в первую очередь, с экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Экономические методы – это экономические рычаги, с помощью которых достигается эффект. Поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Однако необходимо создать условия, при которых экономические методы были бы действенны и целенаправленны.
В отличие от организационно-
4. Социально-психологические методы управления.
Анализ показывает, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать это позволяет целенаправленно воздействовать на отдельных работников и помогает руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами.
Социально-психологические исследования показывают, что если успех деятельности руководителя на 15 % зависит от профессиональной компетентности, то на 85 % - от умения работать с людьми.
Зная особенности характера, поведения человека, можно прогнозировать его поведение в нужном направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Важное значение имеет психологическая совместимость. От этого, по данным психологических исследований, может зависеть производительность труда. Невнимание к социальным и психологическим аспектам может стать причиной нездоровых взаимоотношений в коллективе, (отсутствие взаимопомощи, коллективизма).
Одним из факторов работы в коллективе является обеспечение нормального морально-психологического климата в организации. О его наличии свидетельствует взаимная поддержка людей, отсутствие грызни, открытое обсуждение разногласии и других сложных вопросов, не желание переходить на новое место работы.
Хороший коллектив должен
постоянно пребывать в
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата (М. П. К.):
1) доверие и высокая
требовательность членов
2) доброжелательность и деловая критика;
3) свободное выражение мнение;
4) отсутствие давление руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать решение;
5) достаточная информированность
членов коллектива о его
6) удовлетворенность
7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым членом группы.
Планирование как функция менеджмента
Лекция №15 «Планирование как функция менеджмента
1. Содержание, цели, задачи планирования
2. Виды планов, форма планирования
3. Принципы планирования
1. Содержание, цели, задачи планирования
Планирование деятельности
предприятия заключается в
Существует два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий.
В широком понимании планирование
состоит в принятии комплекса
решений, относящихся к будущим
событиям. Такие решения могут
быть связаны с постановкой целей
и задач развития предприятия, выработкой
стратегии, распределением и перераспределением
ресурсов, определением стандартов поведения
предприятия в предстоящем
Спланировать деятельность
предприятия – это значит определить
основные направления и пропорции
развития производства с учетом имеющихся
материальных и трудовых ресурсов на
основе наиболее полного выявления
требуемых рынком видов, объемов
товаров и сроков их выпуска. В
настоящее время планирование деятельности
является экономической основой
свободных рыночных отношений всех
хозяйственных субъектов и
Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
– предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы предприятия;
– исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы;
– обеспечение выпуска продукции более высокого качества;
– непрерывное повышение эффективности производства на основе дальнейшей специализации и кооперирования;
– выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;
– применение наиболее экономичных технологий и оборудования;
– согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направленность этих действий на достижение взаимовыгодных результатов.
2. Виды планов, форма планирования
В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
– перспективное;
Информация о работе Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"