Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

Для диагностики типологических особенностей личности менеджера можно использовать метод наблюдения за его профессиональной деятельностью - хронометраж и теппинг-тест.

 

Одним из базисных параметров индивидуальности личности менеджера с учетом его  типологических особенностей является предрасположение к рискам в профессиональной деятельности, которое можно изучить  с помощью таких психологических  характеристик, как "интроверсия - экстраверсия" и "нейротизм - эмоциональная стабильность". Экстраверсия - это направленность личности на окружающий мир и события. Типичными поведенческими проявлениями экстраверсии являются общительность, импульсивность, хорошая адаптация в макро- и микросреде. Экстраверт отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, любит рисковать. Интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир. Интроверт часто погружен в себя, спокоен, уравновешен, любит планировать будущее, не любит рисковать. Нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, проявляющееся в эмоциональной неустойчивости, депрессивности, апатии. Эмоциональная стабильность рассматривается как спокойствие, уверенность, решительность.

 

Для диагностики указанных выше характеристик психологической подструктуры личности в науке и практике используется специальный опросник.

 

Основным определением человека как  субъекта профессиональной деятельности и общения являются его способности. Под способностями понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Природа индивидуальных и родовых способностей человека - общая. Способности человека классифицируют на общие и специальные.

 

Наиболее важными для профессиональной деятельности менеджера являются его коммуникативные и организаторские способности.

 

Коммуникативные способности - высокая  общительность, коммуникабельность, умение налаживать контакты с окружающими  людьми и быстро ориентироваться  в новой обстановке, владеть высокопрофессиональным и квалифицированным языком и всеми психотехническими приемами невербального общения. Организаторские способности - умение оптимально распределять поручения, организовывать совместную деятельность, адекватно оценивать себя и окружающих, создавать "ситуацию успеха" и т.д.

 

Проявлением менеджера как субъекта являются особенности и структура  его характера, ведущую роль в  которой составляют черты, выражающие отношение человека к другим людям, к вещам, к самому себе, к труду. Основной вопрос психологии характера заключается в побуждениях, мотивах, связанных с обстоятельствами, в которых человек оказался. Особенностями мотивационной сферы в деятельности менеджера являются "мотивация достижения успеха" и "мотивация избежания неудачи".

 

"Мотивация достижения успеха" - такая стратегия поведения человека, когда он ориентирован на активность, на достижение результата, не  боится ошибок, предпринимает различные  действия, способен к риску.

 

"Мотивация избежания неудачи"  предполагает другую особенность поведения человека: пассивность, боязнь ошибок и неудач, избежание принятия ответственных решений, страх риска. Для диагностики мотивации личности может быть использован тест-опросник.

 

Кроме того, в структуре характера  важное место принадлежит и эмоционально-волевой сфере. Так, использование методики САН (самочувствие, активность, настроение) позволяет определить состояние эмоциональной сферы менеджеров, а тест Д. Роттера - исследовать "локус*1 контроля" (внешний и внутренний). Внешний локус решений полагается на внешние обстоятельства, случай, судьбу и т.д. Менеджер с внешним локусом контроля считает, что от него ничего не зависит, пассивен, не способен к оправданному риску.

_____

*1 Место (лат.)

 

Менеджер, в котором преобладает  внутренний локус контроля, в своей  профессиональной деятельности полагается на свои силы, на самого себя, на свои способности, знания и умения, предъявляя к себе жесткие требования и владея всеми  механизмами саморегуляции и рефлексивным мышлением.

 

В современной психологии рядом  авторов выделены следующие типы характеров: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный и смешанный. Основные характеристики каждого типа таковы:

 

- Гипертимный психотип - общительность,  самостоятельность, находчивость, живой  ум, хорошее настроение, плохая переносимость  жесткой дисциплины, монотонного  труда, однообразной обстановки.

 

- Циклоидный психотип - частая смена  фаз повышенной активности фазой  пониженной деятельности. В субдепрессивной  фазе отмечается вялость, упадок  сил, тогда как в фазе подъема  циклоиды похожи на гипертимов.

 

- Лабильный психотип - крайняя подвижность настроения, меняющегося часто и по незначительным поводам.

 

- Астеноневротический психотип - повышенная  утомляемость, раздражимость и склонность  к ипохондрии.

 

- Сензитивный психотип - чрезмерная  впечатлительность и чувство  собственной неполноценности.

 

- Психоастенический психотип - нерешительность,  склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность (в виде  опасений за будущее), любовь к  самоанализу, легкость возникновения  навязчивых опасений.

 

- Шизоидный психотип - замкнутость  и недостаток интуиции в общении.

 

- Эпилептоидный психотип - склонность  к периодам злобно-тоскливного  настроения с накипающим раздражением  и поиском объекта, на котором  можно сорвать зло.

 

- Истероидный психотип - эгоцентризм,  ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие.

 

- Неустойчивый психотип - повышенная  тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью.

 

- Конформный психотип - постоянная  и чрезмерная приспособляемость  к своему непосредственному окружению, жизненное правило: думать, "как все", поступать, "как все".

 

- Смешанные психотипы - различные  сочетания тех или иных черт  характера, на них падает примерно  половина психотипов.

 

К социальной подструктуре личности менеджера можно отнести направленность его личности и все виды опыта: сенсорного, ментального и социального. Избирательная направленность человека означает: на что направлена личность, с чем человек считается и каким образом оценивает, чем он готов поступиться для достижения поставленной цели, из-за чего он готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемым для него способом. Иначе говоря, способ поведения менеджера в той или иной экономической ситуации является наиболее существенным и показательным выражением характера, но характер определяет и сам способ поведения. Можно сказать, что характер есть единство отношения и способа действия.

 

В процессе своей профессиональной деятельности менеджер овладевает разными  видами опыта, формой организации которых является его интеллект. Уровень развития интеллекта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. Структура ментального опыта есть результат функционирования этой системы.

 

Психологической основой разумности человека также является его интеллект. В общем виде интеллект - это система  психических механизмов, которые  обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума субъективной картины происходящего. С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

 

Известно, что в современных  условиях интеллектуальный потенциал населения наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами общества является важнейшим основанием его прогрессивного развития. Во-первых, одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается интеллектуальное производство. А ключевой формой собственности - интеллектуальная. Во-вторых, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, выступает в качестве социального механизма, противостоящего регрессии в развитии общества. В-третьих, работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. В-четвертых, высокий уровень развития интеллекта личности способствует профессиональному успеху менеджера.

 

Социальная подструктура личности - это особенности психики, связанные с фактором ее принадлежности к определенным общностям, и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Элементами социального опыта являются: социальные роли, социальные нормы, социальные символы, ценностные ориентиры.

 

- Социальные роли - это многообразные  права и обязанности личности, вытекающие из ее социального  положения и предписанные ей  обществом в целом или конкретной  общностью.

 

- Социальные нормы представляют  собой правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении от состоящих в этих группах лиц. Социальные нормы - нормы-рамки и нормы-идеалы. Первые жестко регламентируют поведение и отношения людей, разновидностями их являются нормы-запреты, нормы-права, нормы-обязанности. Вторые - проецируют наиболее оптимальные модели поведения на будущее.

 

- Социальные символы - это средства  внедрения и закрепления официально  санкционированной и индивидуально-практической  системы ценностей, сочетающие рациональное значение с высоким эмоциональным уровнем восприятия и переживания (гимны, памятники истории, флаги, портреты, статуи и т.п.).

 

- Ценностные ориентиры - субъективное  практическое отношение личности  к социальным нормам, системе ценностей, влияющих на мотивацию личности, концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и т.п.

 

На основе социального опыта  менеджера вырабатываются умения, навыки, знания, привычки, т.е. портрет менеджера, его имидж.

 

 

6.2. Проектирование оптимальной  модели личности менеджера

 

Возникает вопрос, является ли экономическая  деятельность человека всегда логичной, рациональной и предсказуемой? Как  показывает практика, экономическая  деятельность человека достаточно разумна; иначе отсутствие рациональности, сенсорного и ментального опыта не позволили бы создать нынешний уровень экономического развития. В то же время принимаемые человеком экономические решения бывают порой иррациональны, алогичны. Причину такого поведения частично можно объяснить недостатком опыта, знаний, влиянием каких-либо негативных факторов, но многое здесь зависит и от психологических особенностей человека.

 

Иррациональность, алогичность, малая  предсказуемость менеджера определяется заложенными в человеке психологическими компонентами. В то же время степень проявления данных свойств зависит от состояния социально-экономической среды, окружающей человека. К сожалению, реально проявляемые людьми иррациональность и непредсказуемость явно превышают тот уровень случайных, неожиданных действий, которые заложены природой в форме команд в наше подсознание. Обретая сознание, человек повысил уровень своей непредсказуемости: так, поведение человека во время войн, экономических кризисов, стихийных бедствий - яркий тому пример. Поэтому очень важно на современном этапе развития общества научиться управлять и корректировать линию своего психологического, социального и экономического поведения, т.е. формировать оптимальную модель личности менеджера.

 

Накопление сенсорного опыта в то же время побуждает личность к обобщению, классификации, систематизации своих наблюдений. Известно, что человеку легче воспринимать информацию, если она систематизирована, имеет форму смысловых блоков, поэтому можно сделать вывод, что систематизация близка внутреннему настрою человека, его природе, ибо в жизненных процессах все разбито на ритмы, циклы, виды, группы и т.д. Однако поток информации увеличивается постоянно, и по сути дела у человека на уровне подсознания срабатывает "система прецедентов". Мозг классифицирует информацию, и новая информация направляется на сравнительную экспертизу в "базу данных", там она сопоставляется с имеющимися "файлами", представляющими собой определенные психотипы. После процесса анализа, синтеза и сравнения сигнал подается обратно в высшую нервную систему. И на его базе человек начинает действовать.

 

Типологические особенности личности представлены выше, а стили руководства  можно разделить на три варианта: авторитарный, демократический и  либеральный. Существует другая типизация - сосредоточенный на работе и сосредоточенный на человеке.

 

Оптимальная модель личности менеджера, которому предстоит работа в условиях глобализации экономики, может быть представлена следующими характеристиками:

 

а) биологическая подструктура личности:

 

- тип высшей нервной деятельности - сильный, уравновешенный, подвижный,  что соответствует сангвиническому  типу темперамента;

 

- задатки - оптимальный сенсорный  профиль личности менеджера (высокие  пороги чувствительности всех  анализаторских систем);

 

- оптимальный возраст менеджера  - время открытий и удач - до 25 лет,  время создания "ситуации успеха" - 25-45 лет;

 

б) психологическая подструктура личности:

 

- предрасположение к рискам  в профессиональной деятельности - это экстраверсия и эмоциональная стабильность;

 

- развитые общие и специальные  способности (организаторские и  коммуникативные);

 

- проявление субъективности менеджера:  мотивация "достижения успеха" и "мотивация избежания неудачи";

 

- совершенная эмоционально-волевая сфера личности - эйфория, активность, стенические эмоциональные реакции, сформированность высших чувств и внутреннего локуса контроля;

 

- стили руководства - демократический,  установка личности на расслабление, поведение - активное.

 

в) социальная подструктура личности:

 

- направленность личности на  профессиональную деятельность, высокоразвитые  коммуникации;

 

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления