Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

В табл. 4.4 приведена классификация  методов менеджмента по названным  признакам.

 

     Таблица 4.4

 

Классификация методов менеджмента

 

Классификационный признак

Группа методов управления

По содержанию методов управления

Экономические.

Организационно-распорядительные.

Социально-психологические.

Правовые (юридические)

По мотивации воздействия

Материальная мотивация.

Моральная мотивация.

Принудительная (властная) мотивация

По организационной форме

Единоличные (индивидуальные).

Коллективные.

Коллегиальные

По сфере применения

Общие, применяемые по всей системе  управления.

Локальные, применяемые к отдельным частям

системы управления

По объекту

управления

Управление производством.

Управление людьми.

Управление организацией.

Управление внешними связями

 

Как уже  было отмечено, функции управления реализуются через методы. Осуществление  такой функции управления, как построение организации, связано, например, с экономическими, организационно-распорядительными и правовыми (юридическими) методами, которые призваны создать эффективно работающую организацию в строгом соответствии с существующими законодательством и нормативно-правовыми актами в области хозяйственной деятельности и гражданских отношений.

 

Социально-психологические  методы основаны на комплексном использовании  в менеджменте достижений поведенческих  наук и служат инструментом для выражения  функций организации и взаимодействия персонала, мотивации деятельных индивидуумов и групп.

 

Для реализации функций управления, осуществления  процесса принятия решения, управления подсистемами организации требуется  множество методов управления (рис. 4.2). Их необходимо не только классифицировать, но и структурировать по проблеме решения, условиям и факторам, сопутствующим решению. Для этого в организации должна накапливаться компьютерная база данных методов управления.   

 

 

 

Рис. 4.2. Технология выбора методов управления в организации

 

Особенно  целесообразно создавать компьютерную базу данных методов управления в  образовательных учреждениях, в  которых созданы для этого  наиболее благоприятные условия: компьютерные локальные и Интернет-сети, наличие  специальных структурных подразделений, кафедр.

 

Множественность методов управления в то же время  осложняет задачу выбора того (тех) из них, который окажется наиболее эффективным  при решении конкретной управленческой задачи в организации.

 

Для этого  в каждой организации, создавая фонд методов, следует ориентироваться исключительно на решение управленческих проблем, свойственных данной организации.

 

Принципы  формирования фонда методов достаточно сложны и требуют для своей  реализации выполнения следующих условий:

 

научно обоснованного подхода  к выявлению проблем ("дерево целей", приоритеты, граф проблем и др.);

 

полноты описания проблемы (сущность, содержание, структура, причины, границы  и уровни проявления, сила воздействия  и др.);

 

структурирования по типам проблем, приоритетности, степени формализуемости, функциональности, видам управленческой деятельности и т.д.;

 

обеспечения полноты представления  возможных методов решения каждой проблемы;

 

информационного обеспечения (объем  и состав информации по решаемой проблеме, время и средства (ресурсы)).

 

Несмотря  на указанные сложности, практика менеджмента  в высшем профессиональном образовании  имеет примеры реализации указанного алгоритма решения задачи выбора эффективных методов управления.   

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Назовите  основные закономерности менеджмента.

 

2. Назовите  общие принципы управления. Кто  первым сформулировал принципы  управления?

 

3. Раскройте  специфические принципы менеджмента.  Какими факторами они определяются?

 

4. Что такое цель?

 

5. Опишите технологию постановки  цели в организации.

 

6. Что такое миссия организации?

 

7. Что такое стратегия?

 

8. Что такое тактика?

 

9. Назовите инструментарий реализации  цели.

 

10. Постройте "дерево целей"  на условном примере.

 

11. Назовите правила целеполагания.

 

12. Перечислите задачи менеджмента.  Дайте их группировку.

 

13. Перечислите функции менеджмента.  Назовите основные функции менеджмента  в организации.

 

14. Назовите частные функции.

 

15. Приведите алгоритмы выполнения  функций управления.

 

16. Дайте определение термина  "метод управления".

 

17. Приведите классификацию методов  менеджмента.

 

18. Опишите технологию выбора  методов управления в организации.

 

 

Глава 5

Экономические методы управления в  организации

 

5.1. Маркетинг как метод управления

 

В условиях формирования рыночных отношений  во всех сфера х российской экономики  маркетинг следует рассматривать  в качестве метода регулирования  взаимоотношений внутренней среды  организации с внешней. Рассмотрим его роль как метода управления в некоммерческих организациях на примере образовательной организации. Для образовательных организаций это означает разработку, реализацию и оценку инновационных технологий образования посредством изучения требований потенциальных клиентов на территории, охватываемой деятельностью организации. Этим самым обеспечивается гармонизация интересов между образовательным учреждением и частью населения, которая им обслуживается, т.е. между организацией и ее внешней средой. Именно на этом основании маркетинг, являющийся самостоятельной научной дисциплиной, следует отнести к одному из методов менеджмента.

 

Использование маркетинга как метода управления помогает не только высшим и средним профессиональным образовательным  учреждениям занять свою "нишу" на рынке образовательных услуг, но и формирует его особые миссии.

 

Маркетинг образовательных услуг  имеет специфические особенности, отличающие его от маркетинга в сфере  материального производства. К числу  таких отличительных особенностей относятся:

 

- рост числа потенциальных участников, желающих получить образовательные услуги через систему бесплатного (государственного) образования, по отношению к возможностям образовательной организации, что создает предпосылки для развития платного образования;

 

- конкуренция между образовательными организациями за привлечение клиентов (абитуриентов) на получение образовательных услуг;

 

- многозначность целей образовательных  услуг и возможность их расширения;

 

- внерыночное давление на потенциальные  возможности образовательной организации в оказании платных образовательных услуг.

 

Маркетинг как метод управления используется прежде всего для создания имиджа образовательной организации. Имидж представляет собой совокупность мнений, идей, впечатлений, связанных  с деятельностью конкретной образовательной  организации. Его формирование обусловливается качеством подготовки специалистов, их востребованностью экономикой, кадровым составом преподавателей, использованием инновационных технологий, материально-техническим и социальным обеспечением учебного процесса и быта студентов и сотрудников.

 

Имидж позволяет определить, как  люди воспринимают конкретную организацию, ее соответствие и возможности в  удовлетворении потребностей в конкретных образовательных услугах, отношение  к ней организаций-конкурентов. Имидж, например, педагогических вузов  измеряется и оценивается Министерством образования РФ по ряду критериев их деятельности в определенный период времени. Оценивается имидж и по другим группам профессиональных образовательных организаций.

 

Для поддержания имиджа организации  и решения практических задач требуется маркетинговая ориентация всей деятельности организации. Создание маркетинговой службы способствует тесному взаимодействию подразделений внутри организации и обеспечивает связь с ее внешней средой. В задачи службы маркетинга входят:

 

1. Изучение размеров рынка образовательных  услуг и его сегментов, тенденций  изменения потребностей в услугах  организации.

 

2. Изучение потребности и запросов  рынка образовательных услуг  и степени их удовлетворения  в отдельных сегментах.

 

3. Обеспечение организации благожелательного отношения со стороны студентов, преподавателей, сотрудников, организаций-партнеров, общественности.

 

4. Оказание помощи в разработке  и продвижении инновационных  программ обучения.

 

5. Развитие коммуникаций, участие  в публичных акциях, способствующих целям организации.

 

6. Изучение рынков фундаментальных  и прикладных научно-исследовательских  работ, опытно-конструкторских разработок, инновационных технологий и выработка  рекомендаций для планирования  НИОКР в организации.

 

7. Изучение вопроса приема студентов и степени их удовлетворенности организацией и осуществляемой в ней технологией учебного процесса.

 

Приведенный перечень задач маркетинговой  службы по своей сути представляет процесс координации действий внутренней и внешней среды образовательной организации в целях наиболее полного удовлетворения населения в образовательных услугах.

 

Любой образовательной организации  требуется определить свои специфические, связанные с маркетингом проблемы, которые стоят перед этой организацией. Для этого следует периодически проводить так называемые маркетинговые ревизии. Они позволяют выявить настоящие или будущие проблемы вуза или колледжа.

 

Маркетинговые проблемы - это проблемы, связанные с желаемым уровнем  достижения результатов, который может быть ниже, равным или выше требуемого в отрасли, например, Государственным образовательным стандартом. Область маркетинговых проблем лежит в пространстве между желаемым и действительным (требуемым).

 

Для реализации маркетинга как метода управления в организации должна существовать система маркетинговой информации, в состав которой входят системы ее сбора, анализа, хранения и распространения, которые позволяют изучить маркетинговую среду, осуществить управление маркетингом, оценить состояние внутренней среды и разработать программную стратегию организации.

 

На рис. 5.1 показана схема одного из вариантов реализации маркетингового метода управления организацией, использование  которой позволяет разработать  и реализовать программную стратегию.   

 

 

 

Рис. 5.1. Схема этапов реализации маркетингового метода управления в образовательной  организации

 

 

5.2. Планирование

 

На уровне организации задачей  планирования как метода управления является увязка в единую систему  регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала - через оплату труда.

 

Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с маркетингом, стимулированием, хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

 

В образовательных организациях планирование заключается в целевом распределении  ресурсов в образовательной, методической и научной сферах деятельности, с  тем чтобы определить наилучшее  использование этих ресурсов. Планирование здесь используется как метод, во-первых, управления хозяйственной деятельностью образовательной организацией, во-вторых, управления производством (образовательным (учебным) процессом, научной деятельностью), в-третьих, управления персоналом.

 

Во временном горизонте планирование обслуживает стратегическое и текущее  управление и поэтому на каждой стадии имеет соответствующее название.

 

Стратегия представляет собой искусство  планирования деятельности по руководству, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах. Из приведенного определения следует, что поведение организации на рынке зависит от обоснованности выбранной стратегии управления организацией. От того, настолько полно и глубоко (комплексно и системно) руководством организации учтены факторы внешней среды и внутреннего потенциала организации в соответствии с принятой миссией поведения в рыночном пространстве, зависит эффективность деятельности в сфере образовательных услуг.

 

Обычно под стратегией управления подразумевают долговременную политику поведения организации или политику, направленную на решение крупной, особо важной задачи ее деятельности. Процесс выработки стратегии включает следующие процедуры:

 

- оценку перспективных тенденций  внешней среды;

 

- выявление и оценку позитивных и негативных для организации тенденций во внешней среде;

 

- определение потенциала организации  и возможностей его развития  по наиболее перспективным направлениям  деятельности;

 

- выработку долгосрочных целей  и задач развития организации;

 

- выработку сценариев и программы действий, обеспеченных необходимыми для этого ресурсами;

 

- анализ и контроль складывающихся  ситуаций в ходе реализации  программы на основе обеспечения  обратной связи;

 

- регулирование хода выполнения  программы или корректировку  целей и задач в случаях невозможности реализации программы в полном объеме.

 

Из приведенного перечня процедур видно, что понятия "цель", "сценарий" и "программа" являются определяющими  понятиями в формировании стратегии  управления. Это позволяет с достаточной степенью уверенности утверждать, что в рамках системного подхода к выработке стратегии поведения организации на рынке образовательных услуг использование программно-целевого (целепрограммного) подхода может иметь успех.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления