Методологические основы менеджмента в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы курсовой является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идёт о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая мояШКА.docx

— 125.46 Кб (Скачать файл)

Для государственной службы Президент страны Н.А. Назарбаев  определил следующие принципы:

а) Уметь распоряжаться  властью, который дал народ, не поддаваться  её соблазнам;

б) Необходимо думать о благе общества, которому ты служишь, а не о выгодах для себя;

в) Надо, чтобы госслужащий  жил, не опасаясь вопроса: на что жить?

г) Управлять так, чтобы  не потерять доверия людей;

д) Подбирать на должности  тех, кто способен профессионально  вести дело.

"Государством осуществляется подготовка современных специалистов в области менеджмента и рыночной экономики, отвечающих мировым стандартам образования".1)

Теоретические и прикладные аспекты казахстанского менеджмента  только начинают разрабатываться и  требуют дальнейшего исследования.

Первым учебником по менеджменту  в Казахстане является книга Ахметова К. "Основы менеджмента" (1992 г.). Затем вышли в свет:

* Бердалиев К.Б. - "Основы управления экономикой Казахстана" (1998 г.), "Основы менеджмента" на русском (1995 г.) и казахском языках (1994 г.);

* Каренов Р.С. – изучал  вопросы кадрового менеджмента  в Казахстане "Кадровый менеджмент";

* Абдрешев А.А. – теоретические  аспекты производственного менеджмента  с позиции казахстанских предприятий  "Производственный менеджмент  предприятия";

* Нурсеитов А.А. – вопросы  финансового менеджмента "Финансовый менеджмент".

Приведём наиболее важные положения парадигмы управления переходной экономикой, сформулированные к настоящему времени:

1. Гибкое сочетание методов  рыночного регулирования с государственным  регулированием социально-экономических  процессов.

2. Формирование и функционирование  рыночных хозяйствующих субъектов  как открытых социально-ориентированных  систем.

3. Самоуправление на всех  уровнях хозяйствования.

4. Сочетание рыночных  и административных методов управления  предприятиями государственного  сектора экономики.

Накопленный зарубежный опыт конечно же необходимо использовать и лучшее из него применять в Казахстане, но при соблюдении двух главных условий:

Во-первых, требуется учесть особенности предшествующего развития и современного состояния экономики, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода  преобразований и др. факторы и  условия.

 

____________________________________________________________

1) Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. – Алматы: Изд. «Бiлiм», 2005, с. 13.

Во-вторых, в её основу должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в менеджменте стран  с рыночной экономикой. Это позволит интегрировать отечественное народное хозяйство в мировую экономическую  систему.

Казахстан осуществляет миролюбивую  внешнюю политику, направленную на развитие взаимовыгодного, многостороннего  и равноправного сотрудничества как с соседними государствами  – прежде всего, с Россией и  Китаем, так и со всеми заинтересованными  странами, а также с международными политическими и финансовыми  организациями. Казахстан, заявивший  о миролюбивом характере своей  внешней политики, закономерно увязывает  вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного  доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. Сегодня Казахстан выступает с большим количеством неординарных инициатив, находящих широкий отклик в мировом сообществе. И это количество перешло в новое качество. Наша республика неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.

Таким образом, достижения Казахстана во внешнеполитической сфере и в международных отношениях во многом зависят и будут зависеть в дальнейшем от состояния экономики. Тем более что без модернизации экономической и политической жизни страны, а также её технологического обновления невозможно дальнейшее успешное развитие страны и сохранение высоких темпов развития, что подтверждает опыт передовых азиатских экономик.

В этом отношении предложенная Президентом Республики Казахстан  Н.А. Назарбаевым Стратегия по вхождению  в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных  стран мира, определяющая и конкретизирующая цели и направленность казахстанских  реформ, имеет большое значение. Суть этой стратегии, в соответствии с президентским Посланием, состоит  в продвижении Казахстана в число  наиболее динамично развивающихся  государств мира. При этом республика намерена выступать на международной арене в качестве государства с современной и открытой рыночной экономикой, уважающего демократические нормы и строго соблюдающего свои международные обязательства.1)

Провозглашаемые ориентиры  подчёркивают приверженность Казахстана принципам мирного сосуществования, добрососедства и взаимовыгодного  сотрудничества государств, а также  свидетельствуют о стремлении влиться  в сообщество влиятельных демократических  государств, развивающихся и взаимодействующих  на основе рыночных принципов.

____________________________________________________________

1) Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. – Алматы: Изд. «Бiлiм», 2005, с. 44-57.

Ключевое слово здесь  – конкурентоспособность, что подразумевает  отказ от догоняющего развития и  сосредоточение на поднятии секторов и сегментов казахстанской экономики, способных выдерживать жесточайшую  конкуренцию на международных рынках и функционировать в условиях глобализации.

 

2.2 Сущность, виды и система организации управления менеджментом в РК

В интерпретации казахстанских  особенностей менеджмента преобладающее значение имеет цель максимизации прибыли. Это проявляется в том, что рост цен не сопровождается улучшением качества, информации о потребительских свойствах продукции – ложная, реклама – агрессивная и навязчивая, продукция на рынке – в значительных объёмах фальсифицированная. В социальном измерении особенности казахстанского менеджмента заключаются в том, что организационная среда находится в стадии формирования, властные полномочия централизуются у лидера организации (так называемый "самоцентризм"), распространена практика формирования команды "под себя", а при подборе сотрудников большое значение придаётся личному знакомству и рекомендациям, что представляет предпринимателю дополнительные рычаги для контроля.

Казахстанский менеджмент в  целом имеет позитивные качества и основывается на образованности и  креативности наших предпринимателей, их стрессоустойчивости и патриотизме. Негативными проявлениями менеджмента можно назвать слабую заинтересованность персонала в конечных результатах, невысокую оплату труда, задержки выплат, нарушение норм трудового законодательства, несовершенную систему управления персоналом.

Причинами сложившегося менеджмента  можно назвать низкий уровень  институционализации внешней и  внутренней среды. Система бизнес-образования не учитывает казахстанские реалии, не развита сеть консалтинговых и исследовательских организаций, характер менеджмента – субъективный.

Есть разные взгляды на менеджмент: для крупного бизнеса  важны стратегия, миссия, философия, но владельцу трёх ларьков "великая стратегия 10-летнего завоевания рынка" не нужна. Не нужно вдохновлять миссией и философией компанию из 20-ти человек – для них достаточно одной харизмы руководителя, а философствования об эффективности и менеджменте актуальны лишь для незначительной части предпринимателей и населения.

Если условно разделить  бизнес на экспортный, импортный и  внутренний, то различные сертификации по ISO, по организационной структуре, корпоративное управление и пр. больше нужны экспортному бизнесу. Компании-импортёры, дистрибьюторы, дилеры, иностранные банки и т.д. не заостряют на этом внимание, поскольку за них уже всё решено – есть курсы для менеджеров, планы, тренинги. Внутренним компаниям, оперирующим на казахстанском рынке, тоже зацикливаться на менеджменте и стратегиях не нужно. С одной стороны, они конкурируют с подобными себе, с другой – очень быстро друг у друга перенимают: просто копируй и делай лучше!

"Мы можем сделать менеджмент эффективным. Для этого надо отвлечься от больших и абстрактных теорий, возрождать нормальную плановую экономику. Увлекаться играми, принимая англо-саксонскую модель со стратегиями и свободным духом предпринимательства, и при этом иметь сильное государственное участие – самих себя обманывать. Поэтому нужно вводить нормальную исполнительскую дисциплину, нормальный менеджмент, реально выполнимые планы и ответственность. Важно создавать свой, казахстанский менеджмент, учитывая наши особенности и специфику. Второй момент: необходимо создать прикладной и адаптированный курс МВА, как программу Слоуна, и эту программу надо построить на пропаганде успешных казахстанских кейсов. Важно активизировать экспортное направление бизнеса, заниматься пропагандой экспортёров".1)

Казахстанский менеджер, покупая  у казахстанского же менеджера, не повысит  эффективности – закрытые системы  не развиваются. Система развивается, когда конкурирует с кем-то снаружи, когда есть, условно говоря, казахстанский  и неказахстанский менеджмент.

Как минимум мы должны различать  предпринимательство и менеджмент. Предприниматели – это собственники частного капитала, которые инвестируют, финансируют, создают и ликвидируют  предприятия. Причём, порой искусство  предпринимателя проявляется в  большей степени при ликвидации. Они управляют капиталом, их предприятия  не интересуют, у них совершенно иные цели и ценности. Это очень  важный слой – они создают рыночную экономику.

А менеджеры не финансируют, не создают бизнес и не ликвидируют  бизнес. Их цель – это предприятия, их интересует капитал, поскольку от них требуют отдачи по капиталу. Их задача – управлять предприятием, администрировать бизнес. И вот тут и кроется коренное различие между менеджером и предпринимателем.

Предприниматель – это  не профессия и даже не должность. В свою очередь менеджер – это  профессия, наёмные управляющие  предприятием являются отдельным институтом в обществе, более того – это  важнейший элемент рыночной инфраструктуры.

Менеджмент обладает самостоятельной  ценностью, более приоритетной, чем  нам кажется. К примеру, у нас люди не понимают корпоративное управление, различия между функциями владения и распоряжения. Распорядители – это менеджеры, а владельцы – 

____________________________________________________________

1) См. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. – Алматы: Изд. «Бiлiм», 2007, с. 30-33.

это предприниматели. Мы должны чётко понимать, что менеджер служит предприятию как единому телу, не акционеру – даже контрольному, а единому телу.

Необходимо различать  корпоративное управление и корпоративный  менеджмент. Корпоративное управление – это регулирующие отношения  между менеджментом и предпринимательством, а корпоративный менеджмент –  это чистая практика управления предприятием, так называемое бизнес-администрирование.

У нас существует большой  разрыв между тем, что разрабатывается  в головном офисе и тем, как  это реализуется. Принимаемые решения  не выполняются. Проблема в их исполнении.

"В Казахстане бизнес ориентирован на максимизацию прибыли. Ключевое в бизнесе – это кадры, и в этом плане казахстанскому менеджменту не хватает эффективного управления человеческими ресурсами.

Возможности для эффективности  у нас есть. Нужно к тому, что  исторически сложилось, прибавить  то, чего требуют современные экономические  ситуации".1)

 

2.3 Концепция развития систем менеджмента в Республике Казахстан до 2015 года

Развитие рыночной экономики  в Казахстане определило новые приоритеты развития производства: повышение конкурентоспособности  производимой в Казахстане продукции; осуществление перехода от добывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание системы обеспечения  безопасности потребляемой продукции.

В связи с этим возникла необходимость использования нового подхода к решению вышеназванных  задач. Решение проблем обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, безопасности  отечественной продукции, расширения экспорта казахстанской продукции на зарубежные рынки сфокусировалось на достижении высокого уровня качества продукции, внедрении современных систем менеджмента.

В индустриально развитых странах уже давно интенсивная  конкуренция и технологическое  усложнение производства сделали внедрение  и поддержание современных систем менеджмента крайне необходимыми.

Информация о работе Методологические основы менеджмента в Казахстане