Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
Для диагностики типологических особенностей личности менеджера можно использовать метод наблюдения за его профессиональной деятельностью - хронометраж и теппинг-тест.
Одним из базисных параметров индивидуальности
личности менеджера с учетом его
типологических особенностей является
предрасположение к рискам в профессиональной
деятельности, которое можно изучить
с помощью таких
Для диагностики указанных выше характеристик психологической подструктуры личности в науке и практике используется специальный опросник.
Основным определением человека как субъекта профессиональной деятельности и общения являются его способности. Под способностями понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Природа индивидуальных и родовых способностей человека - общая. Способности человека классифицируют на общие и специальные.
Наиболее важными для профессио
Коммуникативные способности - высокая общительность, коммуникабельность, умение налаживать контакты с окружающими людьми и быстро ориентироваться в новой обстановке, владеть высокопрофессиональным и квалифицированным языком и всеми психотехническими приемами невербального общения. Организаторские способности - умение оптимально распределять поручения, организовывать совместную деятельность, адекватно оценивать себя и окружающих, создавать "ситуацию успеха" и т.д.
Проявлением менеджера как субъекта являются особенности и структура его характера, ведущую роль в которой составляют черты, выражающие отношение человека к другим людям, к вещам, к самому себе, к труду. Основной вопрос психологии характера заключается в побуждениях, мотивах, связанных с обстоятельствами, в которых человек оказался. Особенностями мотивационной сферы в деятельности менеджера являются "мотивация достижения успеха" и "мотивация избежания неудачи".
"Мотивация достижения успеха"
- такая стратегия поведения
"Мотивация избежания неудачи" предполагает другую особенность поведения человека: пассивность, боязнь ошибок и неудач, избежание принятия ответственных решений, страх риска. Для диагностики мотивации личности может быть использован тест-опросник.
Кроме того, в структуре характера важное место принадлежит и эмоционально-волевой сфере. Так, использование методики САН (самочувствие, активность, настроение) позволяет определить состояние эмоциональной сферы менеджеров, а тест Д. Роттера - исследовать "локус*1 контроля" (внешний и внутренний). Внешний локус решений полагается на внешние обстоятельства, случай, судьбу и т.д. Менеджер с внешним локусом контроля считает, что от него ничего не зависит, пассивен, не способен к оправданному риску.
_____
*1 Место (лат.)
Менеджер, в котором преобладает внутренний локус контроля, в своей профессиональной деятельности полагается на свои силы, на самого себя, на свои способности, знания и умения, предъявляя к себе жесткие требования и владея всеми механизмами саморегуляции и рефлексивным мышлением.
В современной психологии рядом авторов выделены следующие типы характеров: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный и смешанный. Основные характеристики каждого типа таковы:
- Гипертимный психотип - общительность,
самостоятельность,
- Циклоидный психотип - частая смена
фаз повышенной активности
- Лабильный психотип - крайняя подвижность настроения, меняющегося часто и по незначительным поводам.
- Астеноневротический психотип - повышенная утомляемость, раздражимость и склонность к ипохондрии.
- Сензитивный психотип - чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности.
- Психоастенический психотип - нерешительность,
склонность к бесконечным
- Шизоидный психотип - замкнутость и недостаток интуиции в общении.
- Эпилептоидный психотип - склонность
к периодам злобно-тоскливного
настроения с накипающим
- Истероидный психотип - эгоцентризм,
ненасытная жажда внимания окру
- Неустойчивый психотип - повышенная
тяга к удовольствиям,
- Конформный психотип - постоянная
и чрезмерная
- Смешанные психотипы - различные
сочетания тех или иных черт
характера, на них падает
К социальной подструктуре личности менеджера можно отнести направленность его личности и все виды опыта: сенсорного, ментального и социального. Избирательная направленность человека означает: на что направлена личность, с чем человек считается и каким образом оценивает, чем он готов поступиться для достижения поставленной цели, из-за чего он готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемым для него способом. Иначе говоря, способ поведения менеджера в той или иной экономической ситуации является наиболее существенным и показательным выражением характера, но характер определяет и сам способ поведения. Можно сказать, что характер есть единство отношения и способа действия.
В процессе своей профессиональной деятельности менеджер овладевает разными видами опыта, формой организации которых является его интеллект. Уровень развития интеллекта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. Структура ментального опыта есть результат функционирования этой системы.
Психологической основой разумности
человека также является его интеллект.
В общем виде интеллект - это система
психических механизмов, которые
обусловливают возможность
Известно, что в современных условиях интеллектуальный потенциал населения наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами общества является важнейшим основанием его прогрессивного развития. Во-первых, одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается интеллектуальное производство. А ключевой формой собственности - интеллектуальная. Во-вторых, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, выступает в качестве социального механизма, противостоящего регрессии в развитии общества. В-третьих, работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. В-четвертых, высокий уровень развития интеллекта личности способствует профессиональному успеху менеджера.
Социальная подструктура личности - это особенности психики, связанные с фактором ее принадлежности к определенным общностям, и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Элементами социального опыта являются: социальные роли, социальные нормы, социальные символы, ценностные ориентиры.
- Социальные роли - это многообразные
права и обязанности личности,
вытекающие из ее социального
положения и предписанные ей
обществом в целом или
- Социальные нормы представляют собой правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении от состоящих в этих группах лиц. Социальные нормы - нормы-рамки и нормы-идеалы. Первые жестко регламентируют поведение и отношения людей, разновидностями их являются нормы-запреты, нормы-права, нормы-обязанности. Вторые - проецируют наиболее оптимальные модели поведения на будущее.
- Социальные символы - это средства
внедрения и закрепления
- Ценностные ориентиры - субъективное
практическое отношение
На основе социального опыта менеджера вырабатываются умения, навыки, знания, привычки, т.е. портрет менеджера, его имидж.
6.2. Проектирование оптимальной модели личности менеджера
Возникает вопрос, является ли экономическая деятельность человека всегда логичной, рациональной и предсказуемой? Как показывает практика, экономическая деятельность человека достаточно разумна; иначе отсутствие рациональности, сенсорного и ментального опыта не позволили бы создать нынешний уровень экономического развития. В то же время принимаемые человеком экономические решения бывают порой иррациональны, алогичны. Причину такого поведения частично можно объяснить недостатком опыта, знаний, влиянием каких-либо негативных факторов, но многое здесь зависит и от психологических особенностей человека.
Иррациональность, алогичность, малая
предсказуемость менеджера
Накопление сенсорного опыта в то же время побуждает личность к обобщению, классификации, систематизации своих наблюдений. Известно, что человеку легче воспринимать информацию, если она систематизирована, имеет форму смысловых блоков, поэтому можно сделать вывод, что систематизация близка внутреннему настрою человека, его природе, ибо в жизненных процессах все разбито на ритмы, циклы, виды, группы и т.д. Однако поток информации увеличивается постоянно, и по сути дела у человека на уровне подсознания срабатывает "система прецедентов". Мозг классифицирует информацию, и новая информация направляется на сравнительную экспертизу в "базу данных", там она сопоставляется с имеющимися "файлами", представляющими собой определенные психотипы. После процесса анализа, синтеза и сравнения сигнал подается обратно в высшую нервную систему. И на его базе человек начинает действовать.
Типологические особенности
Оптимальная модель личности менеджера, которому предстоит работа в условиях глобализации экономики, может быть представлена следующими характеристиками:
а) биологическая подструктура личности:
- тип высшей нервной
- задатки - оптимальный сенсорный
профиль личности менеджера (
- оптимальный возраст менеджера - время открытий и удач - до 25 лет, время создания "ситуации успеха" - 25-45 лет;
б) психологическая подструктура личности:
- предрасположение к рискам
в профессиональной
- развитые общие и специальные
способности (организаторские
- проявление субъективности
- совершенная эмоционально-волев
- стили руководства - демократический,
установка личности на
в) социальная подструктура личности:
- направленность личности на профессиональную деятельность, высокоразвитые коммуникации;
Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления