Методы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.
В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

Содержание работы

Тема 1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Связь понятий «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент»
2. Основные характеристики понятия муниципального менеджмента
3. Механизм управления муниципальным образованием
Тема 2. ТЕОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Место муниципального управления в системе местного самоуправления
2. Структура субъекта и объекта муниципального управления
3. Цели и задачи муниципального управления
4. Законы, закономерности и принципы муниципального управления
Тема 3. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Исторические основы муниципального управления
2. Правовые основы муниципального управления
3. Организационные основы муниципального управления
4. Финансово-экономические основы муниципального управления
5. Территориальные основы муниципального управления
Тема 4. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Англосаксонская муниципальная система
2. Французская (континентальная) муниципальная система
3. Коммунальное самоуправление в Германии
Тема 5. ТЕХНОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Функции муниципального управления
2. Методы муниципального управления
3. Процесс муниципального управления
Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Управление муниципальным хозяйством
2. Управление муниципальным имуществом
3. Управление муниципальными финансами
4. Управление социально-культурной сферой
5. Управление развитием муниципального образования
6. Управление муниципальным персоналом
Тема 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Понятие муниципальной политики
2. Муниципальная политика в экономической сфере
3. Муниципальная политика в социальной сфере
4. Муниципальная политика в политической сфере
5. Муниципальная политика в духовной сфере
Тема 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Информационное обеспечение
2. Техническое обеспечение
3. Кадровое обеспечение (Муниципальная служба)
Тема 9. РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Стратегическое планирование
2. Стратегическое управление
3. Управление по результатам
4. Маркетинг в муниципальном образовании
5. Логистика в муниципальном образовании
6. Территориальное общественное самоуправление
Тема 10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Показатели эффективности муниципального управления
2. Методы повышения эффективности муниципального управления

Файлы: 1 файл

менеджментт.docx

— 120.64 Кб (Скачать файл)

 

Для населения самоуправляющейся  территории:

  1. Решаются проблемы каждого конкретного жителя.
  2. Улучшаются условия жизни на территории.
  3. Привлекаются дополнительные средства для решения существующих проблем.
  4. Самореализуется активная часть сообщества.
  5. Активнее и полнее учитываются и реализуются их права и интересы.
  6. Становиться реально давать наказы и контролировать деятельность депутатов от территории всех уровней власти

 

Взаимодействие территориального общественного самоуправления и  муниципального управления

 

Направления взаимодействия

  1. Правовое регулирование ТОС
  2. Разработка программ развития ТОС
  3. Делегирование дополнительных полномочий
  4. Обеспечение экономической основы ТОС
  5. Содействие сохранению и развитию местных исторических традиций
  6. Защита прав жителей на ТОС

 

Принципы взаимодействия

  1. Законность
  2. Сочетание интересов территории и муниципального образования
  3. Самостоятельность ТОС
  4. Взаимное согласие органов ТОС и МС при решении вопросов совместной компетенции
  5. Обеспечение материальными и финансовыми ресурсами при осуществлении вопросов, требующих совместного решения
  6. Добровольность заключения договоров и соглашений
  7. Взаимная ответственность
  8. Гласность

 

Формы организации  ТОС:

 

Вариант 1. Собрание, сход, конференция

Достоинство - форма непосредственной демократии.

Недостатки - сложно собрать  и информировать жителей.

Вариант 2. Комитет общественного самоуправления

Достоинство - простая организационная  структура. Недостатки - в одном органе сосредоточены представительные и  исполнительные функции.

Вариант 3. Совет общественного самоуправления - “зависимый” председатель

Председатель избирается Советом из своего состава и является фактически исполнительным органом.

Достоинство – приемлем для маленьких сообществ, недостаток - отсутствие явного лидера.

Вариант 4. Совет общественного самоуправления - “независимый” председатель

Председатель избирается одновременно с Советом.

Достоинство - есть с кого спросить, недостаток - если председатель плохой руководитель или человек, имеющий  цели, далекие от целей ТОС.

Вариант 5. Совет общественного самоуправления - управляющий

Достоинство - профессионал руководит территорией, недостаток - он может заняться политикой.

 

Вариант 1 относится к  ОТОС прямого участия.

Варианты 2 и 3 можно отнести  к ОТОС непрямого участия.

Варианты 4 и 5 можно отнести  к коалициям (различные ООС в  составе ОТОС).

 

Полномочия органов  ТОС:

 

Органы  ТОС имеют право:

- свободно распространять информацию  о своей деятельности,

- участвовать в заседаниях органов  местного самоуправления,

- участвовать в выработке решений  органов государственной власти  и местного самоуправления,

- представлять и защищать права  и законные интересы жителей,

- выступать с инициативами по  вопросам местного значения,

- разрабатывать и представлять  органам местного самоуправления  планы социально-экономического  развития своей территории

- представлять органам местного  самоуправления заключения по  вопросам совместной компетенции.

 

Органы  ТОС обязаны:

- соблюдать законодательство,

- обеспечивать гласность об использовании средств и имущества,

- периодически отчитываться о своей работе,

- информировать органы местного  самоуправления о проводимых  мероприятиях.

 

Направление и уровни развития ТОС

Для того, чтобы территориальное самоуправление постоянно развивалось необходимо изменение организационно-правовых форм самоуправления. От чисто общественной организации к комитетам общественного самоуправления (КОС), где назначенный председатель подбирает себе активистов в комитет и находится на ставке в администрации. Далее к совету общественного самоуправления (СОС), где совет и председатель избираются населением, появляется смета и аппарат совета, зарплату председатель получает в совете. Далее - территориальная община, создаваемая в целях защиты коренных интересов жителей, с соответствующими полномочиями и собственным бюджетом. Далее - муниципальный округ, как составная часть муниципального управления, с полноценным бюджетом территории, полномочиями и работниками, обслуживающими жителей.

 

Эволюция  ТОС 

 

Как любая социально-экономическая  система ТОС обладает своим жизненным  циклом, состоящим из нескольких этапов.

1. Этап организации - период возникновения идей ТОС в умах единиц.

2. Этап становления - период образования актива ТОС, нарабатывания опыта.

3. Этап зрелости - период стабильной популярности идей ТОС в массах и их реальной полезности для населения.

4. Этап угасания - период упадка в деятельности ТОС, одни уже не могут, другие еще не хотят.

5. Этап ликвидации – когда никому ничего не надо.

Задача состоит в том, чтобы продлить 3 этап и далее  переходить к следующему уровню развития.

 

 

Компетенция органа ТОС определяется собственным Уставом, а также  договорными обязательствами и  полномочиями, делегированными органами местного самоуправления.

 

К функциям ТОС относятся  основные направления деятельности:

  • обеспечение участия жителей территории в решении вопросов местного значения;
  • управление собственностью и финансовыми средствами ТОС;
  • участие в обеспечении охраны общественного порядка;
  • участие в обеспечении комплексного развития собственной территории – защита интересов и прав ТОС;
  • участие в обеспечении удовлетворения потребностей жителей в услугах.

 

Органы ТОС могут  организовывать свою деятельность по следующим направлениям:

  • охрана окружающей среды и правопорядка;
  • сохранение и эксплуатация жилого, нежилого фондов и объектов социальной сферы,
  • воспитание детей и молодежи, организация досуга населения;
  • благотворительность и движение милосердия;
  • защита прав потребителей;
  • проведение опросов населения и обсуждение различных вопросов;
  • контроль деятельности ЖКХ.

 

Уставом может устанавливаться  сфера совместной деятельности органов  ТОС и местного самоуправления, а  также перечень вопросов, которые  не могут быть решены без согласования с органами ТОС. Органы ТОС могут  быть юридическими лицами, осуществлять экономическую деятельность, иметь  и самостоятельно использовать финансовые ресурсы, которые образуются за счет доходов от экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований  и других поступлений.

 

Права юридического лица открывают следующие возможности  для органов ТОС в реализации собственных инициатив:

  • создавать предприятия и организации для осуществления хозяйственной деятельности по социально-экономическому развитию своей территории, удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах;
  • учреждать общественные объединения, некоммерческие организации, клубы по интересам, центры досуга, другие учреждения и организации для удовлетворения социально-культурных потребностей населения;
  • выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, строительству, эксплуатации и ремонту жилого и нежилого фондов, объектов социально-бытовой сферы с использованием как средств местного бюджета, так и собственных финансовых средств;
  • сдавать в аренду помещения, здания, сооружения, находящиеся в управлении или собственности;
  • использовать имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы для развития социально сферы;
  • кооперировать на добровольной основе средства физических и юридических лиц для финансирования целевых социальных программ, создавать фонды местной инициативы;
  • участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;
  • определять собственные штаты и порядок их оплаты;
  • осуществлять иную, не запрещенную законом деятельность, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей своего населения.

 

В настоящее время всем стало  ясно, что необходимо дальнейшее развитие ТОС, но в чем оно должно заключаться. Учитывая имеющийся российский и зарубежный опыт можно сделать вывод, что необходима муниципализация территориального общественного самоуправления. ТОС уже переросло свою общественную форму. Оно – являясь частью местного самоуправления, но став профессиональным – должно стать частью муниципального управления. На самоуправляющихся территориях решаются серьезные местные проблемы, требующие для своего решения больших ресурсов и высокой квалификации. По мере роста советов самоуправления и повышения уровня их актива и бюджета необходимо их преобразовывать в общину или муниципальный округ с повышением их статуса и полномочий.

 

 

Тема 10. Эффективность муниципального управления

 

1. Показатели эффективности  муниципального управления

2. Методы повышения эффективности  муниципального управления

 

1. Показатели эффективности  муниципального управления

Результаты муниципального управления наглядно видны в состоянии  муниципального хозяйства и благосостоянии населения в социальной и духовной сфере, в общественной безопасности (правопорядке) и в других сторонах жизни муниципального образования. Все население в целом и  каждый конкретный житель имеют свое мнение относительно рациональности и  эффективности муниципального управления.

Существуют три уровня критериев эффективности муниципального управления: а) общая социальная эффективность; б) эффективность организации и  функционирования муниципального управления; в) эффективность деятельности конкретных органов и должностных лиц.

Показателями общей социальной эффективности муниципального управления конкретного муниципального образования  являются уровень и качество жизни  населения.

Под уровнем жизни населения  понимается уровень потребления  материальных благ (обеспеченность населения  промтоварами, продуктами питания, жильем и т.д.). Доля населения, находящаяся  за “чертой бедности” является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни  в данном муниципальном образовании.

Качество жизни населения  характеризуют условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования  свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическая и  имущественная безопасность граждан  и т.п.

Показателями эффективности  организации и функционирования субъекта муниципального управления являются следующие группы: а) финансовые затраты  на содержание субъекта управления (удельный вес, расходы на зарплату и др.); б) экономия труда и материалов в  системе управления (сокращение трудоемкости и численности, повышение производительности, экономия электроэнергии и материалов и др.); в) затраты времени на выполнение отдельных операций и всего процесса управления (сокращение затрат времени  на сбор, обработку информации, выработку  и реализацию управленческих решений  и др.).

Эффективность деятельности конкретных органов и должностных лиц местного самоуправления определяется степенью достижения целей и выполнения конкретных задач, поставленных в Положении о структурном подразделении (Устава), а конкретного должностного лица – выполнением в полном объеме требований должностной инструкции.

Информация о работе Методы муниципального управления