Методологические основы менеджмента в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы курсовой является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идёт о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая мояШКА.docx

— 125.46 Кб (Скачать файл)

- активизация обучения  специалистов республики по вопросам  систем менеджмента, в первую очередь высшего руководства;

- активное участие в  работе ISO/ТC 176, международных организациях по качеству;

- проведение научно-исследовательских  работ в области систем менеджмента  и разработка рекомендации, в  том числе  по интеграции системы менеджмента;

- совершенствование системы  материального стимулирования предприятий  и организаций, внедряющих системы менеджмента;

- активизация работ и  поэтапная передача ведения координационных  работ по системам менеджмента  Совету по качеству и Ассоциации  участников системы технического  регулирования и метрологии.

Реализация настоящей  Концепции будет способствовать динамичному и качественному  развитию казахстанских организаций  и предприятий, выпускающих продукцию  и оказывающих услуги, в том  числе консалтинговые в области  разработки и внедрения систем менеджмента,       созданию национальной системы подготовки экспертов-аудиторов в области  систем менеджмента, отвечающей международным  стандартам и позволяющей Казахстану интегрировать в мировое пространство.

Так, количество предприятий, внедривших интегрированные системы  менеджмента, к 2015 году предполагается увеличить до двух тысяч, количество предприятий, внедривших отдельные  системы менеджмента до трёх тысяч.

Предполагается, что вдвое  возрастёт количество экспертов-аудиторов  по всем направлениям системы менеджмента, в том числе половина экспертов-аудиторов  республики Казахстан будут зарегистрированы в международном реестре и  признаваемы в ближнем и дальнем  зарубежье.

В результате внедрения в  практику базисных положений данной Концепции будет развита система  поощрений, обеспечивающая поддержку  уровня профессионального мастерства, возрастёт роль человеческого потенциала, что будет способствовать решению стратегической задачи по вхождению Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________

1) См. Сатбаев Р.А., Дугалов Г.Т. Концепция развития систем менеджмента в Республике Казахстан до 2015 года. – Астана: Изд. «КазИнСТ и ТОО БаЕр ltd», 2012, с. 68-83.

Заключение

 

На формирование менеджмента  как науки повлияли достижения таких  дисциплин как: психология, психофизиология, социология, органомика, общественные науки.

Осмысление и использование  систем позволит создать "познающую, самообучающуюся организацию". Такая  организация имеет характеристики, аналогичные сложным адаптивным системам, которые учёные обнаруживают в природе. Это высокодецентрализовання  система, в которой при любом  числе процессов принятия решений  на местном (локальном) уровне сохраняется  порядок во всей системе. Она постоянно  адаптируется к изменениям.

Таким образом, основными проблемами менеджмента на современном этапе являются нововведения, интеграция и интернационализация. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

Также общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определённости, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма. Методами менеджмента являются система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Накопленный зарубежный опыт, конечно же, необходимо использовать и лучшее из него применять в Казахстане, но при соблюдении двух главных условий:

Во-первых, требуется учесть особенности предшествующего развития и современного состояния экономики, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода  преобразований и др. факторы и  условия.

Во-вторых, в её основу должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в менеджменте стран  с рыночной экономикой. Это позволит интегрировать отечественное народное хозяйство в мировую экономическую  систему.

По моему мнению, достижения Казахстана во внешнеполитической сфере и международный вес республики во многом зависят и будет зависеть в дальнейшем от состояния экономики. Очевидно, что без модернизации экономической и политической жизни страны, её технологического обновления невозможно дальнейшее успешное развитие страны и сохранение высоких темпов развития, что подтверждает опыт передовых азиатских экономик.

Мы можем сделать менеджмент эффективным. Для этого надо отвлечься  от больших и абстрактных теорий, возрождать нормальную плановую экономику. Поэтому нужно вводить нормальную исполнительскую дисциплину, перспективный менеджмент, реально выполнимые планы и ответственность. Важно создавать свой, казахстанский менеджмент, учитывая наши особенности и специфику.

Мне кажется, что мы потеряли тот переломный момент в начале 2000-х, когда была ещё возможность казахстанскому менеджменту встать на цивилизованный путь. Появились огромные для страны образования, куда стали стекаться  все деньги; появился закон о госзакупках  для снижения уровня коррупции, но он создал другую ситуацию. Сейчас многие думают, а нужен ли закон о госзакупках? Предпринимательство всё-таки живёт, мы ушли из советской системы, в которой  было очень много планового, наносного, политического.

У нас существует большой  разрыв между тем, что разрабатывается  в головном офисе и тем, как  это реализуется. Принимаемые решения  не выполняются. Проблема в их исполнении. Также в Казахстане бизнес ориентирован на максимизацию прибыли, ключевое в бизнесе – это кадры, и в этом плане казахстанскому менеджменту не хватает эффективного управления человеческими ресурсами.

В современных организациях, по моему мнению, задача менеджеров состоит в том, чтобы понять систематические процессы, управляющие человеческим поведением и использовать их. Искусство понимания системы заключается в умении доходить до причин, лежащих в основе изменений. Когда же менеджеры понимают динамику этих прототипов, они в состоянии действительно осуществить какие-то изменения в будущем, наверстать упущенные моменты.

Возможности для эффективности  у нас есть. Нужно к тому, что  исторически сложилось, прибавить  то, чего требуют современные экономические  ситуации.

В современной системе управления должны присутствовать такие важнейшие характеристики для того, чтобы организация могла просуществовать долгое время:

- небольшие подразделения,  укомплектованные небольшим числом  высококвалифицированных людей;

- небольшое число уровней  управления;

- структура, основанная  на командах специалистов (персонал);

- ассортимент и качество  продукции, ориентированные на  потребителя.

Таким образом, менеджмент невозможен без соблюдения принципа учёта индивидуальных особенностей и психологии персонала, закономерностей межличностных отношений и группового поведения, т.к. управление осуществляется людьми. Такой подход обеспечивает нормальный морально-психологический климат в коллективе организации. Решения в этом случае вырабатываются взвешенными и принимаются работниками к исполнению.

Эффективный современный менеджмент не может быть наиболее результативным без соблюдения принципа максимально широкого вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на всех стадиях. Принятые затем решения, в выработку которых вложен труд и идеи исполнителей, реализуются с большей заинтересованностью и активностью, чем команды начальников.

Накопленный зарубежный опыт, конечно же, необходимо использовать и лучшее из него применять в Казахстане, но при соблюдении двух главных условий:

Во-первых, требуется учесть особенности предшествующего развития и современного состояния экономики, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода  преобразований и др. факторы и  условия.

Во-вторых, в её основу должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в менеджменте стран  с рыночной экономикой. Это позволит интегрировать отечественное народное хозяйство в мировую экономическую  систему.

Сегодня Казахстан, по моему мнению, выступает с большим количеством неординарных инициатив, находящих широкий отклик в мировом сообществе. И это количество перешло в новое качество. Наша республика неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. – Алматы: Изд. «Бiлiм», 2007.

2. Назарбаев Н.А. Казахстан  на пороге нового рывка вперёд  в своём развитии: Послание Президента  Республики Казахстан народу  Казахстана. – Астана: Изд. «Елорда», 2006.

3. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. – Алматы: Изд. «Бiлiм», 2005.

4. Калиев Г.А., Турсынов С.Г. Менеджмент в современном Казахстане. Ж. "Казахстанский менеджмент в начале XXI века". – Алматы:  
Изд. «Каз-ЦЕНТР», 2012.

5. Осипова Ю.М. Современные  принципы менеджмента в условиях  рынка. Ж. "Российский менеджмент  в современности". – М.: 
Изд. «Москва-Ф», 2003.

6. Сатбаев Р.А., Дугалов Г.Т. Техническое регулирование и метрология: индустрия и новые технологии РК. Ж. "Концепция развития систем менеджмента в Республике Казахстан до 2015 года". – Астана:  
Изд. «КазИнСТ и ТОО БаЕр ltd», 2012.

7. Бердалиев К.Б. Менеджмент. – Алматы: Изд. «Бiлiм», 2006, 2008.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.:  
Изд. «Юнити-Дана», 2005.

9. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Изд. «Банки и биржи»,  
1997, 2002, 2008.

10. Глик Дж. Хаос: становление новой науки. – М.:  
Изд. «Инфра-М», 2007.

11. Горшкова Л.А., Горбунова М.В. Основы управления организацией: Практикум. – М.: Изд. «КНОРУС», 2006.

12. Данилов-Данилян В.И. Современный менеджмент: принципы и правила". – Нижний Новгород: Изд. «Дайджест», 2011.

13. Зайцева О.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. «Центр», 2009.

14. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.:  
Изд. «Финансы и статистика», 1998, 2004, 2007.

15. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. – М.: «ИКК Дека», 2007.

16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Изд. «Дело», 2003, 2007, 2010.

17. Орлов Е.В. Современный управленческий словарь: Менеджер. – Спб.: Изд. «ЭКОРТ», 2012.

18. Оучи У. Методы организации производства: японский и американские подходы. – М.: Изд. «Инфра-М», 2008.

19. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2005.

20. Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Менеджмент организаций: Учебное пособие. – М.: Изд. «Инфра-М», 2005.

21. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. – М.:  
Изд. «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008.

22. Сабденов О.С. Экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века. – Алматы: Изд. «КАЗАХСТАН», 1997, 2008.

23. Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.

24. Сэндж П. Пятая дисциплина: искусство и практика познания организации. – М.: Изд. «Инфра-М», 2007.

25. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. – М.: Изд. ИНФРА-М, 2005.

26. Турысов К.К., Есентугелов  А.А. Экономические реформы: состояние  экономики, проблемы, пути и перспективы  экономического развития. – Алматы: Изд. «Бiлiм», 2010.

27. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Изд. «Акалис», 2006.

28. Тейлор Ф. Принципы научного управления. – М.:  
Изд. «Инфра-М», 2006.

29. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.:  
Изд. «Инфра-М», 2006.

30. Файоль А., Эмерсон Т., Форд Т. Управление – это наука и искусство. – М.: Изд. «Республика», 2002.

31. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008.

Информация о работе Методологические основы менеджмента в Казахстане