Методологические основы менеджмента в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы курсовой является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идёт о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая мояШКА.docx

— 125.46 Кб (Скачать файл)

 

 

____________________________________________________________

1) Глик Дж. Хаос: становление новой науки. – М.: Изд. «Инфра-М», 2007, с. 5-6.

Работы по теории хаоса  и теории сложности оказали влияние  на теорию управления. Примером служит очень популярная в последние  годы книга П. Сэнджа "Пятая дисциплина: искусство и практика познания организации". Если для Тейлора главные проблемы – неэффективность и бессмысленные затраты, то для Сэнджа – хаос, сложность и их следствие – потеря цели (бесцельность).

Критикуя тейлоровскую систему  разделения труда на составные части (как и всю науку XIX столетия), Сэндж отмечает, что с самого начала нас учат разбивать проблему на части, мир – на фрагменты. Хотя, видимо, в результате сложные задачи становятся более лёгкими для управления, мы платим за это скрытую от глаз огромную цену, не можем видеть последствия наших действий, теряем чувство связи по отношению к большему, к целому.

В результате менеджеры являются заложниками самих систем, которыми призваны руководить. Они не понимают ни лежащую в основе этих систем динамику, ни то, как повлиять на неё, чтобы достичь организационных целей данной организации. Идея о менеджере как о человеке, который знает всё и может спланировать работу организации на базе научных методов, в основном не соответствует сегодняшнему дню.

П. Сэндж отмечает, что  существует ограниченное число таких  процессов обратной связи, которые  действуют в любой организации. Он называет их "прототипами систем". В определённом смысле это организационные эквиваленты "странных", "привлекающих" путей развития теории хаоса, т.е. основные рисунки поведения, постоянно возникающие во всех организациях.

Именно систематическое, автоматическое качество этих процессов  объясняет чувство "вне контроля", которое испытывают многие руководители. Не понимая "прототипы систем", они видят лишь какую-то часть проблемы, а не всю её в целом.1)

В современных организациях задача менеджеров состоит в том, чтобы понять систематические процессы, управляющие человеческим поведением, и использовать их. Искусство понимания системы заключается в умении доходить до причин, лежащих в основе изменений. Когда же менеджеры понимают динамику этих прототипов, они в состоянии действительно осуществить какие-то изменения.

Осмысление и использование  систем позволит создать "познающую, самообучающуюся организацию". Такая организация имеет характеристики, аналогичные сложным адаптивным системам, которые учёные обнаруживают в природе. Это высокодецентрализовання система, в которой при любом числе процессов принятия решений на местном (локальном) уровне сохраняется порядок во всей системе. Она постоянно адаптируется к изменениям.

 

____________________________________________________________

1) Сэндж П. Пятая дисциплина: искусство и практика познания организации. – М.: Изд.  
«Инфра-М», 2007, с. 183-205.

По существу первым менеджером был английский промышленник Роберт Оуэн. На своей прядильной фабрике  в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820 г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимоотношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.

Первым учебником по управлению (менеджменту) считается книга английского  профессора математики, инженера и  предпринимателя Чарльза Бебиджа  "Экономика машин и производства" (1832 г.).

Основателем классической школы  управления, и вообще менеджмента является Франклин Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах "Научная организация труда" (1912 г.), "Научные основы организации промышленных предприятий", "Тейлор о тейлоризме". Тейлор пришёл к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить, как и в каком объёме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.

Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что  предстоит сделать самым лучшим и дешёвым способом.

Тейлор сформулировал  функции, элементы и принципы научного менеджмента.

Теоретически работы Ф. Тейлора  были обоснованы инженером-социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жёсткий порядок, подкреплённый  соответствующими правилами, - наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М. Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жёстко ограниченные полномочия и заранее оговорённая ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.

Основными проблемами менеджмента  на современном этапе являются нововведения, интеграция и интернационализация.

Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в многообразных  направлениях. Начало "тихой управленческой революции" совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему своё отражение в так называемой американской модели, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели менеджмента, приходит неформальное направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, "информационное".

Характерные для менеджмента  черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический  аспекты.

Содержание экономического аспекта составляет управление процессом  производства, в ходе которого достигается  координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические  аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации  и руководству усилиями всего  персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится  система власти, посредством которой  регулируются отношения между руководителем  и подчинёнными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и  обычаи.

Правовой аспект менеджмента  отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее  значение имеют положения торгового  права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование  бизнеса, включающие антитрестовое  законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Организационно-технический  аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический  отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых  ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент в зависимости  от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль.

Стратегическое управление включает:

- выработку цели менеджмента;

- прогнозирование как  предвидение результатов развития, совершающегося под действием  существующих факторов;

- перспективное планирование  как систему мер, необходимых  для преодоления отклонения прогнозируемых  итогов от установленной цели.

Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных  мер, которая подразделяется на:

- организацию как создание  нужной структуры и необходимых  ресурсов;

- руководство как распорядительство  (мотивация) в условиях созданной  структуры.

Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

 

1.1 Сущность, принципы, цели и задачи менеджмента

Современная система управления должна иметь следующие характеристики:

- небольшие подразделения,  укомплектованные небольшим числом  высококвалифицированных людей;

- небольшое число уровней  управления;

- структура, основанная  на командах специалистов;

- ассортимент и качество  продукции, ориентированные на потребителя.

Понятие "Менеджмент" можно  рассматривать с 3-х точек зрения:

1. Менеджмент – это  вид деятельности по руководству  людьми, т.е. функция;

2. Менеджмент – это  область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;

3. Менеджмент – это  категория людей (менеджеров), социальный  слой тех, кто осуществляет  работу по управлению.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.1)

Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики  означает:

- ориентацию фирмы на  спрос и потребности рынка,  на запросы конкретных потребителей  и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

- постоянное стремление  к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов  с меньшими затратами;

- хозяйственную самостоятельность,  обеспечивающую свободу принятия  решений тем, кто несёт ответственность  за конечные результаты деятельности  фирмы или её подразделений;

- постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

- выявление конечного  результата деятельности фирмы  или её хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

- необходимость использования  современной информационной базы  с компьютерной техникой для  многовариантных расчётов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

 

 

____________________________________________________________

1) Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: Изд. «ЮНИТИ», 2006, с. 10.

Менеджмент как наука. Под научными основами менеджмента  понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую  базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.

На формирование менеджмента  как науки повлияли достижения таких  дисциплин как: психология, психофизиология, социология, органомика, общественные науки.

Менеджмент, как аппарат  управления или категория людей. Людей профессионально занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином "менеджмент" подразумевается определённая категория людей и аппарат управления конкретной фирмой.

Менеджер – это профессиональный работник (наёмный работник), управляющий, специалист по менеджменту.

Методология менеджмента  реализуется в соответствии с  определёнными принципами.

Принципы менеджмента  – основополагающие идеи и правила  поведения руководителей по осуществлению  своих управленческих функций. Эти  принципы – отражение объективных  закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации  менеджмента. В соответствии с этими  требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения  между его уровнями, между организациями  и государством, применяются те или  иные методы управления.

Главным в менеджменте  считается принцип научности  в сочетании с элементами искусства. Менеджмент использует сведения многих наук, что вызвано сложностью и  разнообразием решения проблем  современной хозяйственной практики. Вместе с тем ситуации во внешнем окружении и внутренней среде организации меняются и могут меняться так стремительно, что на поиск научно обоснованного решения проблемы нет времени. Тогда успех зависит от искусства, мастерства руководителя. Мастерство определяется умом, знаниями, опытом и талантом.

Принцип целенаправленности означает, что менеджмент как процесс  должен быть ориентирован на решение  конкретных проблем организации.

Суть принципов функциональной специализации и универсальности заключается в том, что к любому объекту менеджмента требуется индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностями функционирования объекта управления. В то же время действия менеджмента направлены на руководство людьми. Поэтому в менеджменте должно быть универсальное, нечто общее для руководства людьми.

Информация о работе Методологические основы менеджмента в Казахстане