Лекции по "Теории менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:24, курс лекций

Описание работы

Тема 1:Управление и менеджмент: основные понятия и определения.
Понятие “управление”
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу. (Питер Друкер)
общая работа компании, её успехи, а также работа с людьми
Управление - это перевод системы в новое состояние путём воздействия на её переменные.
Факторы возникновения управления: (как науки)
- рост и развитие крупных корпораций;
- разделение между владением и управлением; (появление акции позволило отчуждать)
- развитие новых теорий.

Файлы: 7 файлов

Тема 1-5.docx

— 317.80 Кб (Скачать файл)

- специфические,  которые относятся  к управлению только  организационными  системами. (созданы людьми)

Общие (кибернетические  принципы):

- Принцип  системности: функции  управления выполняются  с учётом функционирования  системы в целом. (развиваться специальности в универе должны равномерно)

- Принцип  обратной связи:  поучение информации  о результатах  воздействия управляющей  системы на управляемую

- Принцип  адаптивности: система  способна предпринимать  адекватные действия  на многообразные   воздействия внешних  и внутренние факторов. (на автомобиль устанавливают дополнительные примочки)

- Принцип  необходимого разнообразия (закон  Эшби): разнообразие  субъекта управления  должно быть не  меньше разнообразия  объекта управления. Разнообразие –  это число возможных  состояний системы,  которое она может  принимать под  воздействием внешних  и внутренних факторов. Разнообразие субъекта  управления должно  увеличиваться быстрее,  чем разнообразие  объекта, хотя  на практике обычно  происходит наоборот.

Вывод: сложными системами  нельзя управлять  с помощью простых  органов управления. (число возможных состояний системы, один не пришёл, два не пришли, изменение одной переменной – изменение состояний системы.) Цель органа управления определить все возможные состояния системы, выявить наиболее предпочтительные с точки зрения цели и привести систему к этим состояниям.

Разомкнутая система – расписание, замкнутая - , комбинированная – открытие в вузе новых специальностей

 

- принцип необходимого разнообразия: разнообразие субъекта управления должно быть не меньше разнообразия объекта управления.

- принцип внешнего дополнения: действие сложных процессов нельзя смоделировать без внешних дополнений, не входящих в саму модель, но влияющих на результаты деятельности системы. (Стаффорд Бир). Любая модель должна корректироваться, должен быть план производства продукции. (Программа утилизации авто, неожиданность – покупка в основном классических ВАЗов, на них огромные очереди.)

- принцип  пропорциональности: существует рациональная  соотносительность  органов управления  по объёму выполняемых  функций и решаемых  задач. (Когда объем задач становится меньше структура уменьшается.)

- принцип  устойчивости: система  управления сохраняет  свою качественную  определённость, несмотря  на внешние и  внутренние возмущения.

- принцип развития: система управления стремится достичь наибольшего суммарного потенциала своей деятельности на каждом этапе жизненного цикла объекта управления.

Специфические принципы управления:

- оптимального  сочетания централизации  и децентрализации  в управлении: распределение  полномочий по  принятию решений  на каждом уровне  управленческой иерархии. (Централизованный подход, когда нужно действовать быстро, работа по команде, децентрализованный – формирование инициативы.)

- принцип  рационального сочетания  единоначалия и  коллегиальность (выработка команд, принятие управленческого решения, коллегиальные решения устанавливаются дольше, но могут быть лучше.)

- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

- принцип демократизации управления. (В решении принимают участие большое количество людей).

Тема 4: Целенаправленность управления.

Миссия  организации:

В широком  смысле: констатация  философии, т.е. тех  ценностей и принципов, в соответствии с  которыми фирма намеревается осуществлять свою деятельность.

В узком  смысле: сформулированное утверждение причины  и смысла существования  организации в  котором проявляется  отличия данной организации  от ею подобных.

Отражение интересов:

  • Собственников организации, заинтересованных, чтобы организация давала результат
  • Сотрудников
  • Покупателей продукции
  • Деловых партнеров
  • Местное сообщество
  • Общества в целом в первую очередь в лице государственного института

Факторы, влияющие на выработку  миссии:

  • История организации
  • Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала
  • Состояние внешней среды
  • Ресурсы организации как ограничитель
  • Отличительные особенности, которыми обладает организация

Цели  становятся инструментом управления, когда  они:

  1. Определены и сформулированы
  2. Известны персоналу
  3. Приняты работниками управления

Области формирования целей:

  • Положение на рынке или цели маркетинга (прирост доли рынка при продаже продукции)
  • Инновация (характеристики и сроки реализации различных инновационных проектов)
  • Человеческая организация (повышение квалификации)
  • Финансовые ресурсы (цели могут быть выражены структурой капитала или выплатой дивидендов)
  • Материальные ресурсы (поддержание оптимального уровня запасов, поиски новых материалов, выбор поставщиков)
  • Производительность труда (увеличение продукции на одного работающего в смену)
  • Социальная ответственность (принять на работу в течение года 50 длительно безработных, предоставить 1% рабочих мест для инвалидов)
  • Прибыль (увеличение рентабельности продукции)

 

Данный  перечень предназначен для коммерческих предприятий и  не является исчерпывающим, некоммерческие организации  должны определять свои цели, при этом их миссией является качественное выполнение своих функций  в рамках выделенного  бюджета.

 

 

 

 

 

Свойства  целей:

  • Соподчиненность (цели вышестоящего уровня определяют цели нижестоящего уровня)
  • Развертываемость (цели нижестоящего уровня раскрывают цели вышестоящего уровня)
  • Соотносительная важность (достижение целей верхнего уровня является приоритетным по отношению к достижению целей нижнего уровня)

Из  свойств целей  следуют 2 вывода:

  1. система целей предприятия формируется сверху вниз
  2. корректировка целей всегда осуществляется снизу вверх

 

Требования к целям:

  1. должны быть ориентированы во времени
  2. должны быть достижимыми
  3. должны быть множественными, особенно для крупных предприятий
  4. должны определяться в тех областях, от которых зависит выживание предприятия

 

Процесс формирования целей  включает 2 этапа:

  • Анализ исходной информации
  • Написание сценария (декомпозиция)

 

Первый  этап включает анализ по следующим направлениям:

  • Законодательных документов и программ
  • Проектных материалов
  • Прогнозных данных
  • Мирового и отечественного опыта

Тема 6. Перспективный подход в управлении.docx

— 154.43 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7. Мотивация как функция управления.docx

— 28.52 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Организация как функция менеджмента.docx

— 97.34 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Управленческие решения.docx

— 33.77 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Коммуникационный процесс.docx

— 24.33 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Система методов управления.docx

— 15.82 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Теории менеджмента"