Методологические основы менеджмента в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы курсовой является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идёт о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая мояШКА.docx

— 125.46 Кб (Скачать файл)

Исходными предпосылками  разработки Концепции являются: 

1) необходимость повышения  конкурентоспособности казахстанских  предприятий;  

2)  создание условий  для интеграции  казахстанской  экономики в мировую экономику; 

 

____________________________________________________________

1) См. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. – Алматы: Изд. «Бiлiм», 2007, 39-48.

3) обеспечение баланса  интересов государственных органов,  производителей, общественных организаций  и потребителей в условиях  мобильного рынка.

* Миссия:

Объединение усилий органов  власти, предприятий и организаций, в том числе общественных, а  также граждан для содействия решению задач в области качества и конкурентоспособности отечественной  продукции и услуг, активизация  деятельности по созданию и применению Систем Менеджмента, соответствующих  требованиям международных стандартов, постоянного совершенствования  этой деятельности на период до 2015 года.

* Стратегические задачи:

1) Увеличение числа предприятий и организаций Республики Казахстан, использующих мировой опыт внедрения современных систем менеджмента, в том числе интегрированной системы.

2) Оказание помощи предприятиям  в разработке и внедрении современных систем менеджмента.

3)  Совершенствование  системы подготовки и  аттестации  экспертов аудиторов по системам менеджмента.

4) Развитие и совершенствование  механизмов поощрения достижений  в области  качества и   конкурентоспособности отечественной  продукции.

* Мировой опыт внедрения систем менеджмента:

Большую роль в понимании  проблем современного менеджмента  играют стандарты систем менеджмента нового поколения. 

На сегодняшний день имеется  целый ряд международных стандартов, касающихся разработки и внедрения  современных систем менеджмента  в организациях любых размеров, видов  деятельности и форм собственности  – МС ISO 9001:2000 «Системы менеджмента  качества. Требования», МС ISO 14001:2004 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента в области  профессиональной безопасности и охраны труда», МС ISO 22000:2005 «Системы менеджмента  безопасности пищевой продукции. Требования к любым организациям в продуктовой цепи», МС SА 8000:2001 «Социальная ответственность», МС ISO 17025:1999 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», МС ISO/ТS 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях производящих соответствующие запасные части», МС ISO/TS 29001:2003 «Системы менеджмента качества. Нефтяные, нефтехимические и газовые отрасли промышленности.

Отчёт центрального секретариата ISO о сертификации систем менеджмента  качества (по состоянию на конец 2011 года) показывает, что сертификация СМК на соответствие МС ISO 9001 по прежнему востребована во всём мире и число сертифицированных компаний неуклонно возрастает.

* Системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO серии 9000:

Наибольшую популярность и признание в мире получили системы  менеджмента качества, соответствующие  требованиям ISO серии 9000. Первая версия этих стандартов была принята в 1987 году и, начиная с этого времени  стандарты ISO серии 9000 на системы менеджмента  качества - самые внедряемые в мире.

Идеология менеджмента качества заключается в постоянном и систематическом  управлении всеми процессами производства продукции (оказания услуг) компанией, основной целью которой является удовлетворение действующих и ожидаемых  потребностей потребителей,  при  участии всех сотрудников компании и лидирующей роли руководства компании в менеджменте качества.

В странах дальнего зарубежья  системы менеджмента качества широко внедряются на малых предприятиях. Так, в Австралии, где зарегистрировано почти 17 тыс. сертификатов соответствия по стандарту ISO 9001, в подавляющем большинстве это малые предприятия: производство, сфера обслуживания, органы государственного и муниципального управления. В Китае сертификаты соответствия требованиям стандарта ISO 9001 имеют даже дошкольные учреждения.

Системы экологического менеджмента:

Идея экологического менеджмента  – поддержание мер по охране окружающей среды и предотвращению загрязнения  окружающей среды при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. Системы экологического менеджмента обращены к потребностям, касающимся охраны окружающей среды, широкого круга заинтересованных сторон.  

Социальный аспект современного менеджмента определяют такие факторы, как ущемление прав национальных меньшинств и женщин, эксплуатация детского труда, вовлеченность в  формирование местной национальной общественной политики, проблемы отношений  с профессиональными союзами, а  также вопросы оплаты и условий  труда, гигиены и техники безопасности.

Внедрение  систем менеджмента  в области охраны труда и социальной ответственности не так широко представлено в мировой практике, как внедрение  систем менеджмента качества на основе ISO 9001 или экологического  менеджмента  в соответствии со стандартом ISO 14001. Однако фирмы-мировые лидеры на рынке, такие как  «ФОРД», «Мерседес», «Сименс» и другие  внедрили указанные системы менеджмента.

Особые требования по применению ISO 9001:2000 для автомобильной продукции  и релевантных организаций показывают, что было выдано не менее 27999 сертификатов ISO/ТS 16949:2002 в 78 странах и экономических системах. В отчёте по итогам 2011 года, предоставленным IATF (Международная Специальная Автомобильная Группа) показано увеличение на 10952 (+64 %) по сравнению с 2006 г., когда сумма составляла 17047 сертификатов в 80 странах и экономических системах.

Оценка  состояния работ  по внедрению систем менеджмента  в Республике Казахстан. Анализ текущего состояния:

Начиная с 2001 года в Республике Казахстан начала активизироваться деятельность предприятий и организаций  по разработке и внедрению современных  систем менеджмента.

Сформирована нормативная  база стандартов по системам менеджмента, которая насчитывает свыше 30 государственных  стандартов: это стандарты по экологическому менеджменту, менеджменту пищевых  продуктов, профессиональной безопасности и охраны труда, социальной ответственности, нефтяной и газовой промышленности.

К 2012 году число предприятий, имеющих СМК должно увеличиться до 1500.

Более того, в этот процесс  вовлечены все без исключения государственные органы, Акиматы  областей, высшие учебные заведения. СМК внедрили акиматы г. Алматы, Алматинской  области, а также акиматы г. Астаны и Усть-Каменогорска.

В разрезе областей, наибольшее число предприятий, внедривших  СМК,  находится в г. Алматы и Алматинской  области - 278 и 85 предприятий  соответственно, Карагандинской области - 170, Восточно-Казахстанской - 110, г. Астане - 85 предприятий.

Из 548 предприятий, поставляющих продукцию на экспорт,  системы  менеджмента имеют  168 предприятия.

В то же время достигнутые  в Казахстане некоторые успехи в  разработке и внедрении систем менеджмента  нельзя считать достаточными. Порядка 700 предприятий за 6 лет внедривших СМК - не идёт в сравнение ни с одной страной дальнего зарубежья, которые опережают нас в десятки раз. Не внедрены системы на предприятиях малого бизнеса, организациях здравоохранения и образования.

Кроме того, в Республике Казахстан разработаны и внедряются стандарты в области аккредитации на основе международных стандартов, которые содержат требования к системе  менеджмента организаций, осуществляющих деятельность в области оценки соответствия:

Для организованного внедрения  систем менеджмента в государственных  организациях образования, государственных  органах управления, государственных  организациях здравоохранения необходимо определить специфику и в планах бюджетного финансирования предусматривать  по этой специфике в централизованном порядке необходимые средства на эти цели.1)

 

 

____________________________________________________________

1) См. Турысов К.К., Есентугелов А.А. Экономические реформы: состояние экономики, проблемы, пути и перспективы экономического развития. – Алматы: Изд. «Бiлiм», 2010, с. 83-121.

* SWOT – Анализ:

Сильные стороны (S) -

1. Поддержка Правительства  по вопросам качества, внедрения  и сертификации систем менеджмента качества.

2. Наличие Премии Президента  «За достижения в области качества»  и конкурса-выставки «Алтын Сапа».

3. Наличие органов по  сертификации систем менеджмента,  экспертов- аудиторов.

4. Научные работы в  области систем менеджмента. 

5. Компетентный персонал.

6. Созданная и постоянно  обновляемая нормативная и методическая  база разработки и внедрения систем менеджмента.

7. Наличие   утверждённых  типовых  программ обучения по вопросам менеджмента; подготовленные преподаватели.

8. Пропаганда вопросов  качества  (семинары, журнал «Новости  Госстандарта»).

Слабые стороны  (W) -

1. Практически отсутствуют  эксперты-аудиторы органов по  подтверждению соответствия, зарегистрированные  в международных реестрах.

2. Медленными темпами  проводятся работы по внедрению  систем менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе принципов анализа и контроля критических точек (HACCP) и систем менеджмента в соответствии с международными стандартами ISO 14001; OHSAS 18001 и   SA 8000.

3. Формализм при внедрении  систем менеджмента, дискредитирующий  необходимость сертификации систем менеджмента.

4. Недостаточная численность  обученного персонала по системам  менеджмента, низкий процент квалифицированного  персонала.

5. Отсутствие в Республике Казахстан Института качества.

6. Слабая пропаганда политики в области систем менеджмента.

7. Недостаточная координация  органов по подтверждению соответствия  СМК и консалтинговых организаций.

Возможности (O) -

1. Значительное увеличение  числа предприятий внедривших  современные системы менеджмента  соответствующие международным стандартам.

2. Развитие сети консалтинговых  компаний по разработке и внедрению  систем  менеджмента в Казахстане, повышение качества их услуг.

3. Создание и развитие  системы органов по сертификации персонала.

4. Признание отечественных  сертификатов соответствия за  рубежом и соответственно увеличение  доли экспорта казахстанской  продукции.

 

 

Угрозы (T) -    

1. Отсутствие роста в Казахстане количества предприятий и организаций, выпускающих конкурентоспособную продукцию и услуги и как следствие снижение возможности осуществления торговых отношений с зарубежными странами.

2. Не признание на международном  рынке систем менеджмента, сертифицированных  в Казахстане и как следствие  наличие барьеров для продвижения  казахстанской продукции на мировой  рынок.1)

* Стратегия действий. Развитие систем менеджмента:

Дальнейшее развитие систем менеджмента в Казахстане должно происходить по двум направлениям:

1. Разработка и внедрение  на предприятиях и организациях  определённых сфер деятельности отдельных систем менеджмента, соответствующих ISO 9001; ISO 14001; ISO 22000; OHSAS 18001; SA 8000; ISO/IEC 16949; ISO 13485;  ISO/IEC 27001 и др.

2. Разработка и внедрение  интегрированных систем менеджмента.

* Внедрение  отдельных систем менеджмента:

2010-2015 годы 

1) Внедрение системы менеджмента  качества (ISO 9001) во всех отраслях  народного хозяйства с охватом не менее 50% предприятий;

2) Внедрение НАССР (ISO 22000) на 50% предприятий пищевой отрасли;

3) Внедрение системы экологического  менеджмента (ISO 14001) на 50% предприятий  добывающих и перерабатывающих  отраслей, 100% предприятий по добыче и переработке нефти и газа;

4) Внедрение системы менеджмента  профессиональной безопасности  и охраны труда (OHSAS 18001) на 30% предприятий  цветной и чёрной металлургии, угольной промышленности;

5) Внедрение Системы «Социальная  ответственность» (SA 8000) на всех предприятиях, внедривших OHSAS 18001, 100%  предприятиях  по добыче и переработке нефти  и газа и строительного комплекса.

* Интегрированные системы менеджмента:

Интегрированная система  менеджмента - часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных  стандартов и функционирующая как общее целое.

Интеграция систем менеджмента  – объективная необходимость. Создание интегрированных систем менеджмента  — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности  общего менеджмента организации. 

Ожидаемая результативность создания интегрированных систем менеджмента  может быть достигнута лишь в случае грамотного управления. 

 

____________________________________________________________

1) См. Турысов К.К., Есентугелов А.А. Экономические реформы: состояние экономики, проблемы, пути и перспективы экономического развития. – Алматы: Изд. «Бiлiм», с. 122-126.

Информация о работе Методологические основы менеджмента в Казахстане