Лекции по "Теории менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:05, курс лекций

Описание работы

1. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока
2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента. Пионеры менеджмента в индустриальной системе
4. Становление школы научного менеджмента
5. Становление административной теории
...
10. Закономерности управления различными системами

Файлы: 1 файл

краткий курс лекций по дисциплине.docx

— 116.42 Кб (Скачать файл)

Результаты хоторнских исследований вызывали много критики. Одним из следствий, наиболее часто обсуждаемым в специальной литературе, является так называемый хоторнский эффект. Суть его в том, что положительные результаты эксперимента (повышение производительности) вызываются не специально создаваемыми изменениями (улучшение условий труда или его организации), действие которых, собственно, и является предметом исследования в самой экспериментальной ситуации, а вмешательством ученых.

Однозначной оценки хоторнских экспериментов в зарубежной литературе нет и по сей день, хотя их принципиальное значение как поворотного пункта в истории менеджмента и индустриальной социологии признается всеми. При этом отмечается незаурядный исследовательский талант Мэйо. По широте и обоснованности научной программы, методическому совершенству экспериментальной части, достоверности эмпирической информации и профессиональному мастерству хоторнские исследования на предприятии являются вершиной западной индустриальной социологии, особенно когда речь идет о первой половине XX века.

Развитие социального аспекта  явилось главным достоинством исследований Хоторна. Технический аспект, включающий достижение высокой производительности и экономической прибыли должен рассматриваться в любой организации  с учетом человеческого фактора. Исследователи пришли к выводу, что  поскольку человек мотивируется не фактами и логикой, чувства  и сентименты по отношению к предметам социальных ценностей становятся важными факторами в управлении персоналом.

Существование формальной организации  с ее правилами, порядками и планами  в паре с неформальной организацией с ее сентиментами и человеческими взаимоотношениями создает проблемы для менеджмента. Неформальная организация не должна рассматриваться как плохая, а как необходимая, самостоятельный объект формальной организации. Признание организации как социальной системы дает возможность менеджменту разрешать конфликт между логикой эффективности и логикой сентиментов неформальной организации. Менеджмент должен стремится к нахождению равновесия между технической организацией и человеческой заботой об экономических целях поддержанием баланса в социальной организации так, чтобы индивидуумы вносили вклад в достижение общей цели удовлетворяли личные потребности, которые заставляют их кооперироваться.

Таким образом, основным выводом хоторнских исследований явилось осознание новых менеджерских качеств. Они были исключительно важными для управления человеческими ситуациями: в первую очередь - это умение понимать поведение работников, и во-вторых - это умение советоваться, мотивировать, руководить и строить коммуникации с людьми. Технических навыков оказывается недостаточно для руководства людьми.

Элтон Мэйо исследовал также социальные и политические проблемы индустриальной цивилизации. Он превосходно описал новую производственную эру, основными характеристиками которой являлись войны, конфликты и социальные перевороты. В своих книгах «Социальные проблемы» и «Политические проблемы индустриальной цивилизации» Мэйо пришел к выводу, что заострение внимания только на техническом процессе привело бы к гибели всей цивилизации. Он доказал, что корни этой проблемы лежат в несостоятельности экономической и политической теории и обвинил Дэвида Рикардо (создателя гипотезы толпы) в неправильной трактовке понятия общество. По мнению Д. Рикардо:

1. Естественное общество состоит  из множества индивидуумов.

2. Каждый индивидуум действует  согласно своим собственным интересам.

3. Каждый индивидуум стремится  к достижению только им поставленной  цели.

Мир должен был отказаться от идеи централизации власти. Совместно  с Честером Барнардом Мэйо пришел к выводу, что власть должна основываться не на технических навыках, а в первую очередь на гуманности и нравственности.

 

9. Общая  теория управления

Управление  и менеджмент

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это:

  • практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли;
  • теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления;
  • в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.

Термин "управление" традиционно  используется во всех социально-экономических, технических, биологических и других системах.

В то же время, употребляя, термин "менеджмент", мы должны следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается  вполне определенный круг явлений и  процессов. Имеет место новая  философия, действуют иные системы  ценностей и приоритетов. Речь идет лишь об одной из форм управления, а  именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной  компании. При этом адекватной экономической  основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемого на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Если подходить еще более  строго, то понятия "менеджмент" и "управление" следует различать  и по объектам воздействия. Так, если в менеджменте объектами воздействия  являются люди, то в управлении объекты  воздействия - это и производственные, товарно-материальные и иные ресурсы, а также производственные, торгово-технологические  и иные процессы.

По этой причине следовало бы в отношении финансового, налогового, инвестиционного, инновационного, операционного, производственного, информационного  и других видов менеджмента употреблять  термин "управление".

Вместе с тем понятие "менеджмент" уже весьма прочно вошло в наш  обиход, поэтому возможно его использовать применительно ко всем предпринимательским, корпоративным структурам, функционирующим  в условиях рыночной экономики.

Следует также заметить, что если термин "менеджмент" употребляется  применительно к предпринимательским  структурам, то для других целей  за рубежом используются иные термины, например: government administration - государственное управление и public administration - общественное управление. В наших условиях для этого следует употреблять термины "организация", "управление" и "администрирование".

Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов  и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые  намеченные цели оцениваются на рынке.

Если рассматривать способы  менеджмента с позиций макроэкономики управления организациями, то можно  заметить, что передовые методы управления наиболее активно внедряются в рамках действующего и изменяющегося хозяйственного механизма. Но если ориентироваться  на решение задач менеджмента, необходимо учитывать существенные отличия  российских организаций от зарубежных фирм. Пока в наших организациях управленческий аппарат решает в  основном внутренние задачи, т. е. задачи технико-экономического и оперативно-календарного планирования, материально-технического снабжения и т. п. Анализ хозяйственной  деятельности и функционально-стоимостный  анализ проводятся с целью снижения издержек производства, его себестоимости, однако при этом еще в недостаточной  степени учитываются требования потребителей.

Таким образом, менеджмент как бы пронизывает  всю организацию, затрагивая практически  все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно  достаточно четко определить границы  деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды. Например, производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

Финансовый менеджмент - это комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

Инновационный менеджмент — это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Торговый менеджмент представляет собой процесс управления всеми остальными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время  разрабатываются другие виды: менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный, международный и  др.

Сущность, виды и система  управления (менеджмента)

В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

- субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;

- объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации.

Отечественные авторы управление нередко  определяют как воздействие субъекта на объект, т. е. его сводят в значительной мере к деятельности субъекта управления. При этом управление рассматривается  как одностороннее действие, направленное на объект, что приводит к неверным выводам о сущности управления. В  результате подмены диалектической взаимосвязи, единства субъекта и объекта  их субординационным расположением  за пределами рассмотрения остается, в частности, движущее начало управления - противоречие между субъектом и  объектом. Поэтому как бы полно  ни учитывались возможность и  готовность объекта управления выполнять  управленческие команды, если они рассматриваются только как основа для поиска наиболее эффективных управленческих воздействий, оценка возможностей управления будет не адекватной фактическим возможностям осуществления управления. Следовательно, нельзя рассматривать управление исключительно с позиций субъекта управления.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми  субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное  управление.

Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых  каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и  т. п.), во-вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т. е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

Такая система обладает соответствующей  структурой, т. е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые  целостные свойства, называемые эмерджентными1.

Система управления современной организацией (предприятием) должна отвечать следующим основным требованиям:

  • обладать высокой гибкостью;
  • быть адекватной сложной технологии производства, требующей соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;
  • оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;
  • учитывать конкуренцию на соответствующем рынке товаров (услуг);
  • учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;
  • обеспечивать высокую эффективность управления предприятием;
  • способствовать развитию организации;
  • обеспечивать внедрение достижений науки и передовой практики;
  • обладать способностью саморегулирования, чтобы любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) быстро фиксировались (в идеале - автоматически) и сразу же вырабатывались и предпринимались контрмеры, возвращающие систему управления в прежнее нормальное состояние.

Информация о работе Лекции по "Теории менеджмента"