Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:24, курс лекций
Тема 1:Управление и менеджмент: основные понятия и определения.
Понятие “управление”
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу. (Питер Друкер)
общая работа компании, её успехи, а также работа с людьми
Управление - это перевод системы в новое состояние путём воздействия на её переменные.
Факторы возникновения управления: (как науки)
- рост и развитие крупных корпораций;
- разделение между владением и управлением; (появление акции позволило отчуждать)
- развитие новых теорий.
Второй этап сценарий является инструментом упорядочения представления фирмы о будущем, систематизации черт этого будущего в едином документе
Варианты представления о будущем:
опорное – на основе экстраполяции факторного анализа
целевое – описание того, чего фирма хочет достичь в будущем (бывает оптимистическое, пессимистическое, реалистическое (нейтральное))
Инструментом декомпозиции является дерево целей – графическая схема, отражающая систему целей предприятия. Включает уровни:
0 – миссия
1 – главные направления, реализация целей
2 – основные задачи
3 – направление решения задач
4 – задания
5 – виды деятельности, обеспечивающие выполнение заданий
6 – элементарные действия
При этом формулировки целей могут быть:
(включает числовые показатели)
Примеры НЕПРАВИЛЬНЫХ формулировок целей:
Примеры миссий компаний:
Создавать продукты, которые ускоряют развитие знаний, и повышать эффективность.
Лидировать в создании и разработке, превращать технологии в ценности.
Быть лучшей в мире в этой сфере.
Построить устойчивый мир, раскрыть потенциал.
Выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов, конкурентоспособность, работать обозначенными категориями клиентов.
Метод управления по целям:
- управляющие должны знать свои цели; (за каждую цель отвечает один сотрудник)
- деятельность управляющих любого уровня должна оцениваться по их достижениям;
- управляющие и подчинённые должны иметь право голоса при определении своих собственных целей; (эффективность контроля в сфере работы персонала, без навязывания – идёт намного лучше, мнение хорошее)
- цели каждого подчинённого должны способствовать достижению целей его руководителя. (снижает мотивацию, меньше контроля, договориться работник и сотрудник должны )
Виды целей:
- по содержанию: организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические
- по измеримости: количественные, качественные
- по повторяемости: постоянные, разовые
- по периоду установления: стратегические, тактические, оперативные
- по иерархии: цели организации, цели структурных подразделений
- по сфере действия: маркетинговые, производственные, инновационные, кадровые, административные, финансовые
- по степени конкретизации: неоперациональные, операциональные
- по отношению к внешней среде: внутренние и внешние
- по приоритетности: приоритетные, подчинённые
- по характеру: коммерческие, некоммерческие
- по степени достижимости: завышенные, реальные
Тема 5: Функции управления.
Управленческий цикл – это определённая последовательность выполнения и повторяемость одних и тех же видов работ по управлению каким-либо объектом.
Цикл управления:
Контроль
Таким образом, функции управления это виды деятельности, обособившиеся в результате разделения и специализации управленческого труда. Выделяют общие и специальные управления.
Общие функции управления – виды деятельности, которые не зависят от особенностей объекта управления; реализуются на всех без исключения объектах управления; являются элементами управленческого цикла:
- планирование;
- организация и координация;
- контроль и регулирование;
- мотивация.
Планирование – это вид управленческой деятельности, направленной на постановку цели развития объекта и разработку программы её достижения.
Организация - функция управления, задачей которой является обеспечение достижения целей.
Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованное взаимодействие всех управленческих действий и функций, бесперебойность и непрерывность процесса управления.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации. (помогает предотвратить кризисы)
Регулирование (удержание системы на данной траектории) – вид деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определённой траектории и которая направлена на предотвращение или исправление сбоев в процессе развития организации по отношению к цели.
Мотивация (побудить людей работать максимально эффективно) – это деятельность, целью которой является побуждение отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Специальные (конкретные) функции управления - они не являются элементами управленческого цикла; зависят от особенностей объекта управления; не рассматриваются как одинаково важные для всех объектов управления:
- организация новых туристических маршрутов;
- организация обслуживания клиентов;
- маркетинг;
- управление персоналом;
- управление организацией труда и заработной платой;
- материально-техническое снабжение;
- организация финансовой деятельности
Соотношение общих и специальных функций управлений: каждая специальная функция содержит в своём составе виды работ соответствующие общим функциям
Маркетинг Мотивация
На практике соотношение общих и специальных функций управления, закрепляются в структуре управления: для реализации наиболее важных функций создаются отдельные подразделения и наоборот, реализация близких по значению и смыслу функций может быть поручена одному подразделению.