Методологические основы менеджмента в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы курсовой является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идёт о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая мояШКА.docx

— 125.46 Кб (Скачать файл)

6. Принцип первого руководителя. Этот принцип гласит – при  организации выполнения важного  производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия, т.к. только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия.

7. Принцип одноразового  ввода информации. Один раз введённая в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач – вот суть этого важного принципа управления. Накопление производственной, экономической, кадровой и нормативно-справочной информации является основой для создания баз и банков данных, незаменимым инструментом для получения руководителем и всеми структурными подразделениями предприятия объективных и достоверных данных о ходе технологического процесса.

8. Принцип новых задач.  Применение современных систем  математического программирования  и технических средств обработки  информации позволяет решать  и накапливать принципиально  новые производственные и научные  задачи. Применение современной  компьютерной техники и мощного  комплекса программных средств  позволяет создавать новые методики  планирования и управления, новые информационные технологии, которые в традиционных системах нельзя было применить из-за невозможности обработки большого объёма информации в жёсткие сроки.

9. Принцип повышения квалификации. Принцип управления настоятельно  требует обязательного повышения  квалификации всех сотрудников,  занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.  Другим методом управления обучения является ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трёх месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов. Необходимость ротации и постоянного повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики.

10. Принцип "Монтера-Мечникова" означает, что любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убеждён в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника, пока не будет создана вакансия; нельзя поставлять товар без предварительной оплаты или открывать совместное дело без товарного кредита.

11. Принцип цели. В управлении  проблема цели является центральной,  она определяет и регулирует  действия и является основным  законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. Функционирование любой системы, включая и человеческую деятельность, будет эффективной, если в причинно-следственную связь между элементами её структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, чётко сформулированная цель.

12. Принцип ориентации  на потребителя. Руководство предприятия  должно донести свою стратегию  и связанные с её реализацией  рабочие планы до всех сотрудников  компании, её партнёров и других  людей вне предприятия, имеющих  отношение к решению этих задач.  Однако самое важное – наладить тесные взаимосвязи с клиентами и постоянно извлекать уроки из поступающей от них информации. На обеспечение этой главной потребности необходимо направлять весь потенциал компании. В этом помогают информационные технологии. Они объединяют усилия индивидуумов, формируя совершённые корпоративные действия в интересах клиентов.

13. Принцип процессного подхода означает использовать бизнес-процессы.

14. Принцип постоянного  улучшения. Игнорировать плохие  новости – кратчайший путь  к упадку. Реакция компании на незапланированные события – хорошие или плохие – главный индикатор её способности вести конкурентную борьбу. Со стратегической точки зрения, главная задача руководителя – своевременно увидеть негативный момент и мобилизовать сотрудников на его устранение.1)

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы  используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определённых факторов.

Различаются цели общие и  глобальные, разрабатываемые для  фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам  и направлениям деятельности производственно-хозяйственных  подразделений на основе общих целей  или ориентиров.

Цели обладают рядом характеристик:

- конкретные и измеримые  цели. Выражая цели в конкретных  измеримых формах, руководство создаёт  чёткую базу отсчёта для последующих  решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация  в направлении осуществления  целей;

- ориентация целей во  времени. В первую очередь формулируют  долгосрочные цели, затем вырабатываются  средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;

____________________________________________________________

1) Осипова Ю.М. Современные принципы менеджмента в условиях рынка. Ж. "Российский менеджмент в современности". – М.: Изд. «Москва-Ф», 2003, №14, с. 12-17.

- достижимые цели. Цели  устанавливают так, чтобы они  не превышали возможности организации;

- взаимно поддерживающие  цели. Действия и решения, необходимые  для достижения одной цели, не  должны мешать достижению других.

"Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путём рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также каждого работника".1)

Классификация целей может  осуществляться:

- по охватывающей сфере  (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная, второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан  на общий или частный результат).

Типично результативно-хозяйственные  цели:

- стремление к доходу;

- стремление к имущественному  состоянию (например, доведение фирмы  до состояния, обеспечивающего  возможность её выгодной продажи);

- стремление к увеличению  оборота;

- стремление к снижению  расходов.

Кроме того, могут иметь  место общественные, социальные цели.

Задачи – это цели, достижение которых желательно к  определённому моменту времени  в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает  на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в  оговорённые сроки.

Задачи организации делятся  на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учётом потребителей на основе имеющихся материальных и  людских ресурсов и обеспечение  рентабельности деятельности предприятия  и его стабильного положения  на рынке.

Цели и ограничения  выполняют следующие задачи:

- функция инициативы (сопоставление  существующего состояния с желаемым);

- инструмент управления (руководящие требования);

- критерий принятия решения  (критерии оценки информации и выбор альтернатив);

- инструмент координации;

- инструмент контроля.

Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).

____________________________________________________________

1) Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Изд. «ЮНИТИ», 2006, с. 21.

Формулировка целей и  ограничений является важной задачей  менеджмента. При этом следует чётко  определить:

- содержание цели;

- её размер (максимум, минимум,  уровень);

- временные параметры;

- пространственные характеристики;

- персональную привязку;

- ранг в иерархии целей.

В структуре любого предприятия  можно выделить два вида разделения труда менеджеров – горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному  признаку, т.е. закреплению за ними одной  или нескольких предметных функций  менеджмента. Такое разделение труда  обусловливает создание на предприятии  специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управления и т.д.

Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре  предприятия, составе уровней менеджмента.

На предприятии выделяется три иерархических уровня менеджмента:

1. Высший – руководитель  предприятия, его первые заместители  по функциональным областям деятельности;

2. Средний – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия (до 60% всей численности менеджеров предприятия);

3. Низший – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.д.

Чем выше иерархический уровень  менеджера, тем в большей степени  в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического  планирования и системной организации  инноваций.

 

1.2 Методологические основы менеджмента и его организация

"Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе".1)

Методологию можно определить как систему, реализующую три  функции:

1) получение, создание  нового знания;

2) структурирование этого  знания в виде новых понятий,  категорий, законов, гипотез, теоретических  идей, теорий;

3) организация использования  новых знаний в общественной  практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

____________________________________________________________

1) Орлов Е.В. Современный управленческий словарь: Менеджер. – Спб.: Изд. «ЭКОРТ», 2012, с. 216

Первая функция реализуется  на основе общефилософских и общенаучных  методов и принципов познания; вторая – на основе использования  законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий  конкретных наук применительно к  особым локальным предметным областям.

Общими основами методологии  менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать  управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определённости, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии  менеджмента являются:

- экономические науки:  экономическая теория, институциональная  экономика, финансы и кредит, бухгалтерский  учёт, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие  другие;

- системный подход, который  является методологией общей  теории систем. Системный подход  базируется на понятии "система", под которой понимается совокупность связанных элементов, объединённых в одно целое для достижения определённой цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей  теории управления (кибернетики)  и представляющий собой исследование  системы на основе принципов  кибернетики, в частности с  помощью представления управления  как процессов сбора, передачи  и преобразования информации  об объекте управления и внешней  среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления  передаётся входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передаётся информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких "чёрных ящиков" (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путём выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

Информация о работе Методологические основы менеджмента в Казахстане