Методы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.
В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

Содержание работы

Тема 1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Связь понятий «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент»
2. Основные характеристики понятия муниципального менеджмента
3. Механизм управления муниципальным образованием
Тема 2. ТЕОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Место муниципального управления в системе местного самоуправления
2. Структура субъекта и объекта муниципального управления
3. Цели и задачи муниципального управления
4. Законы, закономерности и принципы муниципального управления
Тема 3. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Исторические основы муниципального управления
2. Правовые основы муниципального управления
3. Организационные основы муниципального управления
4. Финансово-экономические основы муниципального управления
5. Территориальные основы муниципального управления
Тема 4. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Англосаксонская муниципальная система
2. Французская (континентальная) муниципальная система
3. Коммунальное самоуправление в Германии
Тема 5. ТЕХНОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Функции муниципального управления
2. Методы муниципального управления
3. Процесс муниципального управления
Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Управление муниципальным хозяйством
2. Управление муниципальным имуществом
3. Управление муниципальными финансами
4. Управление социально-культурной сферой
5. Управление развитием муниципального образования
6. Управление муниципальным персоналом
Тема 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Понятие муниципальной политики
2. Муниципальная политика в экономической сфере
3. Муниципальная политика в социальной сфере
4. Муниципальная политика в политической сфере
5. Муниципальная политика в духовной сфере
Тема 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Информационное обеспечение
2. Техническое обеспечение
3. Кадровое обеспечение (Муниципальная служба)
Тема 9. РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Стратегическое планирование
2. Стратегическое управление
3. Управление по результатам
4. Маркетинг в муниципальном образовании
5. Логистика в муниципальном образовании
6. Территориальное общественное самоуправление
Тема 10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Показатели эффективности муниципального управления
2. Методы повышения эффективности муниципального управления

Файлы: 1 файл

менеджментт.docx

— 120.64 Кб (Скачать файл)

е) обучение – разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы;

ж) оценка трудовой деятельности – разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника.

Существуют следующие  общие принципы управления персоналом:

  • подбор и расстановка кадров в соответствии с деловыми качествами;
  • сочетание опытных работников с молодыми кадрами;
  • обеспечение необходимой преемственности кадров;
  • создание условий для роста и выдвижения кадров, соблюдение объективных, научно обоснованных критериев их оценки;
  • всесторонняя помощь кадрам управления в повышении квалификации;
  • четкое определение обязанностей и ответственности кадров;
  • учет общих и специальных требований при подборе работников, в т.ч. их психологической совместимости, от которой во многом зависит слаженная работа аппарата управления.

Тема 7. Основные направления муниципальной политики

 

1. Понятие муниципальной политики

2. Муниципальная политика в экономической сфере

3. Муниципальная политика в социальной сфере

4. Муниципальная политика в политической сфере

5. Муниципальная политика в духовной сфере

 

1. Понятие муниципальной политики

Муниципальное образование, как управляемая система, может  быть охарактеризована в содержательном срезе, т.е. в зависимости от социальных функций, выполняемых ее различными элементами. Критериями такого разграничения выступают, во-первых, цели и направления функционирования (деятельности) управляемых объектов; во-вторых, содержание их основной (главенствующей) по характеру деятельности; в-третьих, материальные, социальные и духовные результаты деятельности, посредством которых главным образом выражаются их общественные функции (значение для жизни людей), и, в-четвертых, преобладающие закономерности их функционирования и организационные формы.

В соответствии с основными  сферами муниципального образования  и указанными критериями управляемые  объекты подразделяются на следующие  видовые группы: экономические, социальные и духовные. В известном смысле управляемыми являются и политические объекты, но тут существуют свои тонкости, поскольку политические отношения, явления и процессы выступают, с одной стороны, управляемыми, в нашем случае органами местного самоуправления, а с другой – управляющими самими этими местными органами власти.

Сущность муниципального управления раскрывается и реализуется  во взаимодействии органов местного самоуправления с населением, в том, что и как они делают по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной деятельности людей.

Концентрированное выражение  “сущности муниципального управления”  содержится в проводимой ОМС политике – совокупности целей и задач, практически реализуемых органами местного самоуправления, и средств  используемых при этом.

Средства реализации муниципальной  политики бывают самые разнообразные: от многообразия собственности до воспитания подрастающего поколения.

Смысл муниципальной политики заключается в совершенствовании  материального и духовного производства и социальных условий жизни населения  на базе современных технологий и  взаимовыгодного разделения труда  с другими муниципальными образованиями  и государственными органами.

Основу муниципальной  политики составляют стратегические ориентиры.

Муниципальная политика –  это искусство управления муниципальным  образованием, ведение муниципальных  дел, содержание деятельности муниципальных  органов власти. Всякие элементы муниципального управления приобретают политический характер, если затрагивают интересы социальных групп, классов, широких  слоев населения.

Муниципальная политика всегда отражает определенные интересы, прежде всего социально-экономические, она  вытекает из экономического состояния  муниципального образования и является эффективной, если соответствует потребностям развития.

Основные направления  муниципальной политики определяются в местном бюджете.

 

2. Муниципальная политика в экономической сфере

В большинстве экономических управляемых объектов осуществляется непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства. В них потребляются природные ресурсы, средства производства, рабочая сила, и одновременно создаются новые продукты производственного и непроизводственного назначения. На эти объекты влияют: природная среда, состав и качество природных ресурсов, уровень развития производительных сил, научно-технический прогресс, тип общественных отношений и их уровень, степень трудовой, социальной и интеллектуальной развитости человека и многие другие моменты. Состояние и продуктивность экономических управляемых объектов характеризуют в главном уровень развития муниципального образования и возможности муниципального управления в нем.

Муниципальная политика в экономической  сфере направлена прежде всего на:

  • стабилизацию экономического положения и совершенствование структуры градообразующей базы муниципального образования;
  • использование местных и региональных ресурсов для развития в муниципальном образовании эффективной социально ориентированной экономики и укрепления социальной сферы;
  • формирование в муниципальном образовании механизма саморазвития;
  • формирование рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное производство в условиях рынка;
  • создание системы финансово-экономическим мер, стимулирующих развитие производительных сил муниципального образования, реализацию его ресурсного, кадрового, социального и природного потенциала;
  • оказание поддержки предприятиям в преодолении спада производства, минимизации социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств;
  • структурную перестройку производства, его диверсификацию, перепрофилирование отдельных предприятий на изготовление товаров и услуг, пользующихся спросом на рынке;
  • реализация правовых и экономических мер, содействующих укреплению местного бюджета, расширению базы поступления доходов;
  • развитие малого предпринимательства;
  • создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов и установление устойчивых производственно-технологических и коммерческих связей между муниципальными образованиями, а также с зарубежными партнерами;
  • реализация системы правовых, финансово-экономических, организационных, и социально-психологических мер, стимулов, обеспечивающих создание предпринимательской среды.

 

3. Муниципальная политика в социальной сфере

Социальные управляемые  объекты (объекты, как принято говорить, социальных услуг либо социального  обслуживания) осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и  здоровья человека, его физическое развитие, организацию дошкольного  и специального трудового воспитания, на создание коммунальных, торговых и  бытовых условий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важных взаимосвязей, в которых выражается процесс  воспроизводства и общения человека. В совокупности они образуют сложную и очень важную сферу муниципального образования, в рамках которой происходит как потребление материальных и социальных продуктов и условий, так и одновременное воспроизводство человека. Социальные управляемые объекты тесно связаны с экономическими управляемыми объектами, основываются на продуктах (результатах) их деятельности и их потребления. Вместе с тем их деятельность имеет и самостоятельное проявление, заключающееся в оказании разного рода жизненно необходимых услуг.

Муниципальная политика в  социальной сфере прежде всего должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности:

  • улучшение состояния окружающей среды;
  • удержание на социально безопасном уровне безработицы;
  • поддержку населения живущего ниже уровня прожиточного минимума.

 

4. Муниципальная политика в политической сфере

Наличие политических управляемых объектов обусловлено несколькими причинами. Во-первых, тем, что сфера политики и сфера муниципального управления не совпадают полностью друг с другом, не накладываются одна на другую: политические интересы реализуются не только через государственное и муниципальное управление, так же как и муниципальное управление занято решением не только политических проблем. Во-вторых, политическая деятельность, которая, хотя и направлена в конечном счете на управление муниципальными и общественными делами и в этом, собственно, и выражается, имеет более широкий смысл, ибо включает в себя теоретическую деятельность в сфере политики, деятельность по формированию политического сознания людей, политическую пропаганду и агитацию, политическую организацию. В-третьих, политическая деятельность в своем, так сказать, фундаменте осуществляется в гражданском обществе и выступает относительно самостоятельно по отношению к муниципальному образованию. В качестве политических управляемых объектов поэтому можно назвать: деятельность научно-исследовательских учреждений в области изучения местных проблем; обеспечение функционирования структур политического и правового просвещения, пропаганды, агитации и информирования; организацию и функционирование форм, процедур и других механизмов демократии и т.д.

Поскольку политика – это искусство  управления, поскольку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на достижения наук, в частности теории муниципального управления, а во-вторых, соответствовать  высшим критериям нравственности: ведь именно эта деятельность является наиболее ответственной из всех видов деятельности муниципальных органов.

В самом общем виде просматривается  три основных направления политической деятельности органов местного самоуправления. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение политических и социальных сил, возможности муниципального образования  на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка методов, средств, форм организации муниципальных  служащих и населения для достижения поставленных целей. В-третьих, соответствующий  подбор и расстановка муниципальных  кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

Осуществление деятельности органов местного самоуправления в  политической сфере невозможно без  наличия определенной системы. Она  представляет собой совокупность следующих  элементов: органы местного самоуправления, политические партии, профсоюзы, различные  общественные организации. Это главные  составные элементы системного целого, механизма, с помощью которого осуществляется местная власть в муниципальном  образовании.

Муниципальная политика в  этой сфере направлена на:

  • реализацию прав и свобод гражданина и человека на территории муниципального образования;
  • соответствие принимаемых решений важнейшим интересам населения, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в муниципальном образовании;
  • реализацию отработанных демократических процедур участия населения в управленческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • реализацию механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами и субъектами и объектами муниципального управления;
  • профессиональную и нравственную безупречность муниципальных служащих;
  • повышение уровня правовых знаний и правовой культуры населения.

 

5. Муниципальная политика в духовной сфере

К духовным управляемым  объектам относятся те организационно представленные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность – выработка идей и взглядов, мировоззренческих представлений, эстетических и этических ценностей и т.д., так и духовно-практическая – освоение выработанных духовных продуктов сознанием (особенно массовым) людей, повышение их образовательного и культурного уровня, использование духовных идеалов, норм и ценностей в повседневной жизни. Духовная жизнь – многогранный и специфический объект муниципального управления. Разумеется, что процесс производства и потребления духовных продуктов по своей сути есть процесс свободный, творческий, открытый для каждого человека. Но нельзя не замечать (и не считаться с этим), что данный процесс, включающий в себя духовное производство, распределение духовных продуктов (в том числе и навязывание некоторых из них посредством массовой информации), их потребление, формирование и развитие сознания общества и отдельного человека и т.д., осуществляется в определенных организационных формах, на базе определенных материально-финансовых средств и специально (профессионально) выделенными и подготовленными группами людей.

Информация о работе Методы муниципального управления