Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:05, курс лекций
1. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока
2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента. Пионеры менеджмента в индустриальной системе
4. Становление школы научного менеджмента
5. Становление административной теории
...
10. Закономерности управления различными системами
Оуэн чувствовал, что критическая
ошибка всех существующий религий - проповедование
доктрины человеческой ответственности.
Он придерживался мнения, что человек
- это создание своей среды, относительно
неспособное уйти от нее без морального
перевооружения посредством образования.
Вопреки взглядам церкви, которая
считала, хороший характер можно
воспитать обещанием награды
или наказания, Оуэн, особенно поздний,
был уверен, что характер развивается
только тогда, когда имеется соответствующая
материальная и моральная окружающая
среда. Как реформатор Оуэн разработал
законы о пособии бедным и предложил
решение проблем безработицы. Он
предложил создать деревни
Чарльз Бэббидж стал существенной фигурой в менеджменте намного раньше Фредерика Тейлора. Будучи в основном технически ориентированным менеджером, как и все его современники, Бэббиджем создал и применил ряд технологических новинок, помогавшим человеческим усилиям. Он продемонстрировал первый в мире автоматический калькулятор, свою дифференцирующую машину в 1822г. Девяносто одним годом позже ее основные принципы были использованы в счетных машинах Бурронгса. В концепции компьютера, Бэббиджа имелись все основные элементы современных моделей. У него был запас или устройство памяти, арифметическая единица, внешний хранитель памяти и условные преобразователи.
Бэббидж, подобно Адаму Смиту, был очарован принципом разделения труда и чувствовал, что все развитые цивилизации достигли своего положения через этот процесс. Для Бэббиджа разделение труда увеличило эффективность вследствие следующих обстоятельств:
1. Времени, требуемого для
2. Потери материалов в процессе обучения.
3. Экономии времени вследствие отсутствия перехода от одной операции к другой.
4. Замены инструментов.
5. Навыков, приобретаемых частым повторением одних и тех же процессов.
6. Разделение труда предполагает
приспособление инструментов и
машин к выполняемым процессам.
Бэббидж также заметил, что разделение труда может применяться не только к ручным процессам, но и умственным. Он создал также метод наблюдения производства, который был очень близок к научному, системному подходу в исследовании операций.
Он предложил схему
Таким образом, Чарльз Бэббидж внес
существенный вклад в науку, продвинулся
дальше своих современников в
понимании проблем
Эндрю Ур, глубоко заинтересованный в индустриальном образовании, подготовил к публикации ряд работ о принципах и процессах производства. Основной принцип фабричной системы в его понимании состоял в замене ручного труда механическим и повышении мастерства и умений работников. Согласно Уру рабочие должны признать выгоды механизации и не сопротивляться ее внедрению. В каждой организации существовали три принципа действия или три органические системы: механическая, моральная и коммерческая. Так как введение этих систем само по себе не решало проблем, Ур предлагал объединить их в гармонию самоуправляемого агентства.
Ур был защитником фабричной системы, видя в ней больше выгод, чем проблем для общества. Его рекомендации по менеджменту были технически ориентированными. Он призвал рабочих не сопротивляться, а принимать механизацию.
Шарль Дюпин создал свои собственные учебные планы, в соответствии с которыми в течение 12 лет обучал геометрии, механике, прикладным искусствам индустриальный класс, по наиболее важным вопросам о благосостоянии, образовании, этике рабочих, о прогрессе национальной промышленности, развитии всех средств процветания, о всем том, что может работать на благо нашей страны.
Он писал о необходимости ясных и кратких инструкций рабочим, необходимости создания желательного уровня работы с наименьшим расходом энергии рабочего, а также о необходимости изучения каждой отрасли промышленности в целях нахождения и использования лучшей индустриальной практики.
Дэниэл МакКэлем выполнял обязанности генерала-интенданта Эрийской линии в 1854г. и развивал систему управления ею. Он выразил свои принципы менеджмента так:
1. Надлежащее разделение
2. Наделение достаточной властью,
3. Возможность узнавания честно
ли выполняются эти
4. Большая точность и
5. Эта информация, должна приходить
через систему ежедневных
6. Принятие системы как целого, которая не только позволяет генерал-интенданту обнаруживать ошибки тот час же, но и определить виновного.
МакКэлему пришлось создать высокую степень организационной специализации, чтобы реализовать эти принципы.
МакКэлем также создал информационный менеджмент. С этой целью он использовал телеграф.
Генри Варнум Пор (1812-1905) пытался найти более общие принципы управления железными дорогами, включая управление финансами. Пор искал более общие принципы преодоления опасности понимания человека как машины, от которой можно получать требуемое поведение выплатой заработной платы. Согласно Пору, лучшим решением могло быть управление, основанное на сотрудничестве.
4. Становление школы научного менеджмента
Ф.Тейлор положил начало эпохе, которая может быть охарактеризована как поиск способностей и систематизация знаний о менеджменте. Он получил признание как отец научного менеджмента.
Фредерик Винслоу Тейлор создал основы управления персоналом, т. е. соответствия человеческих возможностей выполняемым работам.
Задачей менеджмента было нахождение работы, для которой данный рабочий подходил лучше всего, содействие ему в становлении первоклассным рабочим и обеспечение его стимулами для наивысшей производительности.
Тейлор создал также систему
управления заданиями. Он определял
менеджмент как точное знание того,
что хочешь от человека и наблюдение
за тем, как он делает это наилучшим
и наиболее дешевым способом. Менеджмент,
по его представлению, должен создать
такую систему работы, которая
обеспечивала бы высокую производительность,
а стимулирование работника вело
бы к еще большей
Понимая, что его система работы зависит от тщательного планирования, он основал концепцию управлениями заданиями, которая впоследствии стала называться научным менеджментом. Для того, чтобы справиться с возрастающей сложностью управления Тейлор создал уникальную форму руководства, названную им функциональный руководитель.
Тейлор не видел противоречий в
своей системе с принципом
единства команды, характерного для
военной системы. Он считал, соблюдалось
правило единоначалия, так как
каждый из них руководил отдельной
сферой деятельности. Со своей идеей
и главной целью менеджмента
в создании гармонии и общности интересов
рабочих и нанимателей Тейлор
полагал, что дух кооперации будет
предотвращать возможные
Наибольшее недовольство менеджеров вызывало внедрение учета стоимости всех расходов - по отдельным операциям, приказам и т.п. По сути дела это была количественная оценка труда каждого менеджера. Стоимостный подход стал ежедневной практикой при планировании и контроле. Система была настолько эффективной, что менеджмент пытался избавиться от нее.
Тейлор был центром движения научного менеджмента, но люди, окружавшие и знавшие его, также содействовали становлению и распространению научного менеджмента.
Из всех последователей в авангарде научного движения управления Карл Барт (1860-1939гг). Он противился любым изменениям в предписаниях Тейлора. Его вклад в управленческую мысль был ограничен его преданным выполнением предписаний Тейлора.
Генри Гантт стал главным учеником Тейлора. Он изобрел работу над заданиями с премиями. По сути дела, в данном случае мы имеем первую известную нам попытку заинтересовать финансово мастера в обучении рабочих правильным методам работы. Как бывший преподаватель, Гантт ориентировался на передачу данных посредством графических средств. Одним из его ранних объектов графического отображения была установка привычек промышленности через горизонтальные полоски, показывающие прогресс рабочих в достижении уровня нормы.
Большой вклад в развитие и популяризацию научного менеджмента внесла супружеская чета Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Л. Гилберт стал разрабатывать все более сложные методы измерения времени работы. Он составил список 17 основных движений, которые позволили проводить более точный анализ элементарных движений рабочих. Он впервые начал использовать кинокамеру в проведении промышленных исследований. Он также разрабатывал циклеграфическую методику присоединения маленькой электрической лампочки к руке, пальцу, или кисти рабочего для фиксирования на пленке движений.
Большое исследование причин усталости рабочих, проведенное Ф. Гилбретом вместе с супругой Лилиан, показало, что причиной усталости была не монотонность, а недостаток интереса менеджмента к рабочему. Она определяла психологию управления как воздействие организующего работу ума на организуемую работу, и влияние неорганизуемой и организуемой деятельности на мышление рабочего. Она считала, что успешное управление базируется на человеке, а не на работе и научный менеджмент представляет собой средства, позволяющие максимально использовать возможности и усилия человека.
Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) верил в протестантские идеи экономичного использования ресурсов. Согласно Эмерсону, одной из самых больших проблем были недостатки организации. Решению этих проблем должны были содействовать определенные им двенадцать принципов эффективности, ставшие новым ориентиром в истории развития управления.
Принципами управления, сформулированными Эмерсоном, являются следующие:
1. Точно поставленные идеалы или цели.
2. Здравый смысл
3. Компетентная консультация.
4. Дисциплина
5. Справедливое отношение к
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет
7. Диспетчирование
8. Нормы и расписания
9. Нормализация условий
10. Нормирование операций
11. Письменные стандартные
12. Вознаграждение за
Эмермон отвергал идею Тейлора о функциональном мастере. Он соглашался с Тейлором в вопросе о необходимости специализированных знаний о персонале, но расходился во мнении о том, как это сделать.
В то время как рассмотренные авторы изучали эффективность в индустриальных предприятиях, Моррис Кук (1872-1960гг.) расширял учение об эффективности для образовательных и муниципальных организациям.
5. Становление административной теории
Если школа научного менеджмента была создана в Новом Свете, то административная теория в Европе.
Анри Файоль (1841-1925гг.) начал формулировать идеи административной теории уже в 1900г.,
Файоль делал акцент на важности управления любыми свершениями, будь они большими или маленькими, промышленными, коммерческими, политическими, религиозными, или любыми другими. Он начал с определения, распознания шести групп действий, присутствующих во всех промышленных предприятиях: (1) техническая - производственная, производительная; (2) коммерческая - или закупка, продажа и обмен; (3) финансовая - поиск и оптимальное использование капитала;(4) безопасность - защита собственности и людей; (5) бухгалтерский учет - инвентаризация, балансовая отчетность, затраты и статистика и (6) управленческая - планирование, организация, распорядительство, координация, и контроль. Из шести видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо.
Файоль обобщил свой опыт в теорию, указав, что
(1) менеджмент является отдельным
умением, применимым во всех
видах предприятий и
(2) и этоумение становилось все более важным и определяющим по мере восхождения по иерархической лестнице;
(3) управленческим знаниям и умению можно обучить.
Понимание Файолем принципов было не столь жестким, как это имеет место в естественных науках и означает правило или закон. Принципы Файоля были получены из тех, которые он использовал наиболее часто в собственном опыте. Они не были непреложными и неизменными, но служили как "маяки", чтобы указать путь теории. Известными четырнадцатью принципами Файоля были следующие: