Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа
Актуальностью данной темы курсовой является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идёт о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.
- ситуационный подход. Центральным
моментом ситуационного
- исследование операций
– это методология применения
математических количественных
методов для обоснования
- прогностика – наука
о законах и способах
- теория принятия решений
исследует то, как человек или
группа людей принимают
- теория организации,
которая отвечает на вопросы:
зачем организации нужны,
- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворённость работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;
- социология, которая изучает
общество как целостный
- социальная психология
– отрасль психологии, изучающая
закономерности: поведения человека
в социальной организации;
- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.;
- юридическая наука, например,
хозяйственное и финансовое
Индивидуум создавал блага и услуги, предназначенные на продажу (производственная функция), самостоятельно принимал решения о путях и формах развития своего дела, сам нёс ответственность (предпринимательская функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресурсами текущую хозяйственную деятельность (управленческая функция), сам распоряжался результатами своего труда (функция присвоения).
С превращением мелких индивидуальных
хозяйств ремесленников и крестьян,
основанных на самоуправлении, в крупные
предприятия положение
Управление превратилось в особый вид деятельности в связи с усложнением экономических процессов, вовлечением в них значительной массы людей. В этих условиях понадобилось выделять специальных руководителей, управляющих, менеджеров, создавать органы управления, в задачу которых входит согласование действий отдельных участников совместной деятельности.
Для того чтобы понять как возник менеджмент, рассмотрим основные эпохи экономического развития на примере США:
- эпоха массового производства – 1880-1930 гг. Основная задача – максимизация объёмов производства слабо дифференцированного товара с минимальными издержками.
- эпоха массового сбыта
– 1930-1950 гг. критической точкой
перехода стал момент, когда предложение
дешёвой слабо
Упал спрос на модель "Форда Т"; "Дженерал Моторс", которые явились пионерами диверсификации, поставляя ежегодно новые модели на рынок. (Форд последовал этому примеру).
Характерные черты:
- влияние на выбор потребителей,
используя расширение
- усовершенствование и организация сбыта;
- расширение рекламы.
Именно в эту эпоху
зародился маркетинг как
С середины 50-х годов начинается "постиндустриальная эпоха", которая продолжается по настоящее время.
Характерные черты:
- ускорение темпов НТП;
- новый уровень благосостояния, достигнутый обществом;
- изменилась структура
экономики и в некоторой
- увеличение темпа протекания экономических процессов;
- усиление конкуренции.
Усложнилась структура внешней среды; возросла её неопределённость во времени. Всё это усложнило управление организациями, особенно диверсифицированными – концернами и конгломератами.
1.3 Понятие, сущность и классификация методов менеджмента
Главной целью деятельности организации является получение прибыли. Но эффективная работа невозможна, если она не структурирована и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.
В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования.
Методы – это способы, приёмы получения новых и проверки на истинность старых знаний.
Методы менеджмента –
это система правил и процедур
решения различных задач
Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются:
1) эксперимент;
2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации;
3) изучение документации организации;
4) моделирование.
Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных выше.
Классификация методов менеджмента:
1. Экономические – это
система приёмов и способов
влияния на исполнителей с
помощью конкретного измерения
затрат и результатов. В
а) Государственная регуляция:
- налоги;
- антимонопольное
- ссуда;
- дотации.
б) Рыночная регуляция:
- конкуренция;
- спрос;
- снижение цен;
- распродажа.
в) Внутреннее организационное направление.
2. Административные –
это методы прямого действия,
которые носят директивный
а) Организационные:
- организационное
- регламентирование – установление правил, обязательных для выполнения;
- организационное нормирование – это нормы и нормативы расходов ресурсов.
б) Распорядительные: приказы, команды, рекомендации, инструкции.
3. Социально-психологические
методы – эти методы основаны
на использовании моральных
К этим методам относят:
- моральное поощрение;
- социальное планирование;
- убеждение;
- внушение;
- личный пример;
- создание и поддержка
морального климата в
Таким образом, с другой стороны, методы менеджмента означают совокупность способов и приёмов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижения целей организации.
Глава II. Методологические основы менеджмента в Республике Казахстан на современном этапе
2.1 Эволюция основ методологии и организации менеджмента в Казахстане
История управленческой мысли в Казахстане уходит своими корнями в глубь веков.
Одним из первых мыслителей в области управления X-XI вв. был Мухаммед Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг.), доказавший лживость предсказаний правителей по звёздам и др. природным явлениям прогнозировали будущее государства. Значительный интерес представляют его идеи о происхождении человеческого общества, о государственном строе.
Государственным и духовным деятелем в эпоху Тауке-би были Толе-би (1663-1756 гг.), Казыбек-би (1667-1763 гг.), Айтике-би (1682-1726 гг.). Свои взгляды по управлению государством они изложили в первом, писанном своде законов "Жеты-Жаргы" (Семь установлений), где закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахстанского общества, административного, гражданского и уголовного права. Согласно "Жеты-Жаргы":
- верховная власть
- управление осуществлялось
посредством султанов и
Абулхаир-хан (1693-1748 гг.) создал самостоятельное ханство и в течение 40 лет удерживал государственную власть. Однако его ханство не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько улусов.
В середине XVIII века Абылай-хану удалось восстановить территориальные владения Казахстана и он осуществил значительные преобразования в государстве.
Первым казахским инженером-
Огромный вклад в
Развитие менеджмента на современном этапе.
В 90-е годы управленческая
ситуация в экономике Казахстана
изменилась. Рыночная система сменила
административно-командные
Информация о работе Методологические основы менеджмента в Казахстане