Методологические основы менеджмента в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы курсовой является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идёт о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая мояШКА.docx

— 125.46 Кб (Скачать файл)

Менеджмент основывается на принципе последовательности. Действия руководителя должны следовать одни за другими и быть логически обоснованными. Например, для менеджмента неприемлемо  сначала принимать решение, а  затем оценить и осмыслить  ситуацию. Последовательность в менеджменте  может иметь циклический характер, когда действия в определённой последовательности повторяются через определённое время.

Принцип непрерывности менеджмента  означает непрерывность управления хозяйственной деятельностью. Это  позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.

В свою очередь стабильное развитие и функционирование организации  требует реализации принципа оптимального сочетания централизованного регулирования  и самоуправления отдельных элементов  организации.

Менеджмент невозможен без  соблюдения принципа учёта индивидуальных особенностей и психологии персонала, закономерностей межличностных  отношений и группового поведения, т.к. управление осуществляется людьми. Такой подход обеспечивает нормальный морально-психологический климат в коллективе организации. Решения в этом случае вырабатываются взвешенными и принимаются работниками к исполнению.

Принцип обеспечения единства прав и ответственности в каждом звене менеджмента организации  необходим для нормального протекания процесса управления. Избыток прав в менеджменте, по сравнению с  ответственностью, приводит к самовласти руководителей, их своеволию, произволу. Недостаток прав парализует деловую  активность и инициативу менеджеров.

Принцип состязательности участников управления осуществляется на основе личной заинтересованности. Личная заинтересованность поддерживается с помощью материальных и моральных вознаграждений, получения  новых знаний и практических навыков.

Современный менеджмент не может быть наиболее результативным без соблюдения принципа максимально  широкого вовлечения исполнителей в  процесс подготовки решений на всех стадиях. Принятые затем решения, в  выработку которых вложен труд и  идеи исполнителей, реализуются с  большей заинтересованностью и  активностью, чем команды начальников.

Изложенные общие методологические принципы менеджмента показывают их значимость в деле руководства.

Так, на рубеже XIX-XX вв. основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

1. научный подход к  выполнению каждого элемента  работы;

2. научный подход к  подбору, обучению и тренировке  рабочего;

3. кооперация с рабочим;

4. разделение ответственности  за результаты между менеджерами  и рабочими.

Основатель классической административной школы управления А. Файоль в книге "Общее и промышленное управление", опубликованной в 1916 г., перечислил следующие четырнадцать принципов управления:1)

____________________________________________________________

1) Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: Изд. «Инфра-М», 2006, с. 18-20.

1. Разделение труда.

2. Власть.

3. Дисциплина.

4. Единство командования.

5. Единство руководства.

6. Подчинение индивидуальных  интересов общему интересу.

7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Скалярная цепь (линия  власти).

10. Порядок.

11. Равенство.

12. Устойчивость должностей  личного состава.

13. Инициатива.

14. Честь мундира.

Принципы управления 90-х  годов нацеливает внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен  на человека, на то, чтобы усилия людей  сделать более эффективными.

К концу XX века практика выработала свои принципы:

- динамизм формирования  и развития инноваций;

- целенаправленная активация  деятельности людей, инновационной  предприимчивости;

- гуманизация процессов  труда;

- ориентация менеджмента  не на процессы деятельности, а на конечные результаты;

- самоконтроль качества  труда, продуктов и процессов  деятельности в системе менеджмента;

- качество работы и  продукции обеспечиваются принципом  добровольности, саморазвития и  взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности, массового новаторства и творческого поиска;

- эффективность менеджмента  обеспечивается соединением воедино  факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организаций,  самым главным из которых является  человек;

- человек не только  средство для достижения цели, он сам – цель менеджмента.

Всю совокупность принципов  менеджмента можно разделить  на три основные группы:

1. Общие и структурно-функциональные  принципы:

1.1. Принцип научности  управления. Этот принцип требует  построения системы управления  и её деятельности на строго  научных основаниях.

1.2. Принцип единства теории  и практики управления.

1.3. Принцип государственной  законности системы менеджмента организации. Управление организацией должно осуществляться в соответствии с законами в данной стране.

1.4. Принцип унификации элементов системы менеджмента. Необходимо обеспечить оптимальный уровень унификации объектов производства, элементов производственного потенциала, технологии,  
структур управления, информации, документов и т.д.

1.5. Принцип специализации  и универсализации процессов  производства.

1.6. Принцип органичной  целостности объекта и субъекта. Управление должно составлять  единую комплексную систему, имеющую  вход, обратную связь, связь с  внешней средой и выход.

1.7. Принцип развития системы менеджмента.

1.8. Принцип устойчивости  по отношению к внешней среде.  При изменении внешней среды  система управления организацией  не должна кардинальным образом  меняться.

1.9. Принцип мобильности  процессов управления.

1.10. Принцип автоматизации  управления.

1.11. Принцип многовариантности  управленческого решения.

1.12. Принцип плановости.

1.13. Принцип экономичности  и эффективности.

1.14. Принцип оптимального  сочетания отраслевого и территориального  управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учёта требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это всё – региональные проблемы. Любой предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления.

1.15. Принцип ответственности.

1.16. Принцип прибыльности.

1.17. Принцип маркетинговой  политики. Он предусматривает направленность  деятельности менеджера на покупателя, рынок сбыта продукции, возможность  выпуска конкурентоспособной продукции.

1.18. Принцип иерархии и  обратной связи. Предусматривает  возможность построения многоступенчатых организационных структур управления.

1.19. Принцип частной автономии  и свободы. Предполагает что все инициативы исходят из свободно действующих экономических субъектов.

1.20. Принцип единоначалия  и коллегиальности. Любое принимаемое  решение должно разрабатываться  коллегиально (или коллективно). Это  означает всесторонность (комплектность)  его разработки, учёт мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т.д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определённых и точно очерченных работ.

1.21. Принцип нововведений и инноваций. Предполагает создание внутри организации специальных инновационных подразделений, организации отделов рискованных инициатив.

1.22. Принцип периодической полной реорганизации производственных и управленческих структур. Такая реорганизация должна производиться каждые 3-5 лет, а в наиболее преуспевающих организациях – каждые 2-3 года.

1.23. Принцип контроля и  проверки исполнения.

2. Принципы, определяющие  взаимоотношения в коллективе:

2.1. Основной принцип – Партнёрство в отношениях между менеджером и коллективом. Означает замену жёстких отношений подчинённости отношениями основанными на уважении и доверии к подчинённому как к человеку, умеющему также хорошо как и менеджер выполнять свои обязанности.

2.2. Делегирование полномочий  и ответственности.

2.3. Создание наилучших условия для персонала.

2.4. Отказ от привилегий.

2.5. Расширение сфер общения  с подчинёнными.

2.6. Принцип мотивации.

2.7. Принцип рационального  подбора, подготовки и расстановки  персонала.

2.8. Принцип подчинённости  личных интересов общим.

2.9. Принцип стабильности  рабочего места для персонала.

2.10. Принцип единства направлений.

2.11. Принцип справедливости.

2.12. Принцип дисциплины.

2.13. Принцип инициативы.

2.14. Корпоративный дух.

3. Принципы, формирующие  личность менеджера:

3.1. Целенаправленное воспитание  и самовоспитание личности менеджера.

3.2. Принцип кадровой политики. Включает широкий спектр вопросов  – качество и уровень подготовки  менеджера, формы обучения, способы  и средства обучения.

Современные принципы менеджмента. Каждый учёный и каждая научная школа  помимо общепризнанных принципов менеджмента, выдвигают ряд принципов, которые  не могут быть включены в вышеприведённую  классификацию. Рассмотрим некоторые  из них.

1. Принцип системности  и комплектности. Этот принцип  требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость  использования элементов теории  больших систем, системного анализа  в каждом управленческом решении.  Комплектность в управлении означает  необходимость всестороннего охвата  всей управляемой системы, учёта всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учёт всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т.д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплектность – развернуть их по горизонтали.

2. Принцип демократического  централизма. Этот принцип является  одним из важнейших и означает  необходимость разумного, рационального  сочетания централизованного и  децентрализованного начал в управлении. Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Цель централизации – увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления. Негативные стороны централизации заключаются в снижении оперативности управления, уменьшения возможностей адаптации к новым условиям работы. Децентрализация управления – это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией. Цель децентрализации – облегчение процессов принятия решений и инициатив на нижних уровнях управления. Негативные стороны децентрализации – эмерджентность, обособленность частей, что часто ведёт к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях.

3. Принцип оптимизации  управления. Любая управляемая система  эволюционно развивается, совершенствуется, в ней возрастает упорядоченность,  оптимизируется структурная организация.  Источником, причиной развития являются  внутренние противоречия системы.  Этот важный принцип управления  можно сформулировать так –  оптимизация управления повышает  эффективность управляемой системы.

4. Принцип соответствия. Определить соответствие работника занимаемой должности – задача не из лёгких. Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадёт без пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности.

5. Принцип автоматического  замещения отсутствующего. Замещение  отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически  на основе действующих служебных  должностных инструкций и регулироваться  формально. В каждой должностной  инструкции должно быть ясно  и однозначно сказано о необходимости  владеть кругом вопросов, относящихся  к компетенции двух-трёх ближайших  коллег для выполнения их функций  в особых случаях.

Информация о работе Методологические основы менеджмента в Казахстане