Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

Общее руководство ЦОУ решением Совета университета возложено на научного руководителя - ректора университета. Руководит текущей работой генеральный директор ЦОУ, который осуществляет непосредственный контроль за работой отдела кадров, бухгалтерии, организационного отдела и Издательского центра.

 

В настоящее время ЦОУ осуществляет свою деятельность по девяти направлениям, каждое из которых возглавляет исполнительный директор. Общая координация деятельности исполнительных директоров возложена  на генерального директора (рис. 5.2).

 

 

 

Рис. 5.2. Структура Центра образовательныз услуг при ТГПУ им. Л.Н. Толстого

 

Из научного руководителя, генерального директора и исполнительных директоров образуется совет директоров, основной задачей которого является разработка принципиальных положений кадровой и финансовой политики.

 

Для обеспечения единого учебно-методического  руководства учебным процессом  в подразделениях ЦОУ образованы кафедры гуманитарных и естественно-математических дисциплин, отделение экономики.

 

Как следует из приведенной выше структуры, одной из задач ЦОУ является развитие международных связей в сфере образования. Эта задача реализуется в рамках факультета иностранных студентов, имеющего отделение довузовской подготовки, и отдела повышения квалификации, аспирантуры и докторантуры. Иностранные граждане принимаются в университет на следующие виды обучения и подготовки: на подготовительные курсы, на курсовое обучение (1-3 месяца), в магистратуру (2 года), в очную и заочную аспирантуру (3-4 года), в докторантуру, на очную и заочную формы повышения квалификации (от 3 месяцев до 2 лет), на научную стажировку (от 2 недель до 1 года).

 

Прием иностранных граждан осуществляется в рамках заказа через Министерство образования РФ; по прямым договорам (контрактам) с зарубежными учебными заведениями и учреждениями; по индивидуальным контрактам с учащимися.

 

Командирование специалистов университета на работу в зарубежные страны производится по направлениям российских организаций  системы образования, а также  на основе прямых соглашений университета с зарубежными партнерами и индивидуальных контрактов преподавателей. Порядок командирования определяется соответствующими документами органов образования или приказами по университету.

 

Университет и его подразделения  проводят в стране и за рубежом  совместные с иностранными организациями и учреждениями или по их заказам научно-исследовательские работы, создают временные творческие коллективы, совместные предприятия, учебно-научные центры, лаборатории и другие структурные образования по профилю деятельности вуза.

 

Научно-исследовательская работа, обучение, подготовка и повышение  квалификации граждан иностранных  государств в университете, равно  как и студентов, сотрудников  и преподавателей университета в  зарубежных образовательных и научных  учреждениях, осуществляется на основе межгосударственных соглашений, соглашений между соответствующими федеральными (центральными) государственными органами управления, а также по договорам (контрактам), заключаемым университетом с зарубежными или отечественными учебными заведениями или организациями, или на основе индивидуальных договоров (контрактов).

 

На факультете иностранных студентов  ЦОУ развиваются формы международного сотрудничества и подготовки иностранных  граждан, осуществлявшиеся в вузе в  рамках государственного заказа. Поэтому этот вид образовательной деятельности не вызывает затруднений в обеспечении методической стороны учебного процесса.

 

Одним из наиболее значимых видов  деятельности ЦОУ является довузовская  подготовка граждан РФ, которая структурно, как уже отмечалось, включает факультет довузовской подготовки, подготовительное отделение, педагогическую школу и подготовительные курсы для поступающих в вуз, полностью или частично оплачиваемые программы, факультативы в гимназиях, лицеях, колледжах и др., специальные курсы дополнительного образования школьников. Главная задача довузовской подготовки - поиск вузом так называемого своего абитуриента, максимальная помощь выпускникам учебных заведений в правильном выборе профиля будущей профессии и реализации своих возможностей. Подразделения довузовской подготовки осуществляют значительный объем профориентационной работы с учащимися старших классов города и области. Результаты этой работы сотрудников ЦОУ налицо: прием на подготовительное отделение и в педагогическую школу проводится на конкурсной основе.

 

Вузовская подготовка граждан РФ осуществляется в рамках бюджетного финансирования и ограничивает реализацию потенциальных  возможностей профессорско-преподавательского состава института и его студентов. Поэтому создание структуры дополнительного образования и платных образовательных услуг создает оптимальные условия для повышения эффективности процесса обучения. Это достигается за счет обучения в вузе по договорам с частичным возмещением затрат. Однако здесь следует отметить один важный момент. Дело в том, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, как известно, изымаются учредителем. Таким образом, вуз имеет право оказывать платные образовательные услуги не только населению, но и своим же студентам, если это не противоречит приведенному выше замечанию. Учитывая устойчивый спрос на платные образовательные услуги, в ЦОУ открыт факультет дополнительного высшего образования граждан РФ.

 

Таким образом, объединение в рамках системы дополнительных образовательных  услуг отдельных элементов довузовской  и послевузовской подготовки в сочетании  с дополнительными образовательными услугами населению призвано повысить социальную защищенность сотрудников и студентов, создает необходимые условия для удовлетворения возрастающих образовательных потребностей населения. Речь здесь прежде всего идет о создании дополнительных рабочих мест. Так, при сложившемся объеме услуг в Центре образовательных услуг имеется более 225 ставок. Из них 155 ставок занимают совместители университета, 55 - штатные работники Центра и лишь 15 - работники других организаций. По характеру деятельности эти ставки распределены следующим образом: 119 ставок определены под преподавательскую работу, 33 занимают сотрудники Информационно-издательского центра, 45 - учебно-вспомогательный персонал (лаборанты, учебные мастера, библиотекари, уборщицы, гардеробщицы, методисты, научные консультанты), 28 ставок составляют аппарат управления.

 

Как известно, коммерческая деятельность в сфере высшей школы вызывает противоречивую реакцию как в  самих учебных и научных коллективах, так и у населения. Особенно это  касается платности образования. Оппоненты находят аргументированные доводы в пользу той или другой точек зрения. Однако сегодня трудно найти человека, который бы не признал необходимость поиска места высшего учебного заведения в системе рыночных отношений.

 

Вузы не могут больше рассчитывать только на бюджетные ассигнования, они вынуждены кроме решения образовательных проблем еще и зарабатывать деньги на свое существование путем продажи научной продукции, оказания услуг населению, предприятиям и организациям.

 

 

Конечно, коммерческая деятельность вуза - это дело очень сложное. Ее можно развивать в различных направлениях: сдача в аренду земли и помещений, получение средств от дополнительного приема студентов с полным возмещением затрат на их обучение и т.п. Каждое из этих направлений может быть предметом серьезного экономического анализа и подтверждаться опытом работы конкретных вузов. Поэтому именно в этом аспекте совет исполнительных директоров ЦОУ прорабатывает и анализирует каждое свое управленческое, финансовое или кадровое решение.

 

Основная задача Центра образовательных  услуг - поиск внебюджетных источников финансирования для обеспечения  жизнедеятельности университета. Представляется интересным проследить, каким образом  формируются внебюджетные средства.

 

Пусть D - доход центра за учебный год. Очевидно, что определенная часть дохода идет на выплату заработной платы сотрудникам ЦОУ. Обозначим эту часть через . Для того чтобы деятельность была рентабельной, фонд оплаты труда может варьироваться в пределах от 30 до 50%. Реально в ряде подразделений фонд оплаты труда немного превышает верхнюю цифру (58%), но это объясняется нежеланием слишком резко поднимать цены за обучение. Реально средний общий фонд оплаты труда за год составляет примерно 47% дохода. Таким образом, фонд оплаты труда  вместе с налогом составит

 

 

 

Примерно 5% от заработанных средств  подразделения расходуют на хозяйственные  нужды, канцелярские товары, рекламу (). Около 10% идет на приобретение оборудования и литературы (). В итоге затраты  на хозяйственные нужды, а также на оборудование составят   

 

 

 

Следовательно, ЦОУ затрачивает  на свои внутренние нужды

 

 

 

Остальные средства аккумулируются в  централизованном фонде, который в  итоге расходуется на нужды университета. Его величина равна

 

 

 

Следует отметить, что Центр образовательных услуг согласно положению о ЦОУ непосредственно не оплачивает коммунальные услуги, капитальный ремонт и аренду помещений. Такой подход является экономически оправданным, поскольку ЦОУ есть структурное подразделение университета.

 

Централизованный фонд университета реально структурируется по следующим  направлениям: фонд развития общей  материально-технической базы, фонд текущего и капитального ремонта, фонд развития учебно-методической базы, фонд социального развития, фонд материального поощрения, резервный фонд.

 

Общеизвестно, что государственный  бюджет вуза (обозначим ) реально обеспечивает в основном стипендию студентам  и заработную плату сотрудникам  и преподавателям (вместе с налогом). Обозначим через B сумму средств, необходимых вузу для нормального функционирования (т.е. с учетом развития материально-технической и учебной базы, затрат на ремонт, НИР и т.д.). Отсюда следует, что недостаток средств определяется разностью B - . В результате нетрудно видеть, что если Центр образовательных услуг формирует централизованный фонд в таком размере, чтобы выполнялось следующее равенство:

 

,

 

то в этих условиях вуз никак  не будет ощущать "погрешности" государственного финансирования.

 

Если F < B - , то вуз лишь частично может решать свои финансовые и другие проблемы. Наконец, в случае выполнения обратного неравенства F > B -  учебное заведение получает возможность проводить финансовую, кадровую и другую политику по своим нормам или стандартам, которые, как нетрудно видеть, будут в определенном смысле лучше предусмотренных государственным финансированием. В теоретическом плане последнее неравенство формально допускает обращение величины  в ноль. Это означает переход от государственных к негосударственным источникам финансирования, а самого вуза - от государственного к негосударственному учебному заведению. Однако отсутствие полной законодательной базы для негосударственных образовательных учреждений и необходимость более глубокого изучения различных аспектов их деятельности не позволяет рекомендовать государственным вузам стремиться переходить в разряд негосударственных образовательных учреждений.

 

Таким образом, если считать, что Центр  образовательных услуг формирует  централизованный фонд, равным разности B - , то его годовой доход должен составлять

 

 

 

На сегодняшний день ЦОУ реально  приносит доход, составляющий примерно 30% бюджета университета. Однако имеются  реальные возможности дальнейшего  увеличения дохода. В качестве примера  можно привести расширение объемов  учебно-производственной работы и, самое главное, внедрение различных видов предпринимательской деятельности, включая банковские операции с ценными бумагами. Такие виды деятельности не связаны непосредственно с платными образовательными услугами. Их внедрение требует определенной подготовки кадров, особенно в области налогового законодательства.

 

Итоги финансовой деятельности ЦОУ  Тульского госпедуниверситета за 1996/97 учебный год приведены в табл. 5.7. Отметим, что для упрощения  анализа, во-первых, цифры приведены  в процентах и, во-вторых, указаны только основные подразделения, что и привело в столбце "Внешний доход" к итоговой цифре несколько меньше 100%.

 

Из приведенных данных видно, что  наибольший доход принесли подразделения  довузовской подготовки, медицинского образования и иностранных студентов. Эти же подразделения дают наибольшие проценты отчислений в централизованный фонд. Ряд подразделений имеют отрицательный процент отчислений, т.е. у них расходы превышают доходы. Остановимся на этом подробнее.

 

Таблица 5.7

 

Структура внебюджетных доходов и  расходов подразделений Центра образовательных  услуг, %

 

Подразделения

ЦОУ

Внешний

доход

Заработная плата

Расходы

Итого расходов

Централи- зованный фонд

Международный отдел

Международный

отдел

0,29

1,19

0,13

1,32

-1,03

Отдел аспирантуры

1,77

0,81

0,01

0,82

0,95

Подразделение иностранных студентов

Факультет иностранных студентов

14,19

7,13

2,97

10,10

4,09

Подразделение медицинского образования

Медицинский

факультет

24,69

6,68

3,91

10,60

14,09

Подготовительные

медицинские курсы

1,83

0,77

0,04

0,81

1,02

Подразделение дополнительного высшего образования

Факультет дополнительного высшего образования

2,46

1,67

0,42

2,09

0,37

Математическая  школа

0,41

0,07

0,09

0,15

0,26

Лингвистическая школа

0,74

0,68

0,09

0,76

-0,03

Историко- археологическая лаборатория

0,56

0,37

0,57

0,94

-0,37

Отделение социальной педагогики

0,67

0,43

0,18

0,61

0,07

Подразделение довузовской подготовки

Факультет довузов-

ской подготовки

27,19

9,17

1,32

10,48

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления