Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:36, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»

1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента

Файлы: 1 файл

Теоретические и методологические основы менеджмента.docx

— 578.34 Кб (Скачать файл)

Однако, в современных организациях многие работники не будут полностью подчиняться всем приказам, только потому, что они отданы начальником, имеющим полномочия.

Сколько власти имеет тот  или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости  другого лица. Чем больше зависимость, тем больше власти. Например, руководитель может увеличить свою власть, если покажет людям, что они зависят  от него в вопросах ресурсов, необходимых  для работы. Секретарь начальника может иметь над ним некоторую  долю власти, если она знает, где  можно достать информацию, нужную для принятия решения начальником.

Руководитель должен сознавать, что поскольку подчиненные часто  тоже обладают властью, использование  в одностороннем порядке своей  власти в полном объеме может вызвать  у подчиненных реакцию неповиновения. Эффективный руководитель должен заботиться о подчиненных, обеспечивать их необходимыми средствами для достижения целей, оказывать им поддержку. Этим он добьется повышения своей власти.

2.                Формы власти и влияние.

Власть может принимать  разнообразные формы. Выделяют пять основных форм власти.

1. Власть, основанная на принуждении. В этом случае исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, что может помешать удовлетворению какой-то насущной потребности, или может сделать какие-то неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить его насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят добиться существенных результатов деятельности и это, в свою очередь, обеспечит более полное удовлетворение его потребностей.

4. Эталонная власть (власть хоризмы, власть примера). Исполнитель хочет быть похожим на влияющего и поэтому охотно ему подчиняется.

5. Законная власть (традиционная власть). Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться ему. Подчиненный повинуется указаниям руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять людьми.

3. Убеждение и  участие

По мере повышения образования  и экономической независимости  людей все труднее становится основывать власть на принуждении, вознаграждении, традиции.

По мере того, как способности  исполнителей подошли в плотную к способностям руководителя, стала возрастать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность влиять на него.

Имеются две формы влияния, которые могут побуждать исполнителя  к активному сотрудничеству –  это убеждение и участие. Надо развивать навыки в этом направлении.

Влияние путем  убеждения. Убеждение – это эффективная передача своей точки зрения. Оно основано на власти примера, власти эксперта. При этом исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. Применяя этот путь, руководитель понимает, что он зависит от исполнителя, т.е. последний обладает властью уменьшить возможность руководителя действовать. Например, руководитель службы маркетинга хочет реорганизовать отдел сбыта. Однако, привлекая сотрудников отдела к принятию решения, убеждая их, он оказывает сильное воздействие на потребность исполнителей в уважении. Этим руководитель признает компетентность исполнителя. Исполнитель знает, что если он сделает так, как хочет руководитель, то этим самым он удовлетворит и собственные потребности (потребность в признании, уважении).

Влияющий при этом пользуется логикой или эмоциями. Страховой агент, например, совмещает логические аргументы в пользу приобретения недвижимости с эмоциональным воздействием на потребность клиента в защищенности. Это убеждает клиента в необходимости приобретения. Цель страхового агента достигается.

Способность влиять путем  убеждения зависит от ряда факторов. Руководитель должен заслуживать доверие. Его аргументация должна учитывать  интеллектуальный уровень слушателя. Она не должна быть слишком сложной, но и не должна быть упрощенной. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе  ценностей его слушателя. Черты  характера и поведения руководителя должны нравиться подчиненным, тогда  дело быстрее выиграет.

Самая слабая сторона убеждения  – медленное воздействие и  неопределенность. На убеждение требуется  много времени, усилий, терпения. Проще  отдать приказ, подкрепленный властью, основанной на принуждении, традиции. Выход в том, что надо пользоваться всеми возможными инструментами, путем  вознаграждения, традиций, что усиливает  доверие к руководству.

Если исполнитель знает, что руководитель может принудить  его, сила убеждения становится сильнее, исполнитель старается избежать принуждения.

Исследователями данного  вопроса разработаны следующие  рекомендации повышения эффективности  убеждения:

1. Постарайтесь точно  определить потребность слушателя  и аппелируйте к этим потребностям.

2. Начинайте разговор  с мысли, которая обязательно  придется по душе слушателю.

3. Постарайтесь создать  свой образ, вызывающий большее  доверие и ощущение надежности.  

4. Просите намного больше, чем на самом деле нужно  или хочется. Затем идите на  уступки. Если запросите слишком  много, то можете все испортить. 

5. Говорите, сообразуясь  с интересами слушателей, а не  своими собственными. Частое повторение  слова «Вы» поможет слушателю  понять, какое отношение к его  потребностям имеет то, что вы, влияющий, хотите, чтобы он сделал.

6. Если высказывается  несколько точек зрения, постарайтесь  говорить последним, аргументы,  прослушанные последними имеют наибольший шанс повлиять на аудиторию.

Влияние через  участие трудящихся в управлении.

Участие в принятии управленческих решений исполнителей совершенно явно аппелирует к потребностям более высокого уровня – власти, компетентности, успеха или самовыражении. Этот подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами и при условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал. Этот путь повышает власть руководителя больше, чем убеждение. Он означает, что руководитель признает власть и компетентность исполнителя.

Лекция  № 22  «Теории лидерства»

1.     Теории лидерства

2.     Лидер как социальный архитектор

3.     Понятие и разновидности стиля руководства

1.     Теории лидерства.

Мы рассматривали, как  эффективно управлять. Отметили, что  эффективность управления повышается, если руководитель становится лидером. Как же осуществляется эффективное  лидерство? Ученные в области  управления еще 30-50 гг выделили три теории лидерства в зависимости от факторов, влияющих на эффективность лидерства: личностная теория лидерства (или теория великих людей), поведенческий подход, ситуационный подход.

С точки зрения теории лидерства, известной под названием теории великих людей считается, что лучшие из руководителей обладают определенным набором, общих для всех, личных качеств. Таких как: уровень интеллекта, знания, эффективная внешность, здравый смысл. Предполагалось, что если их воспитывать в себе, то можно стать эффективным руководителем. Однако последующие многочисленные исследования показали, что в разных ситуациях эффективные руководители, обнаруживали разные личные качества. Исследователь Стогдилл, сделавший еще в 1948 году комплексный обзор исследований в области лидерства, сделал вывод, что «человек не становится руководителем только потому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

Поведенческий подход создал классификацию стилей руководства или стилей их поведения. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность управления определяется не личными качествами руководителя, а его манерами, стилем поведения по отношению к подчиненным.

Различают следующие стили:

- автократичный стиль

- демократичный стиль

- либеральный стиль

- стиль ориентированный на работу

- стиль ориентированный на человека.

2. Лидер как  социальный архитектор.

Влияние руководителя в организации  повышается, если он одновременно является и лидером. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы людей, направляя усилия их на достижение целей организации. Лидерами становятся не по воле организации, их действия на ограничиваются полномочиями, структурами. Лидерами становятся руководители, в силу своих способностей, личных качеств.

Таким образом, эффективность  управления повышается, если руководитель предприятия является одновременно лидером. Такой человек имеет  более сильное влияние на своих  подчиненных. Поэтому, представляет интерес, что такое лидерство, как лидер  влияет на людей?

Одни ученые в области  управления (Питер Друкер) считают, что «лидерство – это способность поднять человеческое дение*ви на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность человека, выводя его за обычные, ограничивающие его рамки».

Другие отмечают, что лидерство  – это способность оказывать  влияние на отдельные личности и  группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

В различных подразделениях организации  руководитель зависит  от своего непосредственного начальника, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей руководитель не может  эффективно осуществлять свои функции.

Кроме того, руководители организации  зависят напрямую от людей и организаций, находящихся вне их собственной  организации: поставщиков, заказчиков, конкурентов. Если руководитель не в  состоянии эффективно взаимодействовать  с ними, то он не в состоянии будет  добиваться поставленных целей.

Обладание властью не всегда означает возможность навязывания  своей воли людям независимо от их чувств, желаний. Не существует реальной абсолютной власти. В настоящее время  признано, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности  руководителя.

3.Понятие и  разновидности стиля руководства. 

Стиль руководства  – это привычная манера руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

Рассмотрим  стили руководства подробнее.

Автократичный лидер авторитарен. Он обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям и использует это. Он аппелирует к потребностям более низкого уровня.

Предпосылками автократичного управления, по мнению исследователя Дугласа Мак Грегора, которые он назвал «теорией Х», является следующее:

- люди изначально не  любят трудиться и при любой  возможности избегают работы;

- у людей нет честолюбия и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

- больше всего люди  хотят защищенности;

- чтобы заставить людей  трудиться, необходимо использовать  принуждение, контроль или угрозу  наказания.

Автократ как можно  больше централизует полномочия, не дает свободы в принятии решений, жестко контролирует работу подчиненных, использует психологическое давление, угрозы.

Автократ, использующий вознаграждение взамен принуждения, называется благосклонным автократом. Он проявляет активную заботу о настроениях и благополучии подчиненных. Может поощрять участие в планировании заданий. Но во всех случаях сохраняет за собой фактическую власть принимать решения, регламентирует поведение сотрудников.

Демократичный руководитель придерживается следующего мнения о работниках:

- труд –  это естественный процесс, если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

- если людей приобщить  к организационным целям, то  они будут использовать самоуправление  и самоконтроль;

- приобщение можно рассматривать  как вознаграждение за достижение  цели;

- способность к творческому  решению проблем встречается  часто, а интеллектуальный потенциал  среднего человека используется  частично. Эти предпосылки Дуглас  Мак Грегор назвал «теорией У».

Демократ аппелирует к потребностям более высокого уровня. Избегает навязывания своей воли. Децентрализует полномочия. Он объясняет цели организации, обеспечивает ресурсами. Организует взаимное общение и играет направляющую роль. Создает атмосферу открытости, доверия и помощи.

Либеральный стиль. Подчиненным дается полная свобода в определении цели и контроля за своей работой. 

Информация о работе Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"