Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:36, курс лекций
Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»
1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента
– среднесрочное;
– текущее планирование.
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10, 15, 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляться на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана.
Текущее планирование охватывает период до 1 года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное), суточное планирование.
В зависимости от содержания плановых решений формы планирования следующие:
–
–
–
Суть стратегического
3. Принципы планирования
Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам: конкретности и измеримости планов, маржинальности, временной ориентации, гибкости, непрерывности, комплексности, непротиворечивости и обязательности исполнения.
Принцип конкретности означает, что предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности. Это позволяет контролировать ход выполнения планов и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи.
Принцип маржинальности (предельных величин) предполагает, что план должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов.
Ориентированность во времени требует, чтобы каждый план имел свои строго определенные границы во времени. Отсутствие временных границ не позволяет предприятию контролировать выполнение своих планов.
Принцип гибкости предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события. Непрерывность планирования требует, чтобы перспективные и текущие планы были взаимоувязаны и гибко реагировали на постоянно меняющиеся условия реальной экономической ситуации.
Комплексность планов означает, что они должны высвечивать все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально-техническое обеспечение, использование производственных фондов, наем персонала, оплату труда и др. В каждой из этих сфер устанавливаются объем планируемых работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы.
Непротиворечивость планирования предполагает наличие тесной взаимосвязи и согласованности различных видов планов. Планы предприятия должны быть взаимоподдерживающими. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать работы других подразделений и предприятия в целом. Напротив, успешное достижение плановых результатов деятельности предприятия зависит от выполнения планов его подразделений. Согласованность планов достигается в том случае, когда обеспечивается единство действий всех подразделений, осуществляющих планирование деятельности предприятия.
Обязательность исполнения предполагает, что принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановая служба могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.
Лекция №16 «Стратегическое планирование»
1. Разработка стратегического плана
2. Управление процессом реализации стратегии
3. Бизнес-план в управлении организацией
1. Разработка стратегического плана
Стратегия – это греческое слово «strategos» искусство генерала. Благодаря этому искусству Александр Македонский сумел завоевать мир.
Стратегия представляет собой детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение конечной цели организации.
Стратегическое планирование
представляет собой процесс выбора
целей для организации и
Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существенная – обозначается как миссия. Цели разрабатываются для осуществления этой миссии. Они должны обладать рядом характеристик, быть достижимыми и измеримыми, ориентированными во времени.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность. Этот план открывает перспективу для организации. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительного периода времен, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было их скорректировать под влиянием постоянно меняющейся деловой, социальной среды.
Само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха. Как, например, автомобиль великолепной конструкции, заправленный плохим бензином низкого качества. Ошибки, допускаемые руководителями в выполнении других управленческих функций – организации, мотивации, контроля – могут привести к неудаче стратегическое планирование.
Некоторые организации, менеджеры
могут достичь определенного
уровня успеха и без стратегического
планирования (формального планирования).
В то же время в условиях современных
темпов изменения и увеличения знаний,
стратегическое планирование представляет
единственный способ формального прогнозирования
будущих проблем и
Формулирование
2. Управление процессом реализации стратегии
Первым и самым существенным решением при планировании является выбор целей. Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия. Остальные цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Выработанные на ее основе цели служат критерием последующего процесса принятия управленческих решений. Без осознания главной цели невозможно выбрать альтернативу. Наиболее преуспевающие организации имеют формально выраженную, ясно изложенную формулировку цели.
Миссия детализирует статус
фирмы и обеспечивает направление
ориентиры для определения
Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Им кажется, что она очевидна: «конечно, получать прибыль». Однако организация – это открытая система, она может выжить лишь в том случае, если будет удовлетворять какую-то общественную необходимую потребность, находящуюся вне ее самой. Организация должна следить за средой, в которой она функционирует. Поэтому именно там она должна отыскивать общую цель организации.
Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, т.к. только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и эффективное функционирование в будущем.
Прибыль никогда не может провозглашаться главной целью организации потому, что прибыль – это внутренняя, хотя и очень важная цель.
Генри Форд, определил миссию своей компании: «представление людям дешевого транспорта, прекрасно зная, что при этом прибыль у него обязательно будет».
Общефирменные цели формулируются, устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Цели обладают рядом характеристик:
- конкретные и измеримые
цели. Например, первичной целью
фирмы может быть
- ориентация целей во
времени. Краткосрочные цели, долгосрочные
цели, среднесрочные цели. В первую
очередь разрабатываются
- достижение цели. Цель
должна быть достижимой. Установление
целей, превышающих
Люди привыкли стремиться к достижению цели-вознаграждения, и повышение по службе связано с достижением цели. А если она завышена, то мотивация людей ослабляется.
Анализ внешней среды
предполагает изучение внешних по отношению
к организации факторов с целью
выявить потенциальные угрозы и
вновь открывающиеся
Можно выделить семь групп факторов (см. рис.), изучение которых позволит получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации:
1) При анализе экономических факторов рассматривают темпы инфляции, налоговую ставку, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в интересующей отрасли, платежеспособность населения.
2) При анализе политических факторов рассматриваются соглашения по тарифам в торговле между странами, таможенная политика, нормативные акты местных органов власти и центрального правительства, антимонопольное законодательство, кредитная политика местных банков и т.д.
3) Рыночные факторы. К
ним относятся демографические
условия, уровень доходов
4) Изучение технологических факторов в условиях конкуренции особенно важно изучаются изменения в технологии производства, конструкционных материалах и т.д.
5) Анализ факторов конкуренции предполагает контроль за действиями конкурентов. При этом рассматриваются, что движет конкурентами? Что они делают? Что могут сделать? При этом анализируют:
- будущие цели конкурентов;
- оценивают их текущую стратегию;
- перспектива развития отрасли;
- изучают сильные и слабые стороны конкурентов.
Именно здесь кроются потенциальные угрозы для организации.
6) Социальные факторы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, которые представляют угрозу для организации (развитие движения в защиту прав потребителей, обостренные национальные чувства и т.д.).
7) Анализ международных факторов. Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю повысила значимость этих факторов. Нужно внимательно следить за ситуациями за рубежом, нужно отслеживать политику правительств других стран, искать защиту у правительства против иностранных конкурентов.
После анализа внешней
среды и получив данные о факторах
опасности и новых
Для этого необходим анализ сильных и слабых сторон, таких функциональных зон, как маркетинг, финансы, персонал, организационная культура. Анализом этих функциональных зон занимаются специальные дисциплины. Рассмотрим лишь показатели, характеризующие эти зоны.
При анализе функций
маркетинга выделяют семь
· Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в % к его общей емкости это один из важнейших показателей деятельноcти организации, т.к. существует тесная связь между долей рынка и рентабельностью.
· Разнообразие и качество ассортимента. Устойчивость промышленной фирмы зависит от этих показателей.
· Рыночная демография. Предметом исследования является социальное расслоение общества, изменение уровня доходов основной массы потребителей, изменение общественных ценностей.
· Рыночные исследования и разработка. К ним относятся исследования и разработки новых товаров и услуг, новых рынков.
Информация о работе Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"