Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа
Актуальностью данной темы курсовой является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идёт о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.
6. Принцип первого руководителя.
Этот принцип гласит – при
организации выполнения
7. Принцип одноразового ввода информации. Один раз введённая в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач – вот суть этого важного принципа управления. Накопление производственной, экономической, кадровой и нормативно-справочной информации является основой для создания баз и банков данных, незаменимым инструментом для получения руководителем и всеми структурными подразделениями предприятия объективных и достоверных данных о ходе технологического процесса.
8. Принцип новых задач.
Применение современных систем
математического
9. Принцип повышения
10. Принцип "Монтера-Мечникова" означает, что любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убеждён в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника, пока не будет создана вакансия; нельзя поставлять товар без предварительной оплаты или открывать совместное дело без товарного кредита.
11. Принцип цели. В управлении
проблема цели является
12. Принцип ориентации
на потребителя. Руководство
13. Принцип процессного подхода означает использовать бизнес-процессы.
14. Принцип постоянного
улучшения. Игнорировать
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определённых факторов.
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.
Цели обладают рядом характеристик:
- конкретные и измеримые
цели. Выражая цели в конкретных
измеримых формах, руководство создаёт
чёткую базу отсчёта для
- ориентация целей во
времени. В первую очередь
______________________________
1) Осипова Ю.М. Современные принципы менеджмента в условиях рынка. Ж. "Российский менеджмент в современности". – М.: Изд. «Москва-Ф», 2003, №14, с. 12-17.
- достижимые цели. Цели
устанавливают так, чтобы они
не превышали возможности
- взаимно поддерживающие
цели. Действия и решения,
"Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путём рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также каждого работника".1)
Классификация целей может осуществляться:
- по охватывающей сфере (общая, частная цели);
- значению (главная, промежуточная, второстепенная);
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
- предмету цели (рассчитан
на общий или частный
Типично результативно-хозяйственные цели:
- стремление к доходу;
- стремление к имущественному
состоянию (например, доведение фирмы
до состояния, обеспечивающего
возможность её выгодной
- стремление к увеличению оборота;
- стремление к снижению расходов.
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.
Задачи – это цели, достижение которых желательно к определённому моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.
Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговорённые сроки.
Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Цели и ограничения выполняют следующие задачи:
- функция инициативы (сопоставление
существующего состояния с
- инструмент управления (руководящие требования);
- критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив);
- инструмент координации;
- инструмент контроля.
Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).
______________________________
1) Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Изд. «ЮНИТИ», 2006, с. 21.
Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует чётко определить:
- содержание цели;
- её размер (максимум, минимум, уровень);
- временные параметры;
- пространственные
- персональную привязку;
- ранг в иерархии целей.
В структуре любого предприятия можно выделить два вида разделения труда менеджеров – горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управления и т.д.
Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента.
На предприятии выделяется три иерархических уровня менеджмента:
1. Высший – руководитель
предприятия, его первые
2. Средний – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия (до 60% всей численности менеджеров предприятия);
3. Низший – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.д.
Чем выше иерархический уровень
менеджера, тем в большей степени
в его деятельности присутствуют
функции определения целей
1.2 Методологические основы менеджмента и его организация
"Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе".1)
Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого
знания в виде новых понятий,
категорий, законов, гипотез,
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
______________________________
1) Орлов Е.В. Современный управленческий словарь: Менеджер. – Спб.: Изд. «ЭКОРТ», 2012, с. 216
Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.
Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определённости, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.
Конкретными основами методологии менеджмента являются:
- экономические науки:
экономическая теория, институциональная
экономика, финансы и кредит, бухгалтерский
учёт, маркетинг, экономическая
- системный подход, который
является методологией общей
теории систем. Системный подход
базируется на понятии "
- кибернетический подход,
являющийся методологией общей
теории управления (кибернетики)
и представляющий собой
Информация о работе Методологические основы менеджмента в Казахстане