Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
Общее руководство ЦОУ решением Совета университета возложено на научного руководителя - ректора университета. Руководит текущей работой генеральный директор ЦОУ, который осуществляет непосредственный контроль за работой отдела кадров, бухгалтерии, организационного отдела и Издательского центра.
В настоящее время ЦОУ
Рис. 5.2. Структура Центра образовательныз услуг при ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Из научного руководителя, генерального директора и исполнительных директоров образуется совет директоров, основной задачей которого является разработка принципиальных положений кадровой и финансовой политики.
Для обеспечения единого учебно-
Как следует из приведенной выше структуры, одной из задач ЦОУ является развитие международных связей в сфере образования. Эта задача реализуется в рамках факультета иностранных студентов, имеющего отделение довузовской подготовки, и отдела повышения квалификации, аспирантуры и докторантуры. Иностранные граждане принимаются в университет на следующие виды обучения и подготовки: на подготовительные курсы, на курсовое обучение (1-3 месяца), в магистратуру (2 года), в очную и заочную аспирантуру (3-4 года), в докторантуру, на очную и заочную формы повышения квалификации (от 3 месяцев до 2 лет), на научную стажировку (от 2 недель до 1 года).
Прием иностранных граждан
Командирование специалистов университета на работу в зарубежные страны производится по направлениям российских организаций системы образования, а также на основе прямых соглашений университета с зарубежными партнерами и индивидуальных контрактов преподавателей. Порядок командирования определяется соответствующими документами органов образования или приказами по университету.
Университет и его подразделения проводят в стране и за рубежом совместные с иностранными организациями и учреждениями или по их заказам научно-исследовательские работы, создают временные творческие коллективы, совместные предприятия, учебно-научные центры, лаборатории и другие структурные образования по профилю деятельности вуза.
Научно-исследовательская
На факультете иностранных студентов
ЦОУ развиваются формы
Одним из наиболее значимых видов деятельности ЦОУ является довузовская подготовка граждан РФ, которая структурно, как уже отмечалось, включает факультет довузовской подготовки, подготовительное отделение, педагогическую школу и подготовительные курсы для поступающих в вуз, полностью или частично оплачиваемые программы, факультативы в гимназиях, лицеях, колледжах и др., специальные курсы дополнительного образования школьников. Главная задача довузовской подготовки - поиск вузом так называемого своего абитуриента, максимальная помощь выпускникам учебных заведений в правильном выборе профиля будущей профессии и реализации своих возможностей. Подразделения довузовской подготовки осуществляют значительный объем профориентационной работы с учащимися старших классов города и области. Результаты этой работы сотрудников ЦОУ налицо: прием на подготовительное отделение и в педагогическую школу проводится на конкурсной основе.
Вузовская подготовка граждан РФ осуществляется
в рамках бюджетного финансирования
и ограничивает реализацию потенциальных
возможностей профессорско-
Таким образом, объединение в рамках
системы дополнительных образовательных
услуг отдельных элементов
Как известно, коммерческая деятельность
в сфере высшей школы вызывает
противоречивую реакцию как в
самих учебных и научных
Вузы не могут больше рассчитывать только на бюджетные ассигнования, они вынуждены кроме решения образовательных проблем еще и зарабатывать деньги на свое существование путем продажи научной продукции, оказания услуг населению, предприятиям и организациям.
Конечно, коммерческая деятельность вуза - это дело очень сложное. Ее можно развивать в различных направлениях: сдача в аренду земли и помещений, получение средств от дополнительного приема студентов с полным возмещением затрат на их обучение и т.п. Каждое из этих направлений может быть предметом серьезного экономического анализа и подтверждаться опытом работы конкретных вузов. Поэтому именно в этом аспекте совет исполнительных директоров ЦОУ прорабатывает и анализирует каждое свое управленческое, финансовое или кадровое решение.
Основная задача Центра образовательных
услуг - поиск внебюджетных источников
финансирования для обеспечения
жизнедеятельности
Пусть D - доход центра за учебный год. Очевидно, что определенная часть дохода идет на выплату заработной платы сотрудникам ЦОУ. Обозначим эту часть через . Для того чтобы деятельность была рентабельной, фонд оплаты труда может варьироваться в пределах от 30 до 50%. Реально в ряде подразделений фонд оплаты труда немного превышает верхнюю цифру (58%), но это объясняется нежеланием слишком резко поднимать цены за обучение. Реально средний общий фонд оплаты труда за год составляет примерно 47% дохода. Таким образом, фонд оплаты труда вместе с налогом составит
Примерно 5% от заработанных средств подразделения расходуют на хозяйственные нужды, канцелярские товары, рекламу (). Около 10% идет на приобретение оборудования и литературы (). В итоге затраты на хозяйственные нужды, а также на оборудование составят
Следовательно, ЦОУ затрачивает на свои внутренние нужды
Остальные средства аккумулируются в централизованном фонде, который в итоге расходуется на нужды университета. Его величина равна
Следует отметить, что Центр образовательных услуг согласно положению о ЦОУ непосредственно не оплачивает коммунальные услуги, капитальный ремонт и аренду помещений. Такой подход является экономически оправданным, поскольку ЦОУ есть структурное подразделение университета.
Централизованный фонд университета реально структурируется по следующим направлениям: фонд развития общей материально-технической базы, фонд текущего и капитального ремонта, фонд развития учебно-методической базы, фонд социального развития, фонд материального поощрения, резервный фонд.
Общеизвестно, что государственный бюджет вуза (обозначим ) реально обеспечивает в основном стипендию студентам и заработную плату сотрудникам и преподавателям (вместе с налогом). Обозначим через B сумму средств, необходимых вузу для нормального функционирования (т.е. с учетом развития материально-технической и учебной базы, затрат на ремонт, НИР и т.д.). Отсюда следует, что недостаток средств определяется разностью B - . В результате нетрудно видеть, что если Центр образовательных услуг формирует централизованный фонд в таком размере, чтобы выполнялось следующее равенство:
,
то в этих условиях вуз никак не будет ощущать "погрешности" государственного финансирования.
Если F < B - , то вуз лишь частично может решать свои финансовые и другие проблемы. Наконец, в случае выполнения обратного неравенства F > B - учебное заведение получает возможность проводить финансовую, кадровую и другую политику по своим нормам или стандартам, которые, как нетрудно видеть, будут в определенном смысле лучше предусмотренных государственным финансированием. В теоретическом плане последнее неравенство формально допускает обращение величины в ноль. Это означает переход от государственных к негосударственным источникам финансирования, а самого вуза - от государственного к негосударственному учебному заведению. Однако отсутствие полной законодательной базы для негосударственных образовательных учреждений и необходимость более глубокого изучения различных аспектов их деятельности не позволяет рекомендовать государственным вузам стремиться переходить в разряд негосударственных образовательных учреждений.
Таким образом, если считать, что Центр
образовательных услуг
На сегодняшний день ЦОУ реально приносит доход, составляющий примерно 30% бюджета университета. Однако имеются реальные возможности дальнейшего увеличения дохода. В качестве примера можно привести расширение объемов учебно-производственной работы и, самое главное, внедрение различных видов предпринимательской деятельности, включая банковские операции с ценными бумагами. Такие виды деятельности не связаны непосредственно с платными образовательными услугами. Их внедрение требует определенной подготовки кадров, особенно в области налогового законодательства.
Итоги финансовой деятельности ЦОУ Тульского госпедуниверситета за 1996/97 учебный год приведены в табл. 5.7. Отметим, что для упрощения анализа, во-первых, цифры приведены в процентах и, во-вторых, указаны только основные подразделения, что и привело в столбце "Внешний доход" к итоговой цифре несколько меньше 100%.
Из приведенных данных видно, что наибольший доход принесли подразделения довузовской подготовки, медицинского образования и иностранных студентов. Эти же подразделения дают наибольшие проценты отчислений в централизованный фонд. Ряд подразделений имеют отрицательный процент отчислений, т.е. у них расходы превышают доходы. Остановимся на этом подробнее.
Таблица 5.7
Структура внебюджетных доходов и расходов подразделений Центра образовательных услуг, %
Подразделения
ЦОУ
Внешний
доход
Заработная плата
Расходы
Итого расходов
Централи- зованный фонд
Международный отдел
Международный
отдел
0,29
1,19
0,13
1,32
-1,03
Отдел аспирантуры
1,77
0,81
0,01
0,82
0,95
Подразделение иностранных студентов
Факультет иностранных студентов
14,19
7,13
2,97
10,10
4,09
Подразделение медицинского образования
Медицинский
факультет
24,69
6,68
3,91
10,60
14,09
Подготовительные
медицинские курсы
1,83
0,77
0,04
0,81
1,02
Подразделение
дополнительного высшего
Факультет
дополнительного высшего
2,46
1,67
0,42
2,09
0,37
Математическая школа
0,41
0,07
0,09
0,15
0,26
Лингвистическая школа
0,74
0,68
0,09
0,76
-0,03
Историко- археологическая лаборатория
0,56
0,37
0,57
0,94
-0,37
Отделение социальной педагогики
0,67
0,43
0,18
0,61
0,07
Подразделение довузовской подготовки
Факультет довузов-
ской подготовки
27,19
9,17
1,32
10,48
Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления