Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

16,70

Педагогическая

школа

9,19

2,92

0,59

3,51

5,68

Подготовительные

курсы

6,85

1,5

0,18

1,72

5,1

Школа художест-

венного мастерства

0,90

0,37

0,23

0,60

0,30

Лаборатория

информационных

технологий

0,67

0,50

0,04

0,53

0,14

Лицей университета

Лицей университета

1,56

1,23

0,01

1,24

0,32

Издательский центр

Издательский центр

3,77

3,82

3,50

7,32

-3,54

Отделение «Автотранспорт и автосервис»

Отделение

 

 

 

 

 

«Автотранспорт

 

 

 

 

 

и автосервис»

1,43

1,24

1,04

2,29

-0,86

Всего

100,0

40,60

15,32

55,92

43,30

 

Международный отдел в структуре ЦОУ создан и работает над рядом проектов со странами Европейского Союза. Историко-археологическая лаборатория имеет специфическую систему финансирования через спонсоров. Информационно-издательский центр - хозрасчетное подразделение. Подразделение "Автотранспорта и автосервиса" работает не только с внешними заказчиками, но и полностью обслуживает транспортом все остальные подразделения университета.

 

Рассмотрим следующий, весьма существенный канал формирования внебюджетных средств. Речь идет о бюджетных подразделениях университета - факультетах и кафедрах, которые также имеют возможность зарабатывать внебюджетные средства. В частности, письмом - 52 от 21.07.1995 г. Министерства образования РФ "Об организации платных дополнительных образовательных услуг" было дано разрешение высшим учебным заведениям предоставлять с целью улучшения качества образования дополнительные платные услуги. Есть и другие возможности у факультетов и кафедр для получения внебюджетных доходов (например, студенты, обучающиеся на основе полного возмещения затрат, научные гранты, платные аспиранты и стажеры, другие виды деятельности в зависимости от специфики факультета или кафедры).

 

В табл. 5.8 приведена структура внебюджетных доходов и расходов факультетов  и других подразделений университета. Ее структура аналогична предыдущей таблице, и в ней также отмечены не все подразделения. В частности, внебюджетные доходы общеуниверситетских кафедр в минувшем году были крайне незначительными.

 

Сравнивая между собой данные приведенных  двух таблиц, видим, что подразделения ЦОУ отчисляют в централизованный фонд менее половины дохода (43%), в то время как факультеты отчисляют более 60% средств. Здесь, однако, следует отметить, что в абсолютных цифрах поступления от ЦОУ почти в 2 раза выше, чем от факультетов. Кроме того, ряду подразделений ЦОУ требуется достаточно дорогостоящая материальная база и это приводит к значительным расходам. Отметим также, что в табл. 5.8 в графе "Расходы" учтены только сравнительно мелкие расходы, а приобретение дорогостоящей компьютерной и другой техники, приборов, оборудования и литературы производилось опять-таки из средств централизованного фонда.

 

Таблица 5.8

 

Структура внебюджетных доходов и  расходов факультетов и других подразделений  университета, %

 

Подразделения университета

Внешний

доход

Заработная плата

Расходы

Итого

расходов

Централи- зованный фонд

Факультеты

Факультет русской

филологии

2,44

0,03

0,66

0,70

1,74

Исторический

факультет

10,58

0,20

1,15

1,35

9,23

Факультет иностранных языков

12,04

0,80

2,66

3,46

8,58

Факультет физической культуры

3,00

0,07

2,40

2,47

0,53

Физический

факультет

1,39

 

0,33

0,37

1,01

 

 

0,04

 

 

 

Математический

факультет

0,06

0,00

0,14

0,14

-0,07

Естественно-научный

факультет

10,10

0,65

2,30

2,96

7,14

Факультет технологии, предпринимательства, экономики

2,70

0,52

1,70

2,22

0,47

Факультет педагогики

и психологии развития ребенка

2,65

0,00

0,02

0,02

2,63

Подразделения университета

Заочное отделение

24,47

0,89

6,67

7,56

16,90

Приемная  комиссия

26,36

5,04

7,30

12,35

14,00

Всего

95,84

8,27

25,36

33,64

62,19

 

Таким образом, созданая в ТГПУ им. Л.Н. Толстого система внебюджетного  многоканального финансирования позволяет  обеспечивать условия нормального  функционирования университета. Однако при этом всегда встает вопрос: сколько  нужно зарабатывать, чтобы вуз мог достаточно устойчиво развиваться? Другими словами, насколько должен быть устойчив полный бюджет вуза, который складывается из средств федерального бюджета и внебюджетных средств?

 

Бюджетные средства в настоящее  время составляют только заработную плату с начислениями и стипендии, поэтому отношение внебюджетных доходов к реально исполненному федеральному финансированию удобно использовать как относительный показатель устойчивости полного бюджета вуза. Более того, при анализе, на первый взгляд, может показаться, что ситуация оптимистическая. Однако далеко не все внебюджетные средства идут непосредственно на закупку оборудования, производство капитального ремонта и прочие расходы (включая оплату коммунальных услуг). Часть внебюджетных средств уйдет на дополнительную заработную плату сотрудникам, которые эти средства заработали, и часть (пусть очень небольшая) пойдет на хозяйственные и прочие расходы самих коммерческих подразделений университета. Поэтому если учесть эти факторы, то 34,21% внебюджетных средств уменьшатся примерно до 23-25% и станут вполне сопоставимы с цифрой 19,82% остальных статей расходов, например, существовавших в 1987 г. при плановой экономике.

 

Имеется еще ряд факторов, существенно  усложняющих ситуацию. Речь идет об изменении размеров и структуры цен в период с 1992 г. И если изменение размеров или величины цен вследствие инфляции или других факторов еще как-то можно учесть с помощью обычных линейных коэффициентов, то реструктуризация цен при переходе от плановой экономики к рыночной зависит от достаточно большого числа факторов и существенно затрудняет проведение сравнительного анализа.

 

В настоящее время стоимость  коммунальных услуг резко возросла как в абсолютных, так и в  относительных ценах, и реальная доля этих услуг в бюджете вуза никак не может составлять 10-12%. Не случайно, кстати, что практически все высшие учебные заведения, несмотря на достаточно внушительные в отдельных случаях внебюджетные доходы, имеют существенную задолженность перед местным бюджетом в оплате коммунальных услуг. С другой стороны, относительные цены на компьютерную и другую оргтехнику явно стремятся вниз.

 

Таким образом, ситуация достаточно сложная, но тем не менее имеется определенная зависимость между расходами  внебюджетных средств на "коммуналку", оборудование, капитальный ремонт и прочее в настоящее время и соответствующими статьями расходов десять лет назад. Нельзя не согласиться с тем, что и десять лет назад государственное финансирование высших учебных заведений было явно недостаточным. Не хватает финансовых ресурсов и сегодня. Однако если в 1994 г. объем внебюджетных средств позволял ТГПУ им. Л.Н. Толстого только "сводить концы с концами", то с 1996 г. университет в определенной степени смог позволить себе проводить модернизацию и замену учебного оборудования, мебели, ремонт учебных помещений, объектов социальной инфраструктуры, инженерных коммуникаций.

 

Предварительные расчеты показывают, что дальнейшее увеличение внебюджетных средств в 1,5-2 раза позволило бы университету динамично развиваться и при существующем федеральном финансировании. С другой стороны, если Правительство РФ финансировало хотя бы от 50 до 80% коммунальных платежей, то уже при существующем уровне внебюджетных поступлений полный бюджет университета был бы достаточно устойчивым. Возможное увеличение объема внебюджетных поступлений определяется не только механическим приростом объемов оказываемых дополнительных платных услуг, но и сложным балансом между спросом и предложением на региональном рынке образовательных услуг, включая конкуренцию высших учебных заведений и процесс ценообразования на эти услуги.

 

В заключение следует сделать вывод: в условиях рыночной экономики высшие учебные заведения имеют реальные возможности зарабатывать дополнительные внебюджетные средства и тем самым нормально выполнять возложенные на них функции. Деятельность Центра образовательных услуг при ТГПУ им. Л.Н. Толстого достаточно наглядно это подтверждает. Для организации подобных "источников" внебюджетного финансирования необходимыми условиями являются восприимчивость профессорско-преподавательского коллектива к быстро меняющимся экономическим и социальным условиям, продуманная организационно-финансовая и кадровая политика и, конечно, выбор ректоратом и советом университета оптимальной стратегии развития, опирающейся на маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и возможностей вуза.

 

Следовательно, в условиях современной  экономики метод финансового  управления приобретает особую значимость, поскольку с его помощью организация осуществляет процессы управления не только во внутренней среде организации, но и во внешней.   

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Выскажите свое мнение по  поводу использования маркетинга  в некоммерческих организациях  в качестве метода управления.

 

2. Опишите схему маркетингового метода управления в организации.

 

3. Роль метода планирования в  управлении.

 

4. Приведите сравнение единства  и различия терминов "план", "прогноз" и "программа".

 

5. Что такое организационное  решение?

 

6. В чем заключается роль бизнес-планирования?

 

7. Какова роль прогнозирования?

 

8. Назовите методы прогнозирования.

 

9. Каковы принципы и инструменты  финансового управления организацией?

 

10. Раскройте сущность многоканального  финансирования профессиональной  образовательной организации.

 

11. Приведите примеры многоканального  финансирования организации.

 

 

Глава 6

Социально-психологические методы управления

   

6.1. Характеристики модели личности  менеджера

 

В процессе управления менеджерам приходится решать задачи поведенческого характера - неудовлетворенности трудом, регулирования межличностных интересов, сохранения постоянного состава персонала, проводить воспитательную работу. В связи с этим менеджер кроме профессионализма и компетентности по своей специальности должен обладать профессией "человековеда", которая требует знаний закономерности развития личности и коммуникаций, овладение навыками их использования в межличностном общении.

 

В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств  человека, приобретаемых им в социокультурной и производственной средах в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, слагается тремя подструктурами - биологической, психологической и социальной.

 

К биологической подструктуре личности менеджера относят возрастно-половые  свойства, особенности конституции  человека, тип высшей нервной деятельности и задатки. Психологическая подструктура личности охватывает такие образования  психики, как тип темперамента, способности и характер. Социальная подструктура личности - это направленность личности (как ее стержневое качество) и все виды опыта человека (сенсорный, ментальный и социальный).

 

Возрастные особенности организма  человека включаются в биологическую подструктуру личности менеджера. Существуют три понятия возраста - биологический, психологический и социальный. Если биологический (анатомо-физиологический) возраст совпадает с хронологическим (паспортным), физиологи говорят о нормальном развитии человека. Его ускоренное физическое развитие в литературе принято называть акселерацией; замедление темпов развития - ретардацией. Такие же соотношения темпов развития можно наблюдать в психологической и социальной подструктурах личности человека. Психологи описывают критические периоды в развитии личности, когда чувствительность организма к факторам среды не просто повышается, а становится более избирательной. Это своего рода "зоны наибольшего риска", т.е. момент перехода на более высокий уровень развития, что необходимо учитывать для оптимизации профессиональной деятельности менеджера.

 

Это обстоятельство имеет существенное значение, поскольку глобализация экономики, затронувшая и российскую экономику, заставляет проблему управления организацией рассматривать еще и под углом зрения изменения условий поведения менеджера. В этом аспекте следует обсуждать и факторы функционирования менеджера, которые изменяются в результате, во-первых, трансформации действия "модели пяти сил", когда конкуренты могут стать партнерами, заменители товара не вступают в противоречия и т.д., во-вторых, управление хозяйственным риском, с одной стороны, усложняется, поскольку становится необходимым учитывать более обширное пространство в окружающей организацию социально-экономической и информационной среде, а с другой - снижается неопределенность в получении достоверной информации о деятельности организаций-партнеров. Появляется возможность принимать в типовых (многократно повторяющихся) ситуациях стандартные решения, уменьшать отрицательное воздействие стохастических факторов. Наконец, за счет повышения степени определенности условий, в которых менеджер принимает решения, удается обеспечить увеличение предпринимательского дохода, т.е. добавочной прибыли от более полного использования его способностей к хозяйственно-рисковой деятельности. В этой связи хозяйственные риски по фактору "человеческий капитал и его использование" следует разделить на два класса:

 

- первый класс (субъективные  риски) - это риски, связанные с  личностью менеджера;

 

- второй класс (объективные риски) - это риски, не зависящие от личности менеджера, а только от социально-экономических и информационных условий окружающей среды.

 

Естественно предположить, что в  современной экономике возможно управление и теми, и другими  рисками, поскольку такой уровень управления представляет собой выявление степени неопределенности возможных отклонений от прогнозируемого результата, принятие нестандартных, эвристических решений и осуществление ведения хозяйства по-новому.

 

Не менее значимым является и разделение полов на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обусловленное биологическими структурами.

 

Психофизиологами изучены и  особенности конституции организма  человека: строение головного мозга, всех нервных структур, фенотип, генная организация, гомеостаз - все морфо-функциональные образования, определяющие в конечном счете физическое и психическое здоровье менеджера.

 

Психологическая подструктура личности во многом определяет профессиональную деятельность менеджера. Для этого необходимо учитывать основные свойства его нервной системы: силу-слабость; уравновешенность-неуравновешенность и преобладание того или иного нервного процесса (возбуждения либо торможения). В экспериментальных исследованиях физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова были определены следующие типы нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный тип; сильный, неуравновешенный, подвижный; сильно уравновешенный, инертный; наконец, слабый, неуравновешенный, инертный. Эти классические физиологические типы высшей нервной деятельности человека соответствуют основным традиционным типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В абсолютно чистом виде эти типы темпераментов почти не встречаются. Кроме того, нельзя назвать любой из этих типов плохим или хорошим. В профессиональной деятельности менеджера просто необходимо учитывать типологические особенности специалиста, опираясь на его сильные стороны и корректируя слабые. Так, менеджер с сильной нервной системой обладает высокой работоспособностью при выполнении физической или умственной деятельности, он способен справляться с интенсивными нагрузками, быстро мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях. Специалист со слабой нервной системой обладает низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низкой стрессоустойчивостью, но в то же время нельзя не отметить его особенности в коммуникационной сфере профессиональной деятельности, т.е. его осторожность, эмпатию, альтруизм, повышенную чувствительность и сопереживание. Это необходимо учитывать при профессиональной ориентации будущего специалиста.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления