Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
По своей сути программно-целевой подход представляет методологию реализации системного подхода в экономике, которая обеспечивает формулировку цели экономического развития, разделение генеральной цели на подцели все более дробного характера и выявление ресурсов, необходимых для их согласованной реализации. Программно-целевой подход дает также возможность решать задачи синтеза механизмов достижения новых целей, которые могут возникнуть в рамках действующих экономических систем в будущем. Инструментом управления при этом являются целевые комплексные программы, позволяющие управлять экономической системой по конечным результатам, по так называемой программной продукции.
На основе целевых комплексных программ становится возможным обеспечить:
- эффективную координацию
- создание при необходимости
новых организационных
- максимально возможное эффектив
- интеграцию инновационных и инвестиционных процессов;
- использование свободного
Итак, под целевой комплексной программой (ЦКП) понимается комплекс спроектированных во времени и пространстве мероприятий, направленных на достижение существенной для данной экономической системы и ее внешней среды цели или целей, сбалансированных по ресурсам, реализуемых с помощью исполнителей под централизованным руководством и опирающихся на определенную концептуальную идеологию поведения организации.
В приведенном определении ЦКП отмечены позитивные характеристики, которые делают использование данного метода в равной степени эффективным для разных условий. О широких возможностях ЦКП свидетельствует представленная в табл. 5.1 их систематизация по ряду признаков. Признак целевой ориентации указывает на область деятельности, к которой относится результат, задаваемый целевой установкой программы. Масштаб цели характеризует уровень, на котором должна проводиться разработка и реализация ЦКП. Границы временнго горизонта определяются уровнем организации и особенностью решаемой задачи. Одноцелевые программы рассчитаны на достижение одной цели, в том числе и агрегированные многоцелевые, состоящие из нескольких взаимосвязанных целей.
Таблица 5.1
Систематизация целевых
Признак систематизации
Вид программы
Целевая ориентация
Образовательная
Научная
Техническая
Научно-техническая
Производственная
Коммерческая
Инвестиционная
Социально-экономическая
Социальная
Масштаб цели
Внутри организации
Отраслевая
Региональная
Национальная (Федеральная)
Межгосударственная
Время достижения цели
Долгосрочная
Среднесрочная
Краткосрочная
Количество целей
Одноцелевая
Многоцелевая
Время действия
Постоянно
Периодически
Разовая
Вопрос о взаимосвязи планов, прогнозов и программ в программно-целевом планировании представляет определенный познавательный интерес. При сравнении этих понятий на основании семантического анализа данных одним и тем же автором установлены различия между ними, которые приведены в табл. 5.2. Как видно, каждый исследователь выделает в своем определении наиболее существенные с его точки зрения признаки рассматриваемого понятия, которые отличают друг от друга понятия "план", "прогноз" и "программа".
Таблица 5.2
Сравнение определений терминов "план", "прогноз", "программа"
№
Определение терминов
Авторы
п/п
План
Прогноз
Программа
1
Определенная упорядоченная
Достаточно определенное высказывание о будущем, составленное обычно в предположении неизменности окружающих условий или их медленного изменения
Перечень идей, планов, проектов, разработанных для достижения цели
Р. Эйрес
2
Фиксация системы целей и задач, средств, предусматривающих направленное изменение ситуации при данном или предполагаемом состоянии среды
Образ будущего, который всегда предшествует планированию, т.е. выбору главной цели и разворачиванию в иерархию целей и задач
Планируемый комплекс экономических, проектных, социальных, технических, производственных и научно- исследовательских мероприятий, направленных на достижение одной генеральной цели или одного генерального направления
Г. Поспелов,
В. Ириков
3
Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ
Основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-нибудь
План деятельности, работ
С. Ожегов,
Н. Шведова
Источник: Макаров И.М., Соколов В.Б., Абрамов А.Л. Целевые комплексные программы. - М., 1980.
Понятие "план" предполагает существование системы, для которой разрабатывается форма задания цели, определенный порядок действий для ее достижения, необходимые для этого ресурсы и исполнители.
Понятие "прогноз" также относится к действующей системе. Однако назначение его иное. Прогноз является исследовательским инструментом, который позволяет расширить сведения о возможностях рассматриваемой системы.
Понятие "программа" во многом аналогично понятию "план", однако в отличие от последнего оно не предполагает заранее намеченных исполнителей, достигающих заданную цель. Система исполнителей возникает и строится в процессе разработки программы. В результате программа является не просто формой задания целей, но и формой задания системы (возможно, новой) для достижения в будущем поставленной цели.
Следовательно, план представляет собой форму задания цели для действующей организации, прогноз - средство изучения возможностей действующей организации, программа - способ достижения поставленной цели, который основан на построении новой организации из действующих организаций или их частей.
Разработка ЦКП представляет собой решение сложной проблемы, осуществляемой коллективом квалифицированных в этой области деятельности специалистов. Они должны владеть необходимым понятийным и формальным аппаратом, а также методологией для получения и обработки количественной и качественной информации, быть обеспечены компьютерной технологией и наделены необходимыми полномочиями со стороны высшего индивидуального или коллективного лица, отвечающего за разработку и реализацию ЦКП. В этой работе участвуют разработчики (исследователи), эксперты и менеджеры - лица, принимающие решения.
Разработчиком называют специалиста, который осуществляет разработку программы. Результатом его деятельности является часть проекта программы или проект программы в целом.
Эксперт - это специалист, имеющий знания и информацию, необходимые для разработки программы, могущей дать объективную оценку тому или иному явлению, но не несущий непосредственную ответственность за разработку программы. Результатом его деятельности являются экспертные оценки для построения программы.
Лицом, принимающим решение, называют менеджера, деятельность которого обеспечивает принятие и достижение локальной или общей цели ЦКП. В образовательных организациях - это коллективное лицо (Ученый совет).
Вся работа по созданию ЦКП, как правило, проводится в несколько этапов:
1. Разрабатывается проект
2. Утверждается ЦКП.
3. В соответствии
с утвержденной ЦКП из звеньев
или частей звеньев
4. Выделяются
ресурсы, требуемые для
5. Реализация программы.
Таким образом, процесс формирования ЦКП порождает многоуровневую структуру организации программы. На каждом уровне формируются все базовые элементы программы. При этом на нижних уровнях они детализируются, с тем чтобы те, которые были не определены или имели не полное описание (семантическое и формальное) на более высоком уровне были описаны в достаточно удобной для реализации форме.
Детализацию ЦКП на каждом уровне осуществляют по принципу: любой заново определяемый предмет, независимо от того, в какой категории он находится на рассматриваемом уровне программы, считается целью и представляется по стандартной схеме из пяти элементов: "цель", "ресурсы", "структура", "среда" и "время".
Формально этот принцип построения ЦКП реализуется в виде системы взаимосвязанных матриц с одинаковой структурой. Причем на самом высоком уровне ЦКП задается одной матрицей, на втором - 5, на третьем - 25 и т.д.
Принятие решения по организации действий, т.е. организационное решение, на каждом уровне разработки ЦКП по существу сводится к ответу на следующие вопросы:
- что необходимо сделать для реализации ("цели");
- кто должен выполнять каждое действие, т.е. какие для этого необходимы средства ("ресурсы");
- какая производственная и (или)
- как, каким способом должно выполняться действие в условиях той или иной среды ("среда");
- когда и в какие сроки должно быть выполнено действие ("время").
Введя соответственно обозначения каждому из пяти элементов - D, A, B, C, T, можно выразить организационное решение (u) "что - кто - чем - как - когда" на каждом уровне упорядоченной "пятеркой":
u = (d, a, b, c, t),
где d D, a A, b B, c C, t T и u U.
Следовательно, организационные решения
u = (d, a, b, c, t) являются теми элементами,
из которых формируется вся
u D х A х B х C х T.
В контурах процессов разработки и реализации ЦКП существует проблема взаимосвязи прогноза, плана и программы. При этом в условиях коммерческой организации под планом подразумевается бизнес-план.
При разработке прогноза используются в основном методы экстраполяции, моделирования и экспертизы. При разработке плана - нормативные методы и методы технико-экономического обоснования. При разработке программы применяются и те, и другие методы.
Кроме того, продуктом деятельности менеджмента в области моделирования процессов поведения организации в рыночном пространстве являются только три типа экономических моделей - план, программа и прогноз, семантика каждой из которых рассмотрена выше (см. табл. 5.2). Причина такой, кажущейся ограничительной деятельности менеджмента по моделированию заложена в содержании тех базовых категорий (элементов), которые используются в описании моделей организации и которые способствуют определенным способом ее декомпозиции, анализу и синтезу. Эти базовые категории рассмотрены выше и соответствуют полному набору во-просов, ответы на которые дают четкое представление о реальной организации:
1) для чего нужна данная
2) как устроена и работает организация - "Оргструктура";
3) каким образом и с помощью чего работает организация - "Ресурсы";
4) какова длительность
5) в каких условиях
Все эти категории, как это показано выше, в процессе их ма-тематического описания, образуют систему зависимых элементов. Изменение содержания одной из категорий оказывает влияние на содержание других в одной и той же организации.
Таким образом, путем исследования определений моделей типа "план", "прогноз", "программа" в разрезе категорий "время", "цель", "ресурсы", "структура" и "среда" представляется возможным выделить общие и различные для всех них элементы определения.
Из табл. 5.3 видно, что каждая экономическая модель ("план", "прогноз", "программа") характеризуется большим числом свойств и аспектов поведения целенаправленных организаций. При этом каждая модель включает в себя все пять базовых категорий, в то время как последние внутри каждой из них используют разное сочетание элементов определения. Именно это и характеризует различия плана, прогноза и программы, поскольку внутри каждого класса модели используются разные сочетания базовых элементов определений. В то же время имеющиеся общие элементы устанавливают взаимные структурные связи моделей, т.е. связи между планом, прогнозом и программой. При этом между ними существуют не только структурные, но и функциональные связи.
Таблица 5.3
Оценка единства и различия между моделями"план", "прогноз", "программа"
Категория
Элемент
Тип модели
определения
«план»
«прогноз»
«программа»
Время
Время
+
+
+
Ограничение времени
+
-
+
Цель
Цель
+
+
+
Система целей
+
-
+
Вероятность цели
+
-
-
Оценка цели
+
+
+
Мера цели
-
+
-
Область общественно
полезных целей
-
+
-
Достоверность целей
-
-
+
Идеи, планы, проекты
-
-
+
Ресурсы
Ресурсы
+
+
+
Поддержка ресурсами
+
-
-
Вероятность поддержки
ресурсами
-
+
+
Исполнитель
+
-
+
Структура
Последовательность
действий
+
+
+
Мероприятия
+
-
+
Пути достижения цели
Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления