Лекции по "Теории менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:05, курс лекций

Описание работы

1. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока
2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента. Пионеры менеджмента в индустриальной системе
4. Становление школы научного менеджмента
5. Становление административной теории
...
10. Закономерности управления различными системами

Файлы: 1 файл

краткий курс лекций по дисциплине.docx

— 116.42 Кб (Скачать файл)

Непременным элементом любой системы  управления является связь. Связь можно определить как важный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом связи выступает воздействие.

Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и  т. д.

Систему управления можно представить  в общем, элементарном виде, состоящем  из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта  управления), а также прямых и  обратных связей между ними.

Существуют разные представления  о системе менеджмента современной  организации. Так, О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют в системе управления три подсистемы. Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления.  Вторая подсистема - информационно-поведенческая. Третьей подсистемой является подсистема саморазвития системы управления.

В представлении профессора Р. А. Фатхутдинова система менеджмента организации включает четыре подсистемы: целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую.

Научные подходы и принципы менеджмента

Эффективность менеджмента в значительной мере определяется использованием широкого спектра научных подходов и методов  управления, обоснованностью их применения. В настоящее время применяются  только некоторые научные подходы  к менеджменту, что объясняется "узостью" его понимания.

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет  установить необходимость применения к менеджменту, по Р. А. Фатхутдинову, 13 научных подходов к менеджменту: административный, воспроизводственный, динамический, интеграционный, количественный, комплексный, маркетинговый, нормативный, поведенческий, процессный, системный, ситуационный, функциональный.

Данные подходы следует отнести  к главным принципам управления. Принципы управления можно определить как основные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами в целях обеспечения высокой эффективности управленческой деятельности.

Принципы управления отражают теоретический  идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности  и научности управления на всех его  уровнях.

Принципы  управления целесообразно использовать:

  • при построении системы управления, при этом они выступают в качестве ограничительных условий создания определенной системы (структуры) управления;
  • при оценке качества системы управления, т. е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента  необходимо соблюдать целый ряд  принципов управления, которые являются общими для всех систем управления. В их числе принципы:

  • сочетания специализации и универсализации в управлении;
  • экономичности управления;
  • эффективности управления;
  • соответствия способов и средств воздействий закономерностям, присущим объекту управления;
  • соответствия полномочий поставленным задачам, должностным обязанностям;
  • адекватности реакции управляющей подсистемы отклонениям управляемой подсистемы от заданной величины;
  • исключения;
  • оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.

Приведенные принципы управления являются традиционными, или каноническими. Кроме того, они являются общими, т. е. характерными для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы  управления должна формироваться и  функционировать на основе еще и  специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность  личных интересов общим и др.

Методы управления

Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно  относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества.

Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е. охватывать все рычаги без исключения, и системным - охватывать весь объект управления по всей его иерархии.

Существуют различные способы  и формы использования таких  экономических рычагов и инструментов.

Административные методы управления включают:

  • систему законодательных актов страны и региона;
  • систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
  • систему оперативного управления (систему власти).

Административные методы ориентированы  на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство  долга, стремление человека трудиться  в определенной организации и  т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим  на определенном уровне управления, а  также актам и распоряжениям  вышестоящих органов управления.

Социально-психологические  методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Управление  социально-психологическими  процессами включает:

  • разработку норм и нормативов социально-психологических процессов;
  • анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
  • разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;
  • организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;

• регулирование социально-психологических процессов.

Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благоприятного морально-психологического климата (МПК).

Для обеспечения  благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются  специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует  использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую  аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.

При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется  составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определять отношения членов группы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.

Важный блок методов управления трудовым коллективом социального  характера составляет так называемый социальный пакет.

Социальный пакет - это дополнительные прямые и непрямые (косвенные) выгоды, преимущественно материального  характера, которые работодатель предоставляет  своему сотруднику.

 

10. Закономерности управления различными  системами

Управление  любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем  – субъекта управления (управляющей  подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

Об управленческом взаимодействии можно говорить как  о реально существующем только в  случае, если объект управления выполняет  команды субъекта.

Когда реализуется  управленческое взаимодействие, можно  говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что  один из них заинтересован в определенного  вида функционировании второго и  генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение  этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет  себя соответственно управленческим командам первого.


Информация о работе Лекции по "Теории менеджмента"