Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

Такой тип оргструктуры управления эффективен в условиях, когда деятельность организации связана с активной работой по совершенствованию производимой продукции и услуг с учетом новейших достижений науки и техники, поскольку в этом случае требуется новый подход к организационным проблемам. Неопределенность внешней среды, многообразие воздействующих факторов, определяющих внутреннюю структуру организации, обусловливает возникновение уникальных ситуаций, которые не могут быть решены в рамках жесткой (бюрократической) организации управления. Органический тип оргструктур при таком подходе обеспечивает естественное адаптивное развитие организации, уникальность которой определяется возрастающим взаимодействием с окружающей средой и необходимостью решения возникающих, подчас новых проблем.

 

Одной из возможных форм организации  структуры управления в таких  условиях является создание гибких, ориентированных  на решение проблем временных систем, которые объединяются в единое целое с помощью менеджеров и специалистов, осуществляющих постановку, оценку и решение возникающих задач.

 

Разновидностями оргструктур управления органического типа являются проектные, матричные, бригадные и целевые формы организации управления.

 

Проектные оргструктуры управления применяются  в организациях, занятых целенаправленными  изменениями в действующей или  создаваемой системе управления. Как правило, такая система имеет  несколько меняющихся целей, а процесс управления ею включает определение целей и функций, формирование оргструктуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.

 

Формой реализации проектной оргструктуры управления является создание специального подразделения, работающего в течение времени, необходимого для реализации определенной проблемы (проекта), например, освоение новых технологий обучения, производства. При такой форме оргструктуры управления руководитель проекта наделяется проектными полномочиями и несет ответственность за бизнес-планирование, расходование выделенных средств, материальную и моральную мотивацию работающих, а главное, разработку концепции управления проектом - приоритеты, распределение задач и ответственность за их выполнение.

 

Проектный тип оргструктуры управления обладает большой гибкостью и  универсальностью, простотой, экономичностью, а главное, позволяет одновременно разрабатывать несколько проблем (проектов). Для выполнения работ  по реализации нескольких проектов может создаваться штаб, состоящий из руководителей проектов.

 

Матричная оргструктура управления создается  с помощью совмещения двух типов  оргструктур - линейно-функциональной и проектной. В образованной таким  методом оргструктуре используется принцип двойного подчинения менеджеров и специалистов-исполнителей: во-первых, руководителю линейного (функционального) подразделения, которому предоставлены персонал и ресурсы по отдельным сферам деятельности или жизненного цикла создаваемой системы; во-вторых, руководителю временной группы, наделенному полномочиями и ответственностью за сроки, качество и эффективность использования ресурсов, определенных проектом.

 

При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя  группами подчиненных: с членами  проектной группы и другими работниками линейных (функциональных) подразделений, временно подчиненных ему по ограниченному кругу показателей.

 

Бригадная оргструктура управления представляет собой многоуровневую иерархическую  систему бригад, каждая из которых  состоит из менеджеров и специалистов-исполнителей.

 

Принципами образования бригадных  структур являются следующие: автономность работы бригады, универсальность в  составе персонала бригады, самостоятельность  в принятии решений, самостоятельность  в координации деятельности бригады с другими бригадами, замена жестких связей бюрократического типа на гибкие.

 

Образованную в соответствии с  этими принципами бригаду возглавляет  руководитель, осуществляющий руководство  бригадой в соответствии с концепцией групповой формы управления, включающей в себя взаимопомощь, взаимозаменяемость, личную ответственность, ориентацию на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблемы в целом.

 

В состав каждой такой бригады должны включаться специалисты с универсальными знаниями и навыками, способные обеспечить гибкость управления при смене выполняемых заданий. Гибкой должна быть и система мотивации труда. Для этого в ее основу закладывается принцип экономически выгодного сотрудничества, заинтересованности в росте доходов и прибыли, а оплату труда каждого члена бригады увязывают с общими результатами.

 

Иерархия построения бригадной  оргструктуры предусматривает вхождение  в самую верхнюю бригаду высших менеджеров организации. За каждым из них закрепляется ответственность за одно крупное (основное) направление деятельности организации. На втором уровне количество бригад определяется основными направлениями деятельности организации, т.е. должно быть им равным, и т.д.

 

Каждой бригаде может быть дан  статус самостоятельных хозрасчетных единиц (подразделений).

 

Преимуществами бригадной оргструктуры управления являются: повышение качества обслуживания потребителей, ускорение  процессов, связанных с обновлением  продукции и услуг, технологии их производства; ориентация на относительно малоемкие сегменты рынка, нацеленность на борьбу с конкурентами за рынки.

 

Целевая организационная структура  управления представляет собой комбинацию нескольких видов оргструктур. К  ней следует прибегать в тех  случаях, когда цель является нетрадиционной. Так, в организациях профессионального образования существует проблема межорганизационной кооперации, формирования системы непрерывного профессионального образования, интеграции с отраслями экономики.

 

Аналогичная ситуация может возникнуть и внутри каждой организации. В этом случае оргструктуры управления организации будут связаны линейно-функциональными и целевыми связями.

 

Итак, может быть использован каждый из рассмотренных типов оргструктур. Чтобы выбрать рациональный тип  оргструктуры управления, в табл. 7.1 приведена предпочтительная характеристика базовых категорий системы управления, определяющих область применения той или иной оргструктуры управления.

 

Таблица 7.1

   

Соотносительные характеристики базовых  категорий организации

   

Тип организа ционной структуры управления

Окружающая среда

Цель

Ресурсы

Время

Линейно-функциональный

Стабильная

Стабильная

Стабильные

Постоянно

Линейно-штабной

Стабильная

Малоизменчивая

Малоизменчивые

Постоянно

Дивизиональный

Стабильная

Малоизменчивая, крупномасштабная

Малоизменчивые

Постоянно

Проектный

Изменчивая

Изменчивая

Изменчивые, многоцелевые

Ограниченное достижением цели

Матричный

Изменчивая

Изменчивая, многоцелевая

Изменчивые, многоцелевые

Ограниченное достижением цели

Бригадный

Изменчивая

Изменчивая, многоцелевая

Изменчивые, многоцелевые

По мере достижения цели

Целевой

Стабильная, изменчивая

Стабильная, изменчивая

Стабильные, изменчивые

По мере достижения цели

 

   

7.2. Проектирование организационной  структуры управления

 

Процесс управления хозяйственной деятельностью в организации связан с принятой ею оргструктурой управления, которая предопределяет весь цикл управления. Основные действия, связанные с оргструктурой,- создание отделов и служб, определение сферы управления, распределение прав и обязанностей,- основаны на той или иной теории организации, в соответствии с которой организация рассматривается спроектированной для достижения предписанных целей.

 

Основной характеристикой организации, как мы уже знаем, является формальная оргструктура управления организации, т.е. сознательно установленный состав подразделений, иерархия должностей, совокупность должностных инструкций, внутриорганизационных положений, руководств и т.д.

 

Организационная структура управления, несмотря на то что является статичной  частью системы управления, вследствие динамичности самой системы управления также должна развиваться. Этот процесс не должен быть стихийным, и его следует осуществлять целенаправленно. Предполагается, что можно получить всю необходимую информацию и повысить ее эффективность путем заранее спланированного изменения в комбинациях отдельных элементов организации, в их внутренних структурах, во взаимосвязи отдельных элементов технологии управления.

 

Организационная структура управления обладает рядом особенностей, отличающих ее от технической системы. Основные из них следующие:

 

- наличие человека (человек принимает  решения);

 

- многоцелевой характер (многокритериальность);

 

- многосвязность элементов (сложная  система взаимодействия).

 

Очевидно, что при анализе организационных структур управления невозможно использовать единый универсальный метод, единую модель, единый математический аппарат. Как известно, метод исследований определяется целью и задачами, которые ставит перед собой исследователь, и, конечно, мощностью инструмента, которым он располагает.

 

До 50-х годов подавляющее большинство  работ, посвященных организационным  системам, носило качественный характер. В настоящее время условно  можно выделить три подхода к  проблеме изучения и проектирования организации, ее важнейшего элемента - оргструктуры управления.

 

Первый подход, который называют классическим, рассматривает организацию  с чисто механистических позиций. Структура организации считается  заданной, участники рассматриваются  как одноцелевые пассивные элементы, строго выполняющие свои функции, работающие в соответствии с предписанным алгоритмом. Наиболее полно этот подход был использован Тейлором и его последователями. В рамках классического подхода была предложена бюрократическая модель организации Вебера, содержащая основные принципы ее построения. Недостатки и ограниченность полученных результатов полностью определились идеологией самого подхода, в первую очередь механистическим рассмотрением участников организации. В качестве формального аппарата при разработке моделей систем при классическом подходе используется классическая математика, законы элементарной физики, механики.

 

Второй подход, используемый для  анализа организаций, называют поведенческим. Основное внимание в нем уделяется  вопросам поведения человека, взаимоотношений между членами организации и реакциям элементов организации на различные стимулы. Его использование позволяет учитывать и анализировать неформальные структуры, устанавливать закономерности развития персонала. Примерами поведенческого подхода являются групповая динамика, теория организации Саймона, социология, социометрия. Используемый математический аппарат - математическая статистика.

 

Исследования, проводимые в рамках этого подхода, направлены на совершенствование  организации за счет более глубокого изучения функционирования основного ее элемента - человека, что позволяет определять рациональное количество подчиненных у руководителя, выявлять неформальные группы и тем самым позволяет улучшать структуру организации.

 

Третий подход к изучению организационных систем управления - системно-ориентированный, ситуационный. В рамках этого подхода разрабатывается большое количество методов и теорий, направленных на изучение различных сторон функционирования организации.

 

Методология подхода основана на разработке системы формальных моделей, описывающих отдельные аспекты функционирования организаций, и последующем анализе этих моделей, например, экспертными методами.

 

Дело в том, что описания такого элемента организации, как человек, каким-либо формальным аппаратом не существует. Однако в большинстве моделей участник организации и его активная роль в функционировании организации учитывается на первом же этапе разработки модели при определении исходной информации (критериев, ограничений, целесообразного набора показателей). В дальнейшем в моделях возможно учитывать предпочтения руководителей. В последнее время разрабатывается все большее количество процедур, в которые включен непосредственно человек, что было рассмотрено в предыдущей главе.

 

При системно-ориентированном, ситуационном подходе все методы (модели) можно  условно разделить на две группы.

 

К первой относится группа моделей, описывающая поведение системы  при выполнении какой-либо функции  управления - прогнозирования, бизнес-планирования, контроллинга. Это, в первую очередь, оптимизационные модели и методы исследования операций - задачи распределения, размещения, управления запасами и т.д. К этой же группе относятся модели, разрабатываемые для анализа и совершенствования организационных структур управления, в которых учитывается иерархический принцип построения структур, процессы координации, декомпозиции, агрегирования.

 

Вторая группа моделей основана на рассмотрении процедуры принятия решений менеджментом. При ситуационном подходе принятие стратегических и тактических (оперативных) решений составляет основу функционирования организации. Примерами таких моделей являются Байесовская модель (теория статистических решений), модели, основанные на теории полезности, теории выбора, других теориях динамического программирования.

 

В задачах принятия решений выбор  стратегии, варианта, кандидата осуществляется, как правило, с учетом не одного, а многих факторов, в первую очередь  факторов внешней среды. Понятие  оптимизации практически не используется, а заменяется понятием рациональности.

 

Принципы классической школы (специализация, единство распорядительства, баланс прав и ответственности, контроль и др.) и ее административные модели (линейно-функциональные, линейно-штабные, дивизиональные), которые относятся к группе механистических моделей организации как полностью рациональной системы, не исчерпали своих возможностей и считаются широко используемыми и эффективными в практике управления.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления