Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

-

+

-

 

Логическая траектория

 

 

 

 

достижения цели

-

-

+

 

Варианты реализации цели

-

-

+

 

Последовательность

 

 

 

 

изменения организации

-

-

+

Среда

Состояние среды

+

+

+

 

Неизменность среды

-

+

-

 

Определенное входное

 

 

 

 

действие

-

-

+

 

В специальной литературе и в практическом менеджменте появился еще один термин "проект", используемый в системе моделей организации (инвестиционный проект, инновационный проект и т.д.). Этим термином вольно и невольно подменяются термины "план", "прогноз", "программа" и, следовательно, предполагается существование еще одного класса экономических моделей. Возражению против существования еще одного класса экономических моделей организации может служить следующее. В "Толковом словаре русского языка" дано следующее определение этого слова: "1. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. 2. Предварительный текст какого-нибудь документа. 3. Замысел, план".

 

Следовательно, термин "проект" в системе экономических моделей  организации не имеет самостоятельного значения и не применим в этом смысле слова. Он может выполнить роль прилагательного к терминам "план", "прогноз", "программа" и выражать лишь замысел, первичную работу по формированию плана, прогноза, программы. Самостоятельное значение этот термин имеет только в процессах, связанных с технико-технологическими и организационными решениями.

 

Таким образом, только разработка трех экономических моделей - плана, прогноза, программы, имеющих единую одно- или  многоцелевую ориентацию, служит основой  формирования ЦКП.

 

Поскольку каждая из рассмотренных  моделей играет конкретную роль и  имеет свое определение, постольку  актуальна задача установления их взаимосвязи  в общей системе экономических  моделей, каковой является ЦКП:

 

- прогноз является инструментом изучения возможностей системы (организации), поэтому должен разрабатываться в первую очередь;

 

- план представляет собой формальный  документ задания цели и эффективного  распределения ресурсов для ее  достижения;

 

- программа - это комплекс документов, раскрывающих способ достижения поставленной генеральной цели и определяющих для этого построение новой системы (организации) из действующих систем (организаций) или их частей.

 

Область применения каждой из моделей  зависит от состояния организации, которое может характеризоваться степенью определенности внутренней структуры и ее внешней среды. Степень определенности тем выше, чем меньше неопределенность и вероятность информации о поведении организации и ее внесистемном окружении. "Идеальной" организацией является такая, в которой определенность равна единице (отсутствуют вероятностные процессы и неопределенность). В этом случае для управления системой вполне достаточно иметь план и только план, поскольку никаких случайных явлений не предвидится и имеющаяся информация у органа управления будет полностью характеризовать объект управления.

 

Чтобы выявить связи ЦКП с  планом, прогнозом и программой условно  подразделим реальные производственные системы (организации) на три типа - А, В, С.

 

К типу А  относятся системы, которые функционируют при невысокой степени риска и неопределенности и периодически достигают заранее заданных целей при определенном (известном) расходе ресурсов.

 

К типу В  принадлежат развивающиеся системы, в которых цель развития еще не достигалась данной системой, однако она достигалась другими близкими по своим характеристикам системами.

 

К типу С относятся также развивающиеся  системы, цель развития которых реально  существующими системами не достигались  вообще, и поэтому эти цели являются новыми.

 

Для системы типа А программа  представляет последовательность действий, план - задание уровня известных  показателей, прогноз - исследование тенденций  изменения этих показателей. При  данном типе системы менеджмент организации  вполне обойдется планом (бизнес-планом), и поэтому отсутствует необходимость в разработке программы и прогноза.

 

Для системы В программу можно  не разрабатывать, поскольку при  необходимости следует использовать программы развития аналогичных  организаций. Потребность в прогнозе возникает. Для того чтобы удовлетворить эту потребность, можно расширить план, добавляя в него мероприятия для достижения заданных показателей, либо разработать прогноз. Однако в любом случае менеджмент имеет дело с двумя моделями - планом и прогнозом.

 

В системах типа С происходит все большее пересечение программ, планов и прогнозов по элементам и функциям, которые они не выполняют. Следует отметить, что в этих условиях ни одна из моделей (план, программа, прогноз) или их попарное сочетание не в состоянии описать всей совокупности элементов, которые входят в ЦКП. В этом типе систем возникает необходимость полного слияния всей совокупности категорий элементов, определений и функций, которые обеспечивают возможность системного решения всего комплекса возникающих вопросов, что под силу только программно-целевому подходу, т.е. на основе целевых комплексных программ.

 

На рынке образовательных услуг  оптимальное поведение вуза, колледжа и других организаций связано  с необходимостью учета факторов новизны и повышенной степени неопределенности и вероятности, поэтому следует рекомендовать использовать ЦКП для формирования стратегии организации и ее эффективной реализации. Подобное справедливо и представляет практическую ценность, если проанализировать структуру и функции бизнес-плана как модели системы целей производственно-коммерческой и другого вида деятельности развития организации (табл. 5.4) и классификацию методов прогнозирования функционирования организации (табл. 5.5).

 

Таблица 5.4

   

Модель бизнес-плана коммерческой организации

 

Направление

(раздел)

бизнес-планирования

Элементы направления (раздела)

Возможности

(миссия фирмы)

Генеральная цель, ее декомпозиция

Концепция технологии и новизны  образовательной услуги

Рынок предложения и его емкость

Риски

Ожидаемая прибыль

Товары и услуги

Преимущества товаров и услуг  в сравнении

с конкурентами

Основные технико-экономические  характеристики

Пути совершенствования, инновационные  технологии

Стратегия обновления товара и услуги

Рынки

Комплекс маркетинговых исследований

Сегмент рынка по каждому товару и услуге

Тенденции изменения рынка

Емкость рынка

Конкуренты

Финансы

План доходов

План расходов

Баланс доходов и расходов

Анализ финансовых потоков

План инвестиций

 

Таблица 5.5

   

Классификация методов прогнозирования  развития организации

 

Класс методов

Группа методов прогнозирования

Методы прогнозирования

Экстраполяция

Экстраполяция размерных

характеристик

Экстраполяция количественных

 

 

параметров подсистем

 

 

Экстраполяция данных

 

 

о результативности подсистем

 

Экстраполяция функциональных

характеристик

Экстраполяция данных о результативности подсистем

 

 

Экстраполяция качества рычагов экономического

 

 

механизма

 

Экстраполяция структурных

характеристик

Экстраполяция характера структурных  элементов

 

 

Экстраполяция сложности организационной структуры

Экспертные оценки

Индивидуальные экспертные оценки

Метод «интервью»

 

 

Аналитические экспертные оценки

 

Коллективные экспертные оценки

Метод отнесенной оценки

 

 

Метод «Дельфи»

 

 

Метод «комиссий»

Моделирование

Логические модели (образы)

Метод сценариев

 

 

Исторические аналоги

 

 

Ситуационные аналоги

 

Математические модели

Экономико-статистические модели

 

 

Экономико-математические модели

 

 

Функционально-иерархические модели

 

Информационные модели

Патентно-лицензионные модели

 

 

Модели потоков научно-технических

 

 

и экономических публикаций

 

 

Модели межнаучного взаимодействия

Комплексные

PATTERN

Комбинации перечисленных

 

PERT

методов прогнозирования

 

СПУ

 

 

Метод взвешенных оценок

 

 

Метод прогнозного графа и др.

 

 

Практикой доказано, что ЦКП обеспечивает получение более существенного  эффекта по сравнению с простой  координацией деятельности в организации, поскольку при этом достигается:

 

- оптимизация процесса реализации  цели по времени и располагаемым ресурсам;

 

- конструирование, сравнение и  выбор предпочтительной альтернативы  достижения приоритетов (целей);

 

- подчинение механизма и структуры  управления задачам реализации  конечной (генеральной) цели;

 

- создание рациональной организационной  структуры управления;

 

- повышение степени управляемости  и самоуправляемости подсистем  и элементов образовательной  организации на основе их информационного  обеспечения и координации, сроков  реализации составных частей  программной продукции. При этом  под программной продукцией понимается конечная цель реализации ЦКП.

 

 

5.3. Финансовый метод управления

 

Финансовый метод управления - это  метод управления финансовыми отношениями  в организации, а также между  организацией и внешней средой. Этот метод в образовательной организации реализуется через принципы плановости, системности, целевой направленности, диверсифицированности, достаточности.

 

Финансовый метод, кроме названных, также ориентирован на принципы:

 

- самоокупаемости;

 

- контроля за исполнением принятых решений;

 

- учета тенденций развития и  возможных изменений во внешней  среде хозяйствования;

 

- учета стратегических целей  и перспектив;

 

- признания непредсказуемости  последствий влияния внешних  факторов;

 

- достижения целей - задается  стратегией развития.

 

Финансовый метод позволяет  достичь: стабилизации финансового  состояния, адаптации к рыночным преобразованиям, стимулирования инновационной  активности организации.

 

Задачами метода финансового управления в образовательной организации  являются обеспечение ее деятельности капиталом, раз-мещение и эффективное использование капитала для самофинансирования расширенного воспроизводства.

 

Финансовый метод управления в  образовательной организации использует два источника денежных средств - бюджетное и внебюджетное финансирование.

 

Бюджетное финансирование включает все  денежные средства, поступающие из федерального, регионального (субъекта РФ) и муниципального бюджетов.

 

Внебюджетное финансирование образовательной  организации включает:

 

- средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов по договорам с предприятиями и организациями, а также средства населения;

 

- средства от реализации продукции,  произведенной в учреждениях  профессионального образования,  а также от реализации платных образовательных услуг;

 

- средства от сдачи в аренду  зданий, сооружений, оборудования;

 

- кредиты банков;

 

- добровольные взносы и передаваемые  материальные ценности от государственных  и негосударственных предприятий  и организаций, а также отдельных граждан;

 

- поступления от коммерческой, в том числе внешнеэкономической,  деятельности образовательных учреждений;

 

- другие источники финансирования, не запрещенные законом.

 

Кризис, охвативший экономику России, существенным образом сказывался на деятельности учебных заведений. Действительно, вузы, колледжи, техникумы постоянно живут в условиях чрезвычайного бюджета, нерегулярного финансирования. Финансовые трудности накладываются на психологические представления и стереотипы, связанные с непониманием необходимости создания принципиально новых направлений организации подготовки молодых специалистов, науки, хозяйственной деятельности.

 

В этой ситуации стала весьма актуальной проблема адаптации учебного заведения  к новым рыночным экономическим условиям. Главная особенность такой адаптации заключается в необходимости поиска перечисленных выше внебюджетных источников финансирования. В этом аспекте заслуживает внимания опыт, накопленный в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, смысл которого заключается в разработке и формировании системы многоканального финансирования вуза.

 

В 1995 г. Тульский университет, опираясь на постановление Правительства  Российской Федерации - 597 от 26 июня 1993 г., развернул свою деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг; решением Ученого совета университета был создан на правах структурного подразделения Центр образовательных услуг (ЦОУ).

 

Таким образом, в университете сложилась  многоканальная система финансирования, соотношение которой приведено в табл. 5.6. Эта структура складывалась постепенно, о чем свидетельствует динамика соотношений федерального и внебюджетного финансирования.

 

Таблица 5.6

   

Соотношение бюджетного и внебюджетного  финансирования ТГПУ

 

Год

Отношение внебюджетных средств к  бюджетным, %

1994

29,0

1995

17,5

1996

46,6

1997

60,8

1998

85,0

1999

88,2

2000

77,7

 

Деятельность ЦОУ регулируется следующим пакетом документов: федеральным  законодательством, положением о ЦОУ, приказом о структуре и органах управления, нормативами оплаты труда сотрудников, штатным расписанием, сметами-калькуляциями на различные виды образовательных услуг, положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями, текущими приказами и распоряжениями.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления