Методологические основы менеджмента в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы курсовой является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идёт о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая мояШКА.docx

— 125.46 Кб (Скачать файл)

- ситуационный подход. Центральным  моментом ситуационного подхода  является ситуация – конкретный  набор обстоятельств, существенно  влияющих на организацию. Результаты  одних и тех же управленческих  действий в различных ситуациях  могут очень сильно отличаться  друг от друга, поэтому менеджеры  должны исходить из того, в  какой ситуации они действуют;

- исследование операций  – это методология применения  математических количественных  методов для обоснования решений  задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука  о законах и способах разработки  прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов  относятся: определение будущих  значений на основе имеющихся  данных, определение различных сценариев  развития ситуации, определение  тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений  исследует то, как человек или  группа людей принимают решения,  и разрабатывают методы принятия  решений, помогающих обосновать  выбор альтернативы из нескольких  возможны ситуациях неопределённости  и риска;

- теория организации,  которая отвечает на вопросы:  зачем организации нужны, какими  они бывают и как создаются,  функционируют, изменяются; изучает  влияние, которое оказывают индивидуумы  и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает  закономерности, механизмы и факты  психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация  личности, восприятие окружающего  мира, удовлетворённость работой,  оценка действий, отношение к  труду, формы поведения;

- социология, которая изучает  общество как целостный социальный  организм; социальные общности и  взаимоотношения между ними; социальные  процессы, социальные организации;  взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения  людей; групповую динамику; нормы,  роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную  культуру, социализацию и др.;

- социальная психология  – отрасль психологии, изучающая  закономерности: поведения человека  в социальной организации; взаимоотношений  людей в процессе совместной  деятельности; развития нравственно-психологического  климата в коллективе; возникновения  и развития коллективных и  личностных установок, мотивов,  побуждений; возникновения и разрешения  межличностных конфликтов; лидерства  и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической  адаптации людей в стрессовых  ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.;

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право  и многие другие.

Индивидуум создавал блага  и услуги, предназначенные на продажу (производственная функция), самостоятельно принимал решения о путях и  формах развития своего дела, сам нёс  ответственность (предпринимательская  функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресурсами текущую  хозяйственную деятельность (управленческая функция), сам распоряжался результатами своего труда (функция присвоения).

С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян, основанных на самоуправлении, в крупные  предприятия положение изменилось. Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое  привлечение наёмного труда привело  к тому, что собственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных  функций. Сначала наёмным работникам была полностью передана производственная функция, затем функция текущего управления и контроля. С появлением акционерной формы собственников  стало много и изменился сам объект собственности: теперь это было уже не просто предприятие, а денежный вклад в капитал АО, которому это предприятие принадлежало. Управлять АО стали наёмные управляющие.

Управление превратилось в особый вид деятельности в связи  с усложнением экономических процессов, вовлечением в них значительной массы людей. В этих условиях понадобилось выделять специальных руководителей, управляющих, менеджеров, создавать органы управления, в задачу которых входит согласование действий отдельных участников совместной деятельности.

Для того чтобы понять как  возник менеджмент, рассмотрим основные эпохи экономического развития на примере  США:

- эпоха массового производства  – 1880-1930 гг. Основная задача –  максимизация объёмов производства слабо дифференцированного товара с минимальными издержками.

- эпоха массового сбыта  – 1930-1950 гг. критической точкой  перехода стал момент, когда предложение  дешёвой слабо дифференцированной  серийно производимой продукции  превысило спрос.

Упал спрос на модель "Форда Т"; "Дженерал Моторс", которые явились пионерами диверсификации, поставляя ежегодно новые модели на рынок. (Форд последовал этому примеру).

Характерные черты:

- влияние на выбор потребителей, используя расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

- усовершенствование и  организация сбыта;

- расширение рекламы.

Именно в эту эпоху  зародился маркетинг как философия  бизнеса, во главу угла которой была поставлена – необходимость выявления, необходимость предсказания, формирование и удовлетворение потребностей клиентов. Начался бурный расцвет НТП. "Дженерал Электрик", "Дюпон" и другие стали создавать научно исследовательские центры. Эта эпоха относительной стабильности и предсказуемости. Использовалось долгосрочное планирование.

С середины 50-х годов начинается "постиндустриальная эпоха", которая продолжается по настоящее время.

Характерные черты:

- ускорение темпов НТП;

- новый уровень благосостояния, достигнутый обществом;

- изменилась структура  экономики и в некоторой степени  её идеология: высокая степень  дифференцированности продукции;  финансирование решения экологических  проблем; борьба с инфляцией;  ограничение монополий; выявление  нужд потребителей и т.д.;

- увеличение темпа протекания  экономических процессов;

- усиление конкуренции.

Усложнилась структура внешней  среды; возросла её неопределённость во времени. Всё это усложнило управление организациями, особенно диверсифицированными – концернами и конгломератами.

 

1.3 Понятие, сущность и классификация методов менеджмента

Главной целью деятельности организации является получение  прибыли. Но эффективная работа невозможна, если она не структурирована и  не регулируется принципами ведения  управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

В системе методологии  центральное место занимает подсистема методов исследования.

Методы – это способы, приёмы получения новых и проверки на истинность старых знаний.

Методы менеджмента –  это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте  являются:

1) эксперимент; 

2) тестирование, анкетирование  и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации;

3) изучение документации организации;

4) моделирование.

Научную базу менеджмента  составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных  выше.

Классификация методов менеджмента:

1. Экономические – это  система приёмов и способов  влияния на исполнителей с  помощью конкретного измерения  затрат и результатов. В качестве  основных методов здесь выступает  система заработной платы и  премирования. Экономические методы  разделяются на:

а) Государственная регуляция:

- налоги;

- антимонопольное законодательство;

- ссуда;

- дотации.

б) Рыночная регуляция:

- конкуренция;

- спрос;

- снижение цен;

- распродажа.

в) Внутреннее организационное  направление.

2. Административные –  это методы прямого действия, которые носят директивный обязанностей  характер, основанный на дисциплине, ответственности, власти, принуждению.  Административные методы разделяют  на организационные и распорядительные.

а) Организационные:

- организационное проектирование;

- регламентирование –  установление правил, обязательных  для выполнения;

- организационное нормирование  – это нормы и нормативы  расходов ресурсов.

б) Распорядительные: приказы, команды, рекомендации, инструкции.

3. Социально-психологические  методы – эти методы основаны  на использовании моральных стимулов, особенных способов коммуникаций, образов, метафор и других способов  влияния на эмоции людей.

К этим методам относят:

- моральное поощрение;

- социальное планирование;

- убеждение;

- внушение;

- личный пример;

- создание и поддержка  морального климата в коллективе.

Таким образом, с другой стороны, методы менеджмента означают совокупность способов и приёмов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижения целей организации.

 

Глава II. Методологические основы менеджмента в Республике Казахстан на современном этапе

 

2.1 Эволюция основ методологии и организации менеджмента в Казахстане

История управленческой мысли  в Казахстане уходит своими корнями  в глубь веков.

Одним из первых мыслителей в области управления X-XI вв. был Мухаммед Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг.), доказавший лживость предсказаний правителей по звёздам и др. природным явлениям прогнозировали будущее государства. Значительный интерес представляют его идеи о происхождении человеческого общества, о государственном строе.

Государственным и духовным деятелем в эпоху Тауке-би были Толе-би (1663-1756 гг.), Казыбек-би (1667-1763 гг.), Айтике-би (1682-1726 гг.). Свои взгляды по управлению государством они изложили в первом, писанном своде законов "Жеты-Жаргы" (Семь установлений), где закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахстанского общества, административного, гражданского и уголовного права. Согласно "Жеты-Жаргы":

- верховная власть сосредотачивалась  в руках хана;

- управление осуществлялось  посредством султанов и родоплеменных  старшин, через народные собрания  – курултай.

Абулхаир-хан (1693-1748 гг.) создал самостоятельное ханство и в  течение 40 лет удерживал государственную  власть. Однако его ханство не стало  централизованным государством, оно  подразделялось на несколько улусов.

В середине XVIII века Абылай-хану удалось восстановить территориальные владения Казахстана и он осуществил значительные преобразования в государстве.

Первым казахским инженером-менеджером, организатором производства был  К. Сатпаев. Он впервые решал вопросы  производительности труда шахтёров и мотивации деятельности людей  к труду, взаимоотношений рабочих, профсоюзов с предприятием.

Огромный вклад в государственное  управление экономикой внёс Д. Кунаев.

Развитие менеджмента  на современном этапе.

В 90-е годы управленческая ситуация в экономике Казахстана изменилась. Рыночная система сменила  административно-командные методы управления. Наступило время создания высокоорганизованной системы государственной  службы, сочетающую зарубежный опыт управления и специфику экономики Казахстана.

Информация о работе Методологические основы менеджмента в Казахстане